Данат Жумин, эксперт в области креативной экономики

Креативные индустрии – новый для многих стран сектор экономики, в котором услуги, продукты создаются в результате творческой деятельности людей.
На протяжении практически всей нашей истории мы рассматривали творчество как нечто дотируемое, существующее только для того, чтобы радовать умы и сердца людей. Но сегодня оно становится чуть ли не одним из самых быстрорастущих сегментов мировой экономики.
Продукция этой сферы пользуется все возрастающим спросом. Здесь создаются новые компании, возникают новые рабочие места, данный сектор пополняет бюджет государств налогами, вносит вклад в рост ВВП.
Причем эта сфера претерпела большие изменения. Например, раньше «вход» на музыкальный рынок был очень ограниченным: для того чтобы пробиться и тем более достичь известности, начать зарабатывать на своем творчестве, музыканту надо было, чтобы его заметил известный продюсер, чтобы в него вложили деньги и так далее. Сегодня с ростом цифровых технологий все стало гораздо проще.
Уже не нужны продюсеры, не нужны большие деньги на старте, дорогостоящее оборудование, чтобы тебя услышал и увидел весь мир, достаточно выложить продукт своего творчества на популярной тематической платформе, в соцсетях. Инфраструктура продвижения и, так сказать, «средства производства» креативного контента стали гораздо более доступными.
В этом плане креативная экономика как социальный лифт обладает совершенно уникальным и огромнейшим потенциалом. В первую очередь для творческих молодых людей.
И успешных казахстанских кейсов уже немало, все о них знают. Чтобы далеко не ходить – Иманбек, например. Парень, который работал на железной дороге, до сих пор живет в Павлодарской области (даже не в областном центре), и он делает электронную музыку, которую слушает и любит весь мир. Он на этом зарабатывает, сотрудничает с музыкальными звездами первой величины. В прошлом году «Грэмми» получил. Разве это не пример социального лифта в креативной экономике?
Общий пример: тот же TikTok и другие соцсети. Можно по-разному относиться к контенту, который там есть, но нельзя отрицать того, что они стали новыми социальными лифтами, доступ к которым есть у всех. Человек, который делает качественный и интересный контент (а это, кстати, не так просто – нужны умственные, творческие, физические усилия, время и навыки) для социальных сетей, может стать очень популярным и на этом зарабатывать деньги.
При этом для того, чтобы состояться в креативной экономике, нужно предлагать миру что-то уникальное и узнаваемое. И источником этой уникальности может служить национальная идентичность – культура страны, ее историческое и культурное наследие, особенности. Здесь можно привести пример Южной Кореи, которая при развитии креативной индустрии использовала международные востребованные, популярные форматы, но на этом фундаменте сумела сделать что-то свое, что безошибочно идентифицируется как корейское – музыка, кино, сериалы, мода и так далее.
Поэтому хотя креативная экономика всегда должна быть ориентирована на экспорт, идти она должна из глубины своего – национального. Сегодня быть интересным миру получится только тогда, когда приносишь ему то, что есть только у тебя и ни у кого больше.
Креативной экономикой как таковой в Казахстане стали заниматься относительно недавно. В прошлом году была принята концепция ее развития на 2021–2025 годы, в рамках реализации которой в том числе будут формироваться меры господдержки этих индустрий.
Причем поддержка креативной экономики – это в первую очередь создание условий для ее развития. То есть, например, провести стабильный высокоскоростной Интернет в аул – это уже поддержка креативной экономики, причем серьезная. Если говорить о финансовых инструментах, то здесь нужно сменить фокус.
Финансирование того же национального кино, музыки, литературы и так далее – это не дотации, а инвестиции, благодаря которым эти сферы должны расти, развиваться, становиться частью креативной экономики Казахстана, создавать новые рабочие места, способствовать узнаваемости нашей страны в мире...
По имеющейся статистике, в 2020 году в Казахстане в креативной экономике были заняты более 310 тыс. человек, и эта цифра растет постоянно. Доходы в данных сферах традиционно выше, чем в среднем по стране. Доля креативных индустрий в структуре ВВП у нас на уровне 2,8%, и есть амбиции и реальные возможности увеличить ее вдвое в обозримой перспективе. Так что для творческой казахстанской молодежи это отличное окно возможностей.
В целом я считаю так: что касается развития креативной экономики, то мы находимся только в самом начале большого и очень интересного пути. Мир меняется и, нравится нам это или нет, все больше перемещается в виртуальное пространство. Не просто так Facebook переименовался в Meta. Современные стандарты – это ориентир на создание метавселенных.
Это совершенно новые миры, в которых уже сейчас, по итогам 2021 года, продали земельных участков – виртуальных земельных участков – на полмиллиарда долларов. Это мир, в котором уже сейчас продается виртуальное искусство: только на платформе OpenSea ежемесячные продажи цифровых арт-объектов достигли чуть ли не 3,5 млрд долларов.
И это только начало. Думаю, что с развитием виртуальной реальности, удешевлением технологий VR, ускорением Интернета эти вселенные и их экономика будут только расти. И место там найдется каждому, кому есть что предложить.