– Дархан Камзабекович, открывая музей, Президент отметил, что он – один из крупнейших в мире. Расскажите подробнее, чем Национальный музей РК заслужил такое определение?
– Думаю, в этом нет ничего удивительного, потому что еще в 1998 году Глава государства на расширенном заседании государственной комиссии по проведению Года народного единства и национальной истории сказал о необходимости создания Национального музея. Тогда были обозначены основные его структуры и, подытожив, Президент сказал: было бы правильно, если бы пришедший посетитель увидел здесь всю нашу 2500-летнюю историю.
Затем во исполнение поручения, данного Главой государства на заседании Общественного совета по реализации программы «Культурное наследие» от 13 июня 2008 года, о создании в Астане музея международного уровня с целью сбора наиболее важных сокровищ, артефактов и наглядного показа истории Казахстана с древнейших времен до наших дней и был создан Национальный музей Республики Казахстан. То есть его масштабы и статус были обозначены задолго до «рождения».
На сегодня, проводя аналогии с такими выдающимися собраниями ценностей, как Государственный Эрмитаж (183 820 кв. м) в России, Лувр (160 106 кв. м) во Франции, Рейксмюзеум (порядка 200 залов) в Нидерландах, Национальный музей Кореи (137 201 кв. м), Метрополитен (110 000 кв. м) в США, Государственная Третьяковская галерея (79 745 кв. м) в России, Национальный музей восточных искусств – музей Гиме (75 116 кв. м) во Франции, мы можем по праву поставить Национальный музей Республики Казахстан в десятку ведущих музеев мира. Таким образом, его действительно можно назвать одним из крупнейших, а отсюда и наши амбициозные цели и задачи.
– Давая интервью после открытия, вы отметили, что Национальный музей РК – это больше, чем просто классический музей. Что имелось в виду?– Ничто не стоит на месте, все подвержено изменениям, прогрессивные тенденции коснулись и музейной сферы. Поэтому в нашем Национальном музее классическая подача экспозиций обеспечена поддержкой передовых технологий.
Между тем экспонирование выступает важной, но не единственной задачей музея – входящий в его структуру научно-исследовательский институт национального достояния предполагает планомерную исследовательскую работу по выявлению и изучению историко-культурных сокровищ. Центры консервации и реставрации, музееведения имеют целью стать крупными республиканскими центрами по теоретическому и практическому обучению специалистов музейного дела.
Не стоит нам забывать и об участии в реализации государственной политики в области развития музейного дела. Также важной задачей выступает выявление, собирание, комплектование, систематизация, хранение, изучение, реставрация и популяризация музейных предметов и коллекций, связанных с историей и культурой Казахстана. Так что образовательная, просветительская, научная и исследовательская работы, конечно же, в числе наших главных приоритетов.
– Определена ли уже концепция развития музея? В каком направлении будет идти его дальнейшее становление? Как будут пополняться фонды?– Да, научная концепция – это наипервейший документ, на основе которого создается музей. В соответствии с ним одной из главных задач музея выступает пропаганда культурного наследия Казахстана, популяризация Астаны как международного уровня культурного и гуманитарного центра и Казахстана в целом – как современного и динамично развивающегося государства с древнейшей историей и богатой культурой. То есть наша миссия – показать республику, ее прошлое, настоящее и устремленность в будущее.
Векторы развития музея многообразны. В их числе такие направления, как разработка комплексной исследовательской программы, политики коллекционирования, формирование и пополнение фондов предметами, имеющими научное и культурно-историческое значение, новыми материалами и коллекциями. А также разработка концепции и проектов экспозиций музея и его экспозиционно-выставочной политики, что поможет создать целостный исторический образ номадов и представить Казахстан как колыбель Великой степной цивилизации.
Очень важна разработка политики музея в области методического и информационного обмена, расширения международных и региональных связей, просвещения и образования молодого поколения республики, обеспечения эстетического и патриотического воспитания населения. Большой и очень интересный «фронт работ», как видите.
Должен сказать и о формировании казахстанского патриотизма и гражданственности, а также нового евразийского мировоззрения на основе толерантности. Кроме того, важным является сбор, систематизация и комплектование историко-культурного наследия многонационального и многоконфессионального общества, приобщение молодежи к истории, духовности, культуре и традициям казахского народа, а также развитие культурного обмена, повышение информированности казахстанского общества о событиях в сфере истории, культуры, искусства и музееведения.
На практике сбор музейных предметов и комплектование фондов производится путем выявления, исследовательских и собирательских работ, покупки предметов, являющихся музейной ценностью, обмена музейными предметами или дарения, изготовления копий музейных предметов, заказа на изготовление произведений искусств, а также путем их закупа через аукционы. Мы будем делать также.
Кроме того, хочу напомнить, что за время реализации программы «Культурное наследие» была проведена крупномасштабная работа по изучению богатого пласта, в том числе фольклора, традиций и обычаев, по воссозданию и археологическому изучению значительных историко-культурных и архитектурных памятников, имеющих особое значение для национальной культуры. То, что выявлено в рамках данной программы, также будет собрано в стенах Национального музея Республики Казахстан.
– Крупнейшие музеи мира тесно взаимодействуют друг с другом, реализовывают совместные проекты. Начало уже положено – подписаны меморандумы с российскими коллегами. Ведутся ли переговоры с другими музеями мира?– Безусловно, музеи не могут развиваться автономно. Чтобы совершенствоваться и быть частью мирового музейного сообщества, необходимо тесное сотрудничество.
В этом плане первые шаги уже сделаны. На данный момент мы можем говорить о подписанных соглашениях о сотрудничестве с Российским этнографическим музеем, Российским государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО», итальянской компанией Civita, лидером по пропаганде культурного наследия Италии, управляющего 100 музеями этой страны. Ведутся переговоры по взаимному сотрудничеству и с рядом мировых музеев.
– Что сейчас могут увидеть посетители музея, и какие выставки планируется организовать в ближайшее время?– В Национальном музее посетители любого возраста найдут экспозицию по душе. Чтобы легче представить масштабы музея, могу сказать, что по проекту общая его площадь составляет 74 тысячи квадратных метров, в том числе экспозиционная – более 14 тысяч квадратных метров. Площадь фондохранилищ – порядка 5 тысяч квадратных метров. Здесь одновременно работают одиннадцать экспозиционных залов.
Кроме того, предусмотрены помещения для проведения временных выставок, размещения НИИ национального достояния, реставрационных мастерских, лабораторий, фондохранилищ, библиотеки с читальным залом, конференц-зала с оборудованием для синхронного перевода, сувенирного киоска, кафе.
Для того чтобы читатели имели представление об экспозициях Национального музея, хочется коротко сказать о каждом из залов музея.
В Зале древней и средневековой истории Казахстана представлены орудия труда и предметы быта каменного века (палеолит, мезолит, неолит, энеолит), археологические находки бронзового и железного веков, а также артефакты средневековой истории страны – керамика, нумизматика, орудия труда.
Экспозиция Зала истории Казахстана посвящена периоду ХIII–ХХ веков. Она призвана раскрыть основные этапы образования и развития Казахского ханства, а также историю национально-освободительных войн и восстаний казахского народа.
В Зале золота демонстрируются золотые изделия древних кочевников Казахстана. Это уникальные находки археологических раскопок – Сарматский воин, Золотой воин из Иссыкского кургана, Таксайская принцесса, Сайрамский клад, находки из городища Чиликты, кургана Берель, могильника Талды и многое другое.
В экспозиции залов современного искусства можно увидеть лучшие произведения отечественных и зарубежных художников. Особое место отведено творчеству знаменитых казахских художников.
Экспозиция Зала этнографии призвана отобразить все богатство и великолепие многолетних исторических традиций казахов, воплотившихся в произведениях материальной и духовной культуры.
В Зале независимого Казахстана широко и разносторонне представлены этапы становления и развития суверенной страны, ее история, политика, экономика, культура и искусство. Тематика экспозиции раскрывается через архивные документы, видео- и аудиоматериалы. А выставка в Зале Астаны рассказывает историю молодой столицы Казахстана.
Кроме того, уже действуют несколько временных выставок. Это совместная выставка музея и Союза художников Казахстана «Национальные традиции и открытость миру», представленная работами мэтров и молодых казахстанских художников; выставка «Традиционный текстиль Центральной Азии и Кавказа – наследие Великого шелкового пути» Российского этнографического музея, которая предлагает вниманию посетителей этнографические памятники текстильного ремесла, инструменты и станки, предметы исламского культа. Также не менее интересна выставка «4 века русской живописи», устроителем которой стал российский государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».
В ближайшей перспективе планируем организацию выставки китайского фарфора в рамках Дней культуры Китая в Казахстане, гравюр Рембрандта Дома-музея Рембрандта в Нидерландах, экспозицию работ художника из Великобритании Задок Бен Давида.
– Музейные экспонаты требуют очень бережного к себе отношения, для чего необходимо создание необходимых условий хранения. В связи с этим хочется спросить о, так сказать, технической «начинке» музея.– Действительно, экспонаты в первую очередь нуждаются в правильном хранении, и в этом смысле музей отвечает всем мировым современным стандартам. Фондохранилища оснащены системами климат-контроля, биологического и светового контроля, при их строительстве использовались специальные материалы, предназначенные для подобных помещений.
Говоря о технической стороне дела, нельзя не сказать и о других вещах, начиная с удобных пандусов для людей с ограниченными возможностями, IT-технологий для поддержки экспозиций музея, мультимедийных гидов для построения собственного маршрута экскурсии. Все это у нас имеется. Музей отвечает всем современным требованиям, что делает удобным и приятным знакомство с его многочисленными экспонатами и экспозициями.
– В первые дни работы музея вход для посетителей был бесплатным. Насколько нам известно, таковым он пока и остается…– Да, сейчас вход в Национальный музей Республики Казахстан бесплатный. Так что мы приглашаем всех посетить его, познакомиться через выставочные образцы с богатейшей историей Казахстана и открыть для себя много нового и интересного.