Как обезопасить детей от непоправимого

4485
Михаил Тё
собственный корреспондент по Жамбылской области

Как узнать, находится ли ребенок на грани совершения суицида или нет, что нужно делать в случаях, когда замечены первые признаки такого состояния, как противостоять возникновению его предпосылок? Об этом и многом другом в интервью нам рассказывает педагог-психолог таразской многопрофильной гимназии № 41 им. А. Пушкина Алена Карикова.

фото из архива "КП"

– Алена Владимировна, не секрет, что в первую очередь на любого человека оказывает влияние его окружение. Какую роль в жизни подростков играют их сверстники, и могут ли они привести к такому исходу, как суицид?

– В подростковом возрасте общение со сверстниками и друзьями нередко становится важнее, чем с родителями. Друзья радуют и вдохновляют, и с ними хочется больше общаться. Но иногда это общение дает эффект с точностью до наоборот: омрачает эмоциональное состояние ребенка, попавшего в окружение тех, от кого исходит негатив, оказывает на него некое давление, которое может привести к неприятным пос­ледствиям. Подросток постоянно ощущает на себе взгляды других. Он чувствует, что под влиянием друзей или сверстников ему приходится подстраиваться под них, не быть самим собой, а вести себя определенным образом, одеваться и думать так, чтобы быть принятым в подростковую среду. А это очень важно для них. Несовершеннолетнему непросто идти против мнения большинства и действовать иначе, чем принято в той или иной компании. Но как поступать в разных ситуациях целиком зависит от него самого.

В школьном возрасте многие экспериментируют с рамками дозволенного из желания произвести впечатление на друзей. Также подросток может подвергаться негативному влиянию и ощущать, что его принуждают к неприемлемым действиям, подбивают делать рискованные вещи и высмеивают каждого, кто пытается противостоять им. Последствия такого давления могут быть довольно неприятными.

– Какое влияние оказывают на учеников социальные сети?

фото из личного архива

– В последнее время в Интернете появилась особая подростковая субкультура самоубийц, которая охватила большой сегмент пользователей социальных сетей. Известны группы, вовлекающие подростков в жуткую игру, финалом которой становится суицид. Их называют «группы смерти». Это настоящие секты, заманивающие, а затем удерживающие подростков шантажом и угрозами. Казалось бы, все понимают, что «группы смерти» – это глупо. Однако когда человек находится в состоянии депрессии, ощущает себя нелюбимым и ненужным, подобные сообщества могут показаться ему местом, где его слушают и якобы понимают. Основная стратегия людей, которые заманивают в такие группы, движимые деструктивными культами, заключается в том, чтобы подойти к человеку, когда ему эмоционально плохо. Попадая в закрытую группу, ребенок погружается в информационную интоксикацию: он смотрит кровавые видео, читает тексты, полные якобы сакральных смыслов. Кроме того, в случае если ребенок оказался в таком сообществе, он начинает ощущать угрозу: сделаешь что-то не так – вылетишь, а значит, перестанешь быть избранным и лишишься чувства единения и превосходства. Выбраться из такой группы ребенок может, только заручившись поддержкой близких людей, которые, так сказать, «в теме».

Родителям стоит отнестись к ребенку с особым вниманием, если они замечают, что его перестала интересовать школьная успеваемость, а увлечения отошли на второй план, если он начинает реже общаться с друзьями и не поддерживает темы, связанные с его будущим. Также будет не лишним следить за тем, что происходит в социальных сетях подростка, и смотреть, нет ли у него на теле порезов. Но делать все это надо ненавязчиво, иначе можно оттолкнуть ребенка. Ни в коем случае нельзя игнорировать и обесценивать слова своего чада, отвечая, что все сказанное им – ерунда. В целом можно утверждать одно: ребенок не должен чувствовать себя одиноким и брошенным.

– А какие признаки, по Вашему мнению, могут указывать на то, что подросток оказался в зоне риска?

– Дети, которые подумывают о совершении суицида, часто проявляют признаки склонности к самоубийству. А задача взрослых распознать тревожные симптомы и своевременно принять меры для предотвращения непоправимого.

