Как обезопасить детей от непоправимого

2746
Михаил Тё
собственный корреспондент по Жамбылской области

Как узнать, находится ли ребенок на грани совершения суицида или нет, что нужно делать в случаях, когда замечены первые признаки такого состояния, как противостоять возникновению его предпосылок? Об этом и многом другом в интервью нам рассказывает педагог-психолог таразской многопрофильной гимназии № 41 им. А. Пушкина Алена Карикова.

фото из архива "КП"

– Алена Владимировна, не секрет, что в первую очередь на любого человека оказывает влияние его окружение. Какую роль в жизни подростков играют их сверстники, и могут ли они привести к такому исходу, как суицид?

– В подростковом возрасте общение со сверстниками и друзьями нередко становится важнее, чем с родителями. Друзья радуют и вдохновляют, и с ними хочется больше общаться. Но иногда это общение дает эффект с точностью до наоборот: омрачает эмоциональное состояние ребенка, попавшего в окружение тех, от кого исходит негатив, оказывает на него некое давление, которое может привести к неприятным пос­ледствиям. Подросток постоянно ощущает на себе взгляды других. Он чувствует, что под влиянием друзей или сверстников ему приходится подстраиваться под них, не быть самим собой, а вести себя определенным образом, одеваться и думать так, чтобы быть принятым в подростковую среду. А это очень важно для них. Несовершеннолетнему непросто идти против мнения большинства и действовать иначе, чем принято в той или иной компании. Но как поступать в разных ситуациях целиком зависит от него самого.

В школьном возрасте многие экспериментируют с рамками дозволенного из желания произвести впечатление на друзей. Также подросток может подвергаться негативному влиянию и ощущать, что его принуждают к неприемлемым действиям, подбивают делать рискованные вещи и высмеивают каждого, кто пытается противостоять им. Последствия такого давления могут быть довольно неприятными.

– Какое влияние оказывают на учеников социальные сети?

фото из личного архива

– В последнее время в Интернете появилась особая подростковая субкультура самоубийц, которая охватила большой сегмент пользователей социальных сетей. Известны группы, вовлекающие подростков в жуткую игру, финалом которой становится суицид. Их называют «группы смерти». Это настоящие секты, заманивающие, а затем удерживающие подростков шантажом и угрозами. Казалось бы, все понимают, что «группы смерти» – это глупо. Однако когда человек находится в состоянии депрессии, ощущает себя нелюбимым и ненужным, подобные сообщества могут показаться ему местом, где его слушают и якобы понимают. Основная стратегия людей, которые заманивают в такие группы, движимые деструктивными культами, заключается в том, чтобы подойти к человеку, когда ему эмоционально плохо. Попадая в закрытую группу, ребенок погружается в информационную интоксикацию: он смотрит кровавые видео, читает тексты, полные якобы сакральных смыслов. Кроме того, в случае если ребенок оказался в таком сообществе, он начинает ощущать угрозу: сделаешь что-то не так – вылетишь, а значит, перестанешь быть избранным и лишишься чувства единения и превосходства. Выбраться из такой группы ребенок может, только заручившись поддержкой близких людей, которые, так сказать, «в теме».

Родителям стоит отнестись к ребенку с особым вниманием, если они замечают, что его перестала интересовать школьная успеваемость, а увлечения отошли на второй план, если он начинает реже общаться с друзьями и не поддерживает темы, связанные с его будущим. Также будет не лишним следить за тем, что происходит в социальных сетях подростка, и смотреть, нет ли у него на теле порезов. Но делать все это надо ненавязчиво, иначе можно оттолкнуть ребенка. Ни в коем случае нельзя игнорировать и обесценивать слова своего чада, отвечая, что все сказанное им – ерунда. В целом можно утверждать одно: ребенок не должен чувствовать себя одиноким и брошенным.

– А какие признаки, по Вашему мнению, могут указывать на то, что подросток оказался в зоне риска?

