Некоторые стоматологические клиники в Казахстане можно сравнить с «русской рулеткой»

5186
Алла Серикбаева

Жительница Астаны Оксана Давыдова столкнулась с непрофессионализмом врача одной из стоматологий. Конфликт еще не исчерпан, поэтому название клиники мы не упоминаем.

рисунок Николая Веревочкина

Началась же эта история вполне банально. У 11-летнего сына Оксаны откололся небольшой кусочек от пломбы. Через приложение «Дамумед» женщина обратилась за консультацией в стоматологическую клинику, с которой есть договор на оказание услуг.

Врач порекомендовал заменить старую пломбу на новую. Но сделать это мама решила в другой медорганизации, которую порекомендовала одна из родительниц одноклассника сына. Стоматология, на первый взгляд приличная, находится на левобережье Астаны и позицио­нируют себя как «семейная». Записавшись заранее на консультацию, Оксана объяснила ситуацию.

– Доктор не представилась. Начала с беглого осмотра и в итоге предложила «поставить железную коронку, так как зуб может в будущем развалиться, а коронка этого не даст сделать». Я не спросила, что это за «железная коронка» и оставила сына в ее руках. Пробыл он там около часа. Когда вышел и показал мне... Такого безобразия никогда не видела. На месте зуба была железная «шляпа» на весь зуб до десны! Сын посмотрел в зеркало и расстроился, он же подросток, и для него внешняя эстетика очень важна, – вспоминает Оксана Давыдова.

После такого «лечения», когда зуб спилили под корень и поставили ужасную коронку, мама ребенка пребывала в шоковом состоянии.

– Она должна была нам объяс­нить в самом начале, что будет пилить и стачивать. Мы вновь подошли к врачу, и я поинтересовалась: как долго теперь сыну ходить с этой железкой и продержится ли она до 18 лет, пока не заменим зуб на имплант? Стоматолог заверила: мол, сейчас всем детям в подобных случаях делают такие коронки, и она обязательно продержится. Я заплатила за все это 38 тысяч тенге. А ведь в стоматологии, в которую мы до этого ходили на консультацию, замену пломбы оценили в 20 тысяч, – рассказала Оксана.

Придя домой, мальчик не ел шесть часов, хотя по рекомендации прописывалось два. Тем не менее железная коронка... отвалилась.

Недолго думая женщина написала на WhatsApp клиники и в тот же день подала жалобу в Комитет медицинского и фармацевтического контроля Минздрава РК. Также о своей ситуации она рассказала в социальных сетях.

На следующий день ей позвонил управляющий директор медорганизации, извинился и сказал, что клиника готова все исправить и возместить. Он также попросил удалить пост из соцсетей, поскольку это негативно сказывается на репутации медучреждения.

Женщина отказалась это сделать и написала заявление на возврат денег. Глава стоматологии ответил, что они готовы возместить только сумму за коронку, а это 15 тыс. из оплаченных 38 тыс.

– Все остальное – спиленный под корень зуб, который не ноготь и уже не отрастет, он посчитал «качественно оказанной мед­услугой». Так как я находилась в их клинике, не стала спорить, написала на возврат 15 тысяч тенге и ушла, – рассказывает Оксана Давыдова.

Потом женщине позвонили из Комитета медицинского и фармацевтического контроля Минздрава и поинтересовались, намерена ли она отозвать свое заявление или им проводить проверку. Отступать она не стала, ведь на кону было здоровье ребенка.

Управляющий клиники тоже не хотел отступать и вновь обратился с просьбой решить вопрос «полюбовно». Причем при разговоре вел себя уже вызывающе и нахально, говорил только о деньгах и даже не поинтересовался, каково самочувствие ребенка.

После такого горького опыта Оксана с сыном обратились к настоящему профессионалу. Он сказал, что зуб не нужно было трогать и менять пломбу, поскольку он не был воспален и никак не беспокоил. Та пломба, которая стояла, могла бы продержаться еще долго.

