Некоторые стоматологические клиники в Казахстане можно сравнить с «русской рулеткой»

6829
Алла Серикбаева

Жительница Астаны Оксана Давыдова столкнулась с непрофессионализмом врача одной из стоматологий. Конфликт еще не исчерпан, поэтому название клиники мы не упоминаем.

рисунок Николая Веревочкина

Началась же эта история вполне банально. У 11-летнего сына Оксаны откололся небольшой кусочек от пломбы. Через приложение «Дамумед» женщина обратилась за консультацией в стоматологическую клинику, с которой есть договор на оказание услуг.

Врач порекомендовал заменить старую пломбу на новую. Но сделать это мама решила в другой медорганизации, которую порекомендовала одна из родительниц одноклассника сына. Стоматология, на первый взгляд приличная, находится на левобережье Астаны и позицио­нируют себя как «семейная». Записавшись заранее на консультацию, Оксана объяснила ситуацию.

– Доктор не представилась. Начала с беглого осмотра и в итоге предложила «поставить железную коронку, так как зуб может в будущем развалиться, а коронка этого не даст сделать». Я не спросила, что это за «железная коронка» и оставила сына в ее руках. Пробыл он там около часа. Когда вышел и показал мне... Такого безобразия никогда не видела. На месте зуба была железная «шляпа» на весь зуб до десны! Сын посмотрел в зеркало и расстроился, он же подросток, и для него внешняя эстетика очень важна, – вспоминает Оксана Давыдова.

После такого «лечения», когда зуб спилили под корень и поставили ужасную коронку, мама ребенка пребывала в шоковом состоянии.

– Она должна была нам объяс­нить в самом начале, что будет пилить и стачивать. Мы вновь подошли к врачу, и я поинтересовалась: как долго теперь сыну ходить с этой железкой и продержится ли она до 18 лет, пока не заменим зуб на имплант? Стоматолог заверила: мол, сейчас всем детям в подобных случаях делают такие коронки, и она обязательно продержится. Я заплатила за все это 38 тысяч тенге. А ведь в стоматологии, в которую мы до этого ходили на консультацию, замену пломбы оценили в 20 тысяч, – рассказала Оксана.

Придя домой, мальчик не ел шесть часов, хотя по рекомендации прописывалось два. Тем не менее железная коронка... отвалилась.

Недолго думая женщина написала на WhatsApp клиники и в тот же день подала жалобу в Комитет медицинского и фармацевтического контроля Минздрава РК. Также о своей ситуации она рассказала в социальных сетях.

На следующий день ей позвонил управляющий директор медорганизации, извинился и сказал, что клиника готова все исправить и возместить. Он также попросил удалить пост из соцсетей, поскольку это негативно сказывается на репутации медучреждения.

Женщина отказалась это сделать и написала заявление на возврат денег. Глава стоматологии ответил, что они готовы возместить только сумму за коронку, а это 15 тыс. из оплаченных 38 тыс.

– Все остальное – спиленный под корень зуб, который не ноготь и уже не отрастет, он посчитал «качественно оказанной мед­услугой». Так как я находилась в их клинике, не стала спорить, написала на возврат 15 тысяч тенге и ушла, – рассказывает Оксана Давыдова.

Потом женщине позвонили из Комитета медицинского и фармацевтического контроля Минздрава и поинтересовались, намерена ли она отозвать свое заявление или им проводить проверку. Отступать она не стала, ведь на кону было здоровье ребенка.

Управляющий клиники тоже не хотел отступать и вновь обратился с просьбой решить вопрос «полюбовно». Причем при разговоре вел себя уже вызывающе и нахально, говорил только о деньгах и даже не поинтересовался, каково самочувствие ребенка.

После такого горького опыта Оксана с сыном обратились к настоящему профессионалу. Он сказал, что зуб не нужно было трогать и менять пломбу, поскольку он не был воспален и никак не беспокоил. Та пломба, которая стояла, могла бы продержаться еще долго.