Основные признаки, которые могут указывать на наличие суицидальных мыслей у несовершеннолетних, можно разделить условно на четыре группы. В первую очередь необходимо обращать внимание на психическое и эмоциональное состояние детей. У таких ребят обычно в этот период возникают трудности с концентрацией внимания, у них появляют­ся какие-то навязчивые мысли или чувство отрешенности и бесконечной скуки. Также можно заметить резкие перепады настроения, сильное чувство обеспокоен­ности, вины или стыда, нарушение сна. Такие ребята нередко испытывают ощущение никчемности и ненужности, чувство глубокого одиночества, даже если находятся в компании. Они жалуют­ся на постоян­ную усталость и недомогание.

Важно и то, что говорят подростки. Имеются в виду речевые обороты, которые могут сигнализировать о потенциальной опас­ности. Чаще всего фразы детей, готовых к суициду, выражают пессимистическое отношение к происходящему вокруг или прошлым событиям. Должны насторожить такие обороты, как «уже слишком поздно», «я больше не могу», «скоро все это закончится», «я хочу, чтобы меня все оставили в покое», «никому нет до меня дела», «я никому не нужен», «ты меня не понимаешь»… Порой звучат и такие: «мне незачем жить» или «всем будет только лучше без меня».

При этом не нужно обманываться внезапным улучшением состояния человека с суицидальными мыслями. Если вдруг у кого-то были замечены перечисленные выше признаки, а затем внезапно его сос­тояние из депрессивного превратилось в жизнерадостное, то это не говорит о том, что молодой человек взял себя в руки и вернулся к нормальной жизни. Резкая перемена может свидетельствовать о том, что он просто смирился с идеей самоубийства.

Поведение людей также выдает их внутреннее состояние и мысли. Люди, планирующие самоубийство, как правило, готовятся заранее. Они могут пытаться завершить все свои дела, что на некоторых не похоже. И это тоже может послужить тревожным сигналом. В них можно заметить полную потерю интереса к своим, казалось бы, любимым занятиям и увлечениям, которым прежде уделяли много времени.

Что касается учебы, то предпосылками могут быть резкое снижение успевае­мости и регулярные прогулы занятий. Вне школы на появившиеся нехорошие мысли у детей могут указывать их час­тые исчезновения из дома, непонятные прощания с друзьями, которые предполагают якобы предстоящую дальнюю поездку, внезапная раздача вещей, которыми раньше очень дорожили и не разрешали никому ими пользоваться, безрассудное поведение и сознательное подвергание себя риску. Последнее может выражаться в намеренном поис­ке проблем, угрожающих здоровью и жизни. Это могут быть пересечение дороги вблизи автомобиля, провоцирование конфликтов и драк, участие в беспорядках, намеренное нанесение себе телесных повреждений в виде разного рода порезов и травм.

У таких подростков можно также заметить резкую потерю энергии. Они могут целый день провести в постели без всякой на то причины. Что касается девочек, то тех, кого охватило суицидальное настроение, можно определить по внешнему виду. Как правило, им становится безразлично, как они выглядят. В первую очередь они перестают пользоваться косметикой. Что касается одежды, то предпочитают любую, но темного цвета.

Кроме основных признаков, есть дополнительные симптомы, среди которых – плохие отношения с родными, потеря близкого друга, рисование сцен смерти, конфликты, угрозы, домогательства и другое.

Также необходимо учитывать основные факторы риска. Если подросток находился в группе повышенного риска, то есть ранее совершал попытку суицида, то он может повторить задуманное. Он также более склонен к самоубийству, если подвергался насилию. И конечно, важную роль играет общее состояние ребенка. 90 процентов случаев суицида связаны с депрессией или психическим отклонением, а 66 процентов людей, которые серьезно задумываются о самоубийстве, имеют некоторое психическое расстройство.

– Что побуждает подростков на такой отчаянный шаг, каковы наиболее частые причины суицидальных попыток?

– Считается, что часто встречаемыми причинами суицидальных попыток у подростков являются несчастная любовь, провалы в учебе, неуверенность в себе, одиночество, отсутствие мотивации и жизненных целей, оскорбления и издевательства, психическое заболевание или расстройство личности. Кроме того, на решение совершить самоубийство могут повлиять и такие обстоятельства в семье, как простое непонимание родителей, постоянное нанесение морального вреда другими членами семьи или элементарный недостаток любви и душевного тепла.