– Из-за неправильно принятого решения врача, его непрофессионализма мы пострадали. Теперь у сына пенек вместо зуба. Оставили как есть и будем вынуждены прибегнуть к протезированию, когда мальчику исполнится 18 лет, – говорит женщина.

После случившегося у Оксаны возникли вопросы. В частности, они касаются безопасности таких коронок и того, что их ставят не просто так, а чтобы увеличить сумму услуги. Женщина сделала вывод: сегодня ситуация на рынке стоматологических услуг неконтролируемая.

Знать и защищать права

Национальная лига потребителей не может порекомендовать ни одну стоматологическую клинику в Казахстане. Об этом заявила председатель организации Светлана Романовская.

По ее словам, сегодня поступает немало жалоб на качество стоматологических услуг. Самые дорогостоящие из них – имплантация зубов и установка виниров. И те и другие по качеству бывают разными, все зависит от производителя. Есть европейские, корейские, российские… Соответственно от этого разнится и их стоимость. Но некоторые недобросовестные стоматологии могут выдавать дешевые за дорогие, и, к сожалению, отличить их бывает крайне сложно. Более того, есть подделки, на которые вообще нет никаких документов.

– Обычный человек не сможет разобраться, если ему предоставят сертификат на какой-то имплантат. Сложно понять, что это за модель, кто производитель. Поэтому устанавливать имплантаты надо в проверенных стоматологических клиниках. У нас есть «Народный общественный контроль», в рамках которого мы проводим исследования. Но нам ничего не предоставляют, не объясняют. В этой сфере очень мало специалис­тов. Поэтому пациенту нужно не только запросить у стоматологической клиники сертификат, но еще сфотографировать имплантат, и если есть знакомый стоматолог, отправить ему, чтобы он подсказал, насколько тот соответствует заявленным характерис­тикам, – рекомендует Светлана Романовская.

Зачастую, когда имплантат не приживается, стоматологии снимают с себя ответственность, перекладывая ее на пациента. Мол, это физиологические особенности организма либо клиент не придерживался врачебных рекомендаций, что и привело к плачевному результату. Доказать что-то в такой ситуации бывает крайне сложно.

В связи с этим глава Национальной лиги потребителей рекомендует пациентам на первоначальном этапе заключать договор, где все четко прописывается. К примеру, случай, если имплантаты не приживутся, кто и в каком объеме несет за это ответственность. Там же нужно указать конкретную сумму услуг, поскольку на практике ее сначала не озвучивают, а впоследствии она может вырасти в несколько раз.

– Сейчас говорят примерную сумму, но в договоре не прописывают. Когда проходит операция, пациент отходит от обезболивания, ему сообщают, что стоимость увеличилась в два раза в связи с необходимыми дополнительными манипуляциями. Такого быть не должно. Пациент первоначально должен знать объем услуг, их качество, кто их будет производить. Кроме того, должны быть прописаны все обстоятельства, которые могут произойти, – говорит Светлана Романовская.

В качестве примера она привела случай из практики. Небольшой частный стоматологический кабинет оказал некачественную услугу, и у пациента началось отторжение всех имплантатов. Он нуждался в дополнительных процедурах – наращивании зубов и других, что требовало дополнительных затрат.

В Национальную лигу потребителей часто обращаются и по поводу виниров. Обещают одно качество, на самом деле оно – другое. Как и их производитель.

– Сейчас стало модно детям делать брекеты. Они годами с ними ходят, а по итогу, когда их снимают, обещанного эффекта нет, – констатирует Светлана Юрьевна.

Но самое главное – при обращении в стоматологическую клинику необходимо уточнить, есть ли у нее государственная лицензия на медицинскую дея­тельность. Если с этим все в порядке, то нужно изучить квалификацию врача. Кроме того, в Казахстане есть официальный реестр, в котором должно быть зарегистрировано все оборудование, имплантаты и материалы, из которых изготавливают пломбы.

Как отмечает председатель Национальной лиги потребителей, сегодня призвать к ответу недобросовестных предпринимателей стало намного проще.