– Дети, которые подумывают о совершении суицида, часто проявляют признаки склонности к самоубийству. А задача взрослых распознать тревожные симптомы и своевременно принять меры для предотвращения непоправимого.

Основные признаки, которые могут указывать на наличие суицидальных мыслей у несовершеннолетних, можно разделить условно на четыре группы. В первую очередь необходимо обращать внимание на психическое и эмоциональное состояние детей. У таких ребят обычно в этот период возникают трудности с концентрацией внимания, у них появляют­ся какие-то навязчивые мысли или чувство отрешенности и бесконечной скуки. Также можно заметить резкие перепады настроения, сильное чувство обеспокоен­ности, вины или стыда, нарушение сна. Такие ребята нередко испытывают ощущение никчемности и ненужности, чувство глубокого одиночества, даже если находятся в компании. Они жалуют­ся на постоян­ную усталость и недомогание.

Важно и то, что говорят подростки. Имеются в виду речевые обороты, которые могут сигнализировать о потенциальной опас­ности. Чаще всего фразы детей, готовых к суициду, выражают пессимистическое отношение к происходящему вокруг или прошлым событиям. Должны насторожить такие обороты, как «уже слишком поздно», «я больше не могу», «скоро все это закончится», «я хочу, чтобы меня все оставили в покое», «никому нет до меня дела», «я никому не нужен», «ты меня не понимаешь»… Порой звучат и такие: «мне незачем жить» или «всем будет только лучше без меня».

При этом не нужно обманываться внезапным улучшением состояния человека с суицидальными мыслями. Если вдруг у кого-то были замечены перечисленные выше признаки, а затем внезапно его сос­тояние из депрессивного превратилось в жизнерадостное, то это не говорит о том, что молодой человек взял себя в руки и вернулся к нормальной жизни. Резкая перемена может свидетельствовать о том, что он просто смирился с идеей самоубийства.

Поведение людей также выдает их внутреннее состояние и мысли. Люди, планирующие самоубийство, как правило, готовятся заранее. Они могут пытаться завершить все свои дела, что на некоторых не похоже. И это тоже может послужить тревожным сигналом. В них можно заметить полную потерю интереса к своим, казалось бы, любимым занятиям и увлечениям, которым прежде уделяли много времени.

Что касается учебы, то предпосылками могут быть резкое снижение успевае­мости и регулярные прогулы занятий. Вне школы на появившиеся нехорошие мысли у детей могут указывать их час­тые исчезновения из дома, непонятные прощания с друзьями, которые предполагают якобы предстоящую дальнюю поездку, внезапная раздача вещей, которыми раньше очень дорожили и не разрешали никому ими пользоваться, безрассудное поведение и сознательное подвергание себя риску. Последнее может выражаться в намеренном поис­ке проблем, угрожающих здоровью и жизни. Это могут быть пересечение дороги вблизи автомобиля, провоцирование конфликтов и драк, участие в беспорядках, намеренное нанесение себе телесных повреждений в виде разного рода порезов и травм.

У таких подростков можно также заметить резкую потерю энергии. Они могут целый день провести в постели без всякой на то причины. Что касается девочек, то тех, кого охватило суицидальное настроение, можно определить по внешнему виду. Как правило, им становится безразлично, как они выглядят. В первую очередь они перестают пользоваться косметикой. Что касается одежды, то предпочитают любую, но темного цвета.

Кроме основных признаков, есть дополнительные симптомы, среди которых – плохие отношения с родными, потеря близкого друга, рисование сцен смерти, конфликты, угрозы, домогательства и другое.

Также необходимо учитывать основные факторы риска. Если подросток находился в группе повышенного риска, то есть ранее совершал попытку суицида, то он может повторить задуманное. Он также более склонен к самоубийству, если подвергался насилию. И конечно, важную роль играет общее состояние ребенка. 90 процентов случаев суицида связаны с депрессией или психическим отклонением, а 66 процентов людей, которые серьезно задумываются о самоубийстве, имеют некоторое психическое расстройство.