Сегодня многие взрослые думают только о том, как и где бы больше заработать, но зачастую забывают уделять внимание своим чадам, которые ждут их возвращения с работы целый день, но в конце концов не получают даже немного желаемого. С одной стороны, их тоже можно понять, ведь у родителей просто не остается сил. Но с другой – долг есть долг и его надо выполнять. Необходимо дать понять ребенку, что родителям не все равно, чем он живет, как учится, убедить его, что он нужен и важен. Некоторые дети тяжело переживают болезнь или смерть близких людей, а для кого-то сильным ударом может стать развод родителей.

Есть и другие причины. Подросток просто может быть недоволен собой, может считать себя бездарным или никчемным по сравнению с другими.

Существует и такое понятие, как мода и подражание кому-то, кто уже совершил подобное. Отдельным блоком можно выделить самоубийства, связанные с причастностью подростка к деструктивным сектам. Также бывают групповые самоубийства, когда находятся те, кто оказался в похожих ситуациях.

– Какие профилактические меры Вы принимаете, работая со школьным контингентом?

– В нашей школе действует алгоритм работы педагога-психолога по профилактике суицидального и аутоагрессивного поведения учащихся, который предусматривает четыре уровня профилактических действий.

Первый – это общая профилактика, целью которой является повышение групповой сплоченности с целью формирования здоровой коллективной среды. Важно создать в школе такие условия, чтобы дети чувствовали заботу, уют и любовь. Учащиеся, чувствующие, что педагоги к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью большой семьи, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.

Далее запланирована первичная профилактика для выделения групп суицидального риска и их сопровождения. Необходимо выявить тех, кто склонен к суицидальным действиям, поработать с семьей ребенка, испытывающего кризис, оказать экстренную помощь, обеспечив безопасность и снятие стрессового состоя­ния. На данном этапе предусмотрены индивидуальные и групповые занятия по обучению поведения, разрешающего проблемы, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности. Также нужны собрания для родителей и педагогов.

На третьем этапе проводится вторичная профилактика, целью которой является непосредственно предотвращение самоубийства. Психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся по тем же причинам. Сюда же входят запрос помощи у медучреждений и оповещение родителей.

Последний этап алгоритма предусмат­ривает третичную профилактику, направленную на снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальную и психологическую реабилитацию суицидентов.

– Каковы Ваши советы и рекомендации для создания психологически безопасной и поддерживающей атмосферы для детей в школе и дома?

– Для того чтобы обеспечить психологическую безопасность образовательной среды в коллективе подростков, необходимо регулярно воздействовать на всех участников воспитательного процесса. Важно оказывать помощь ученику в решении актуальных задач. Педагоги должны предупреждать возникновение проблем в процессе учебного дня, а также применять методы работы в случае стрессовой ситуации. Следует отметить, что на обеспечение психологически безо­пасной образовательной среды влияет и уровень компетентности как педагогов, психологов, так и родителей, а также самих детей.

Важными составляющими компонентами работы по созданию благоприятного психологического климата в школе являются построение учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей учащихся. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход и возможность для каждого учащегося получить минуту славы на уроках необходимы для нормального психофизиологичес­кого состояния. Общение с учениками должно основываться на поддержке и помощи, поощрении, конструктивной критике и справедливом оценивании.

Что же касается дома, то в этом вопросе в первую очередь нельзя обойтись без любви. Ее проявление – главный способ укрепить ощущение безопасности. А сделать это довольно легко. Достаточно регулярно говорить с ребенком и дать ему понять, что он радует родителей, наполняет их жизнь смыслом, хвалить его, акцентируя внимание на сильных чертах и удачных моментах. Необходимо обнимать и целовать его – это нужно даже подросшим детям. Важно, чтобы ребенок понимал, что его любят не за хорошие поступки, а за то, что он просто есть.

Безусловно, нужно участвовать в жизни ребенка. Необходимо интересоваться, что происходит в школе, узнавать, с кем он дружит. Так заодно проще контролировать, не попадает ли сын или дочь в плохую компанию. Но важно помнить, что во всем нужен баланс. Беседы для галочки и в форме допроса не принесут желаемого результата, а разговоры, когда ребенок не настроен, вызовут только негатив.