– Раньше было сложнее, поскольку не было независимой экспертизы. Сейчас она предус­мотрена, но нужно правильно действовать. Оптимальный вариант – подать претензию на имя руководителя стоматологии. В течение 10 календарных дней он должен предоставить мотивированный письменный ответ. Если этого не произошло, то по отношению к предпринимателю предусмотрена админист­ративная ответственность. После этого можно подавать исковое заявление в суд и ходатайствовать о назначении независимой экспертизы, – советует Светлана Романовская.

Есть и другой вариант – сделать независимую экспертизу в досудебном порядке за счет предпринимателя согласно Закону «О защите прав потребителя». Но если он откажется ее оплачивать, то никаких мер к нему не применяется. Да и к тому же есть вероятность, что суд признает данную экспертизу недействительной.

Кроме того, если потребитель самостоятельно обратится в суд, то ему нужно оплатить госпошлину в размере одного процента от оспариваемой суммы материального ущерба и половину минимального расчетного показателя (МРП) от морального ущерба. Если иск подать через общество защиты прав потребителей, то заявитель освобождается от уплаты госпошлины. К слову, такие услуги социально уязвимым слоям населения предоставляются бесплатно.

Помимо этого, можно обратиться в государственные органы – Министерство здравоохранения и Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции.

P. S. Недавно коллега стал свидетелем беседы двух знакомых стоматологов, один из которых недоуменно удивлялся «непрофессионализму» своего товарища и, видимо, на правах старшего советовал не усердствовать с лечением, иначе клиент больше не придет. Как бы это дико ни звучало, но лучше «не долечить», говорил он, так, по крайней мере, пациенты гарантированно опять обратятся за помощью. Ничего личного – только бизнес...

И напоследок информация к размышлению. По данным Казахстанской стоматологической ассоциации, в республике насчитывается около 4 тыс. дантистов. Грубо говоря, один стоматолог почти на 5 000 жителей при общей численности 19,8 млн казахстанцев. При этом, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, по среднемировым стандартам один стоматолог должен обслуживать 1 000 граждан…

Популярное

Все
Грустные думки аграрные
Превращаем легковушку в «грузовик»
Парламентские опоры Содружества
Здесь растят специалистов XXI века
Не врач, а Google в халате!
Доллар и экономика: нефть, импорт, инфляционные ожидания
Казахстанские мушкетеры вошли в топ-4 мирового рейтинга
Как обезопасить детей от непоправимого
Скажем рахмет Иэну!
Лихачам везде у нас дорога
Закон Республики Казахстан
Комфорт по высшему разряду
Вместо тысячи слов
«Қыс-2024»: будь готов!
Новобранцы дали клятву верности Родине
Президент Токаев пригласил патриарха Кирилла на съезд лидеров мировых и традиционных религий
Бизнес – и ничего лишнего!
Спасение через просвещение
Названы имена сильнейших
Хронобиологи – о преимуществах нового времени
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
Кызылординский рис: от поля до стола
Год большой работы и серьезных наград
АПК должен стать одним из основных драйверов экономического роста
Спрос на автогаз превышает предложение
Миссия – создавать учебники
Международный фестиваль песен Шамши Калдаякова состоялся в Астане
В Кызылординской области открылась первая «Комфортная школа»
В селе Коянды завершается строительство ряда социальных и инфраструктурных проектов
Дороги для комфорта
Дело Перизат Кайрат: появились новые эпизоды
Спикер Сената: «Развитие соцпредпринимательства – часть стратегии устойчивого развития»
Аграрии обязаны экономить воду
Туристический поезд Jibek Joly прибыл в Туркестан
Завтра мир отметит День недоношенных детей
Премьер встретился с участниками чемпионата WorldSkills Kazakhstan
Обмен иностранными бланками разрешений с КНР переведут в цифровой формат
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Фуры двинулись в обход мегаполиса

Читайте также

500 людей с инвалидностью лишили права на жилье в Актюбинск…
Павлодарцев призвали не умалчивать о фактах насилия над дет…
«Нельзя одинаково наказывать наркобаронов и мелких закладчи…
Известный строительный супермаркет оштрафовали в Алматинско…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]