– Что побуждает подростков на такой отчаянный шаг, каковы наиболее частые причины суицидальных попыток?

– Считается, что часто встречаемыми причинами суицидальных попыток у подростков являются несчастная любовь, провалы в учебе, неуверенность в себе, одиночество, отсутствие мотивации и жизненных целей, оскорбления и издевательства, психическое заболевание или расстройство личности. Кроме того, на решение совершить самоубийство могут повлиять и такие обстоятельства в семье, как простое непонимание родителей, постоянное нанесение морального вреда другими членами семьи или элементарный недостаток любви и душевного тепла.

Сегодня многие взрослые думают только о том, как и где бы больше заработать, но зачастую забывают уделять внимание своим чадам, которые ждут их возвращения с работы целый день, но в конце концов не получают даже немного желаемого. С одной стороны, их тоже можно понять, ведь у родителей просто не остается сил. Но с другой – долг есть долг и его надо выполнять. Необходимо дать понять ребенку, что родителям не все равно, чем он живет, как учится, убедить его, что он нужен и важен. Некоторые дети тяжело переживают болезнь или смерть близких людей, а для кого-то сильным ударом может стать развод родителей.

Есть и другие причины. Подросток просто может быть недоволен собой, может считать себя бездарным или никчемным по сравнению с другими.

Существует и такое понятие, как мода и подражание кому-то, кто уже совершил подобное. Отдельным блоком можно выделить самоубийства, связанные с причастностью подростка к деструктивным сектам. Также бывают групповые самоубийства, когда находятся те, кто оказался в похожих ситуациях.

– Какие профилактические меры Вы принимаете, работая со школьным контингентом?

– В нашей школе действует алгоритм работы педагога-психолога по профилактике суицидального и аутоагрессивного поведения учащихся, который предусматривает четыре уровня профилактических действий.

Первый – это общая профилактика, целью которой является повышение групповой сплоченности с целью формирования здоровой коллективной среды. Важно создать в школе такие условия, чтобы дети чувствовали заботу, уют и любовь. Учащиеся, чувствующие, что педагоги к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью большой семьи, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.

Далее запланирована первичная профилактика для выделения групп суицидального риска и их сопровождения. Необходимо выявить тех, кто склонен к суицидальным действиям, поработать с семьей ребенка, испытывающего кризис, оказать экстренную помощь, обеспечив безопасность и снятие стрессового состоя­ния. На данном этапе предусмотрены индивидуальные и групповые занятия по обучению поведения, разрешающего проблемы, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности. Также нужны собрания для родителей и педагогов.

На третьем этапе проводится вторичная профилактика, целью которой является непосредственно предотвращение самоубийства. Психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся по тем же причинам. Сюда же входят запрос помощи у медучреждений и оповещение родителей.

Последний этап алгоритма предусмат­ривает третичную профилактику, направленную на снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальную и психологическую реабилитацию суицидентов.

– Каковы Ваши советы и рекомендации для создания психологически безопасной и поддерживающей атмосферы для детей в школе и дома?

– Для того чтобы обеспечить психологическую безопасность образовательной среды в коллективе подростков, необходимо регулярно воздействовать на всех участников воспитательного процесса. Важно оказывать помощь ученику в решении актуальных задач. Педагоги должны предупреждать возникновение проблем в процессе учебного дня, а также применять методы работы в случае стрессовой ситуации. Следует отметить, что на обеспечение психологически безо­пасной образовательной среды влияет и уровень компетентности как педагогов, психологов, так и родителей, а также самих детей.

Важными составляющими компонентами работы по созданию благоприятного психологического климата в школе являются построение учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей учащихся. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход и возможность для каждого учащегося получить минуту славы на уроках необходимы для нормального психофизиологичес­кого состояния. Общение с учениками должно основываться на поддержке и помощи, поощрении, конструктивной критике и справедливом оценивании.