Дома нужно соз­дать благоприятную расслабляющую обстановку, стараться избегать ссор в присутствии ребенка, потому что дети особенно остро переживают разлад между родителями. Также исключить конфликты с соседями, ведь они нарушают чувство безопасности подростка. Не нужно нападать на него за неудачи в учебе, наоборот, важно поддерживать его. Для детей необходимо личное пространство, но также нельзя обойтись без правил. Ребенок должен знать дисциплину: если решили, что до обеда нельзя есть конфеты, то никто в семье это правило не нарушает. Даже во время гриппа, на выходных или в плохом настроении. Обещания нужно выполнять. Так дети будут знать, чего ждать, и научатся доверять семье.

Избегаем излишних ограничений. К примеру, подростку невозможно установить полный запрет на пользование телефоном или укладывать его спать в 21.00. Иначе у него возникнет желание нарушить правило. Не используем телес­ные наказания – ребенок не извлечет из этого урок. Скорее, решит, что правда на стороне более сильного.

Очень важны в семье свои традиции. Это могут быть не только праздники, Новый год и дни рождения, но и еженедельные традиции. Например, настольные игры за какао в пятницу. За играми можно обсуждать события недели, делиться радостями и проблемами, а ежевечерние ритуалы помогут успокоиться и уснуть. Например, совместно почитать книги, обсудить, у кого как прошел день, или просто полежать обнявшись.

Доказано, что дети, чьи родители активно участвуют в их жизни, лучше учатся, обладают более здоровой самооценкой и меньшим количеством психологических проблем, чем те, с которыми родители просто разговаривают в свободное время. Думается, это хорошая пища для размышления для всех родителей.

Популярное

Все
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Уборка идет полным ходом
Третье место в мире
Арину разгромила, а Иге уступила
Движение в пространстве и времени
Объемы транзита грузов должны возрасти
Кто поедет в Ливерпуль
Золото из Самокова
Работать по понятным и справедливым правилам
Развивая конструктивный диалог
Высокий статус
Соцпроекты на 60 млрд тенге реализуются в области Улытау
Не просто полезный навык, а необходимость
Обсуждены вопросы гендерного равенства
Ни дня без новых знаний
Инвестиции в будущее страны
Решать социальные проблемы общими усилиями
Модернизация плюс автоматизация
Населению грозит нехватка питьевой воды
Соблюсти баланс интересов
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Как будет расти Караганда
Производство китайских грузовиков локализуют в Сарани
День спорта отметят в Казахстане
Встреча Путина и Трампа пройдет в Анкоридже
Достучаться до сердец
Уборка началась на севере страны
Сегодня – День спорта
Школа имени Абая готовится к новоселью
Интернет от Илона Маска заходит в Казахстан
В Уральске 200 специалистов прошли обучение на базе креативного хаба «ÓzgeEpic»
Аида Балаева подарила Дженнифер Лопес казахские ювелирные украшения
В Астане соберутся библиотекари со всего мира
Оставили без квартир и денег
Осуждена за пропаганду терроризма в Интернете
Более 5 тыс. человек покинули свои дома из-за пожаров в Испании
Чистую воду в каждый дом
«Кайрат» обыграл «Слован» и вышел в плей-офф Лиги чемпионов
Минздрав призывает казахстанцев проходить ежегодные скрининги
Казахстан по ВВП на душу населения вышел в лидеры
До конца 2025 года в Казахстане введут обязательную маркировку моторных масел
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Сильные дожди накроют Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Гвардеец завоевал бронзу на ЧМ по пляжному самбо в Сингапуре
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Нацбанк начал валютные интервенции
Где и когда посмотреть результаты конкурса грантов?
Гвардеец стал призёром конкурса по популяризации наследия Абая
В Туркестане построят восточную объездную дорогу
В Астане 125 новобранцев дали клятву Родине
Незаконные постройки снесут в Уральске
Найдены личные вещи членов экипажа пропавшего на Сорбулаке вертолета
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»

Читайте также

Три кита реформ: «Слышащее государство», «Закон и Порядок»,…
Господдержка стимулирует развитие реального сектора
Казахстан представил отчет по выполнению Международного пак…
Трансформация в сфере лекарственного обеспечения

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]