– Из-за неправильно принятого решения врача, его непрофессионализма мы пострадали. Теперь у сына пенек вместо зуба. Оставили как есть и будем вынуждены прибегнуть к протезированию, когда мальчику исполнится 18 лет, – говорит женщина.

После случившегося у Оксаны возникли вопросы. В частности, они касаются безопасности таких коронок и того, что их ставят не просто так, а чтобы увеличить сумму услуги. Женщина сделала вывод: сегодня ситуация на рынке стоматологических услуг неконтролируемая.

Знать и защищать права

Национальная лига потребителей не может порекомендовать ни одну стоматологическую клинику в Казахстане. Об этом заявила председатель организации Светлана Романовская.

По ее словам, сегодня поступает немало жалоб на качество стоматологических услуг. Самые дорогостоящие из них – имплантация зубов и установка виниров. И те и другие по качеству бывают разными, все зависит от производителя. Есть европейские, корейские, российские… Соответственно от этого разнится и их стоимость. Но некоторые недобросовестные стоматологии могут выдавать дешевые за дорогие, и, к сожалению, отличить их бывает крайне сложно. Более того, есть подделки, на которые вообще нет никаких документов.

– Обычный человек не сможет разобраться, если ему предоставят сертификат на какой-то имплантат. Сложно понять, что это за модель, кто производитель. Поэтому устанавливать имплантаты надо в проверенных стоматологических клиниках. У нас есть «Народный общественный контроль», в рамках которого мы проводим исследования. Но нам ничего не предоставляют, не объясняют. В этой сфере очень мало специалис­тов. Поэтому пациенту нужно не только запросить у стоматологической клиники сертификат, но еще сфотографировать имплантат, и если есть знакомый стоматолог, отправить ему, чтобы он подсказал, насколько тот соответствует заявленным характерис­тикам, – рекомендует Светлана Романовская.

Зачастую, когда имплантат не приживается, стоматологии снимают с себя ответственность, перекладывая ее на пациента. Мол, это физиологические особенности организма либо клиент не придерживался врачебных рекомендаций, что и привело к плачевному результату. Доказать что-то в такой ситуации бывает крайне сложно.

В связи с этим глава Национальной лиги потребителей рекомендует пациентам на первоначальном этапе заключать договор, где все четко прописывается. К примеру, случай, если имплантаты не приживутся, кто и в каком объеме несет за это ответственность. Там же нужно указать конкретную сумму услуг, поскольку на практике ее сначала не озвучивают, а впоследствии она может вырасти в несколько раз.

– Сейчас говорят примерную сумму, но в договоре не прописывают. Когда проходит операция, пациент отходит от обезболивания, ему сообщают, что стоимость увеличилась в два раза в связи с необходимыми дополнительными манипуляциями. Такого быть не должно. Пациент первоначально должен знать объем услуг, их качество, кто их будет производить. Кроме того, должны быть прописаны все обстоятельства, которые могут произойти, – говорит Светлана Романовская.

В качестве примера она привела случай из практики. Небольшой частный стоматологический кабинет оказал некачественную услугу, и у пациента началось отторжение всех имплантатов. Он нуждался в дополнительных процедурах – наращивании зубов и других, что требовало дополнительных затрат.

В Национальную лигу потребителей часто обращаются и по поводу виниров. Обещают одно качество, на самом деле оно – другое. Как и их производитель.

– Сейчас стало модно детям делать брекеты. Они годами с ними ходят, а по итогу, когда их снимают, обещанного эффекта нет, – констатирует Светлана Юрьевна.

Но самое главное – при обращении в стоматологическую клинику необходимо уточнить, есть ли у нее государственная лицензия на медицинскую дея­тельность. Если с этим все в порядке, то нужно изучить квалификацию врача. Кроме того, в Казахстане есть официальный реестр, в котором должно быть зарегистрировано все оборудование, имплантаты и материалы, из которых изготавливают пломбы.

Как отмечает председатель Национальной лиги потребителей, сегодня призвать к ответу недобросовестных предпринимателей стало намного проще.

– Раньше было сложнее, поскольку не было независимой экспертизы. Сейчас она предус­мотрена, но нужно правильно действовать. Оптимальный вариант – подать претензию на имя руководителя стоматологии. В течение 10 календарных дней он должен предоставить мотивированный письменный ответ. Если этого не произошло, то по отношению к предпринимателю предусмотрена админист­ративная ответственность. После этого можно подавать исковое заявление в суд и ходатайствовать о назначении независимой экспертизы, – советует Светлана Романовская.

Есть и другой вариант – сделать независимую экспертизу в досудебном порядке за счет предпринимателя согласно Закону «О защите прав потребителя». Но если он откажется ее оплачивать, то никаких мер к нему не применяется. Да и к тому же есть вероятность, что суд признает данную экспертизу недействительной.

Кроме того, если потребитель самостоятельно обратится в суд, то ему нужно оплатить госпошлину в размере одного процента от оспариваемой суммы материального ущерба и половину минимального расчетного показателя (МРП) от морального ущерба. Если иск подать через общество защиты прав потребителей, то заявитель освобождается от уплаты госпошлины. К слову, такие услуги социально уязвимым слоям населения предоставляются бесплатно.

Помимо этого, можно обратиться в государственные органы – Министерство здравоохранения и Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции.

P. S. Недавно коллега стал свидетелем беседы двух знакомых стоматологов, один из которых недоуменно удивлялся «непрофессионализму» своего товарища и, видимо, на правах старшего советовал не усердствовать с лечением, иначе клиент больше не придет. Как бы это дико ни звучало, но лучше «не долечить», говорил он, так, по крайней мере, пациенты гарантированно опять обратятся за помощью. Ничего личного – только бизнес...

И напоследок информация к размышлению. По данным Казахстанской стоматологической ассоциации, в республике насчитывается около 4 тыс. дантистов. Грубо говоря, один стоматолог почти на 5 000 жителей при общей численности 19,8 млн казахстанцев. При этом, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, по среднемировым стандартам один стоматолог должен обслуживать 1 000 граждан…

Популярное

Все
Молодежь созидает будущее
В Шымкенте представлена монография Александра Подушкина о государстве Кангюй
В Астане дан старт работе международных шахматных клубов Сергея Карякина
В соперниках – чемпионы Бельгии и Польши
Лучший киберспортсмен планеты
Комедия страстей
На счету уже 18 медалей!
О новой парадигме законотворчества в Казахстане
Нашествие диких животных наблюдают в Костанайской области
Горожане смогут напрямую влиять на развитие мегаполиса
Вклад молодых ученых в развитие медицины
Все строго по правилам
По данным АТР
Юные патриоты приняли присягу
Маленькие шаги для больших достижений
Живая связь времен
Состязались юные таланты
Устранить асимметрию банковских рисков
Бесплатные препараты получают свыше 3 млн казахстанцев
Реструктуризация должна быть качественной
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
Здесь качество – не лозунг, а система
Определился состав финалистов
Глава Белого дома показал Президенту Казахстана, как идёт строительство бального зала
Не потерять доверие аудитории в эпоху ИИ
Президент дал интервью The Washington Post и The New York Times
Соглашение о стратегическом партнерстве на $2,5 млрд: какие планы у John Deere в Казахстане
Лечение обернулось тяжким вредом здоровью
Потайной туннель римских императоров под Колизеем откроется для туристов
Токаев утвердил стратегические ориентиры внутренней политики
Портрет Алии украсил набережную
Заработал кирпичный завод
Представлены приоритеты в области социальной политики
На пути к технологической независимости
Токаев встретился с казахстанцами в Вашингтоне
У школы – новоселье!