Что же касается дома, то в этом вопросе в первую очередь нельзя обойтись без любви. Ее проявление – главный способ укрепить ощущение безопасности. А сделать это довольно легко. Достаточно регулярно говорить с ребенком и дать ему понять, что он радует родителей, наполняет их жизнь смыслом, хвалить его, акцентируя внимание на сильных чертах и удачных моментах. Необходимо обнимать и целовать его – это нужно даже подросшим детям. Важно, чтобы ребенок понимал, что его любят не за хорошие поступки, а за то, что он просто есть.

Безусловно, нужно участвовать в жизни ребенка. Необходимо интересоваться, что происходит в школе, узнавать, с кем он дружит. Так заодно проще контролировать, не попадает ли сын или дочь в плохую компанию. Но важно помнить, что во всем нужен баланс. Беседы для галочки и в форме допроса не принесут желаемого результата, а разговоры, когда ребенок не настроен, вызовут только негатив.

Дома нужно соз­дать благоприятную расслабляющую обстановку, стараться избегать ссор в присутствии ребенка, потому что дети особенно остро переживают разлад между родителями. Также исключить конфликты с соседями, ведь они нарушают чувство безопасности подростка. Не нужно нападать на него за неудачи в учебе, наоборот, важно поддерживать его. Для детей необходимо личное пространство, но также нельзя обойтись без правил. Ребенок должен знать дисциплину: если решили, что до обеда нельзя есть конфеты, то никто в семье это правило не нарушает. Даже во время гриппа, на выходных или в плохом настроении. Обещания нужно выполнять. Так дети будут знать, чего ждать, и научатся доверять семье.

Избегаем излишних ограничений. К примеру, подростку невозможно установить полный запрет на пользование телефоном или укладывать его спать в 21.00. Иначе у него возникнет желание нарушить правило. Не используем телес­ные наказания – ребенок не извлечет из этого урок. Скорее, решит, что правда на стороне более сильного.

Очень важны в семье свои традиции. Это могут быть не только праздники, Новый год и дни рождения, но и еженедельные традиции. Например, настольные игры за какао в пятницу. За играми можно обсуждать события недели, делиться радостями и проблемами, а ежевечерние ритуалы помогут успокоиться и уснуть. Например, совместно почитать книги, обсудить, у кого как прошел день, или просто полежать обнявшись.

Доказано, что дети, чьи родители активно участвуют в их жизни, лучше учатся, обладают более здоровой самооценкой и меньшим количеством психологических проблем, чем те, с которыми родители просто разговаривают в свободное время. Думается, это хорошая пища для размышления для всех родителей.

Популярное

Все
Список погибших в авиакатастрофе казахстанцев опубликовал МЧС
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
В Алматы завершился XII МКФ Bastau
Прокурор Аймаганова высказалась по делу Шерзата
«Языковой караван» сплачивает
Интерактивные уроки ведут в... театре кукол
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
В Казахстане установили требования к автовокзалам и автостанциям и по пассажирским перевозкам
В Казахмысе сделали заявление по ситуации на предприятиях корпорации
В Казахстане хотят ужесточить требования к кандидатам на усыновление детей
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
Президент принял главу совета директоров Euronews Педро Варгаса Давида
«Казахмыс» объявил о завершении переговоров с бастовавшими работниками
Новые скрепы духовной столицы
Казахстан начал строить школу в пострадавшем от землетрясения Газиантепе
Учредители детсада осуждены за содержание «мертвых душ»
Объединить усилия власти, бизнеса и общества
Минздрав призывает обсудить нововведения в системе ОСМС
Условия под стать названию
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Трудов высокая оценка
Прорыв в дорожной сфере
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Владимир Путин прилетел в Астану
Казахстан – Россия: стратегическое партнерство, обращенное в будущее
«Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине
В Тбилиси спецназ разогнал протестующих водометами
Пять представительниц Казахстана по боксу пробились в финал чемпионата Азии

Читайте также

Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
Без прошлого нет будущего
Бигельды Габдуллин: «Сегодня профессия литератора переживае…
Объекты археологии и архитектуры нужно сберечь

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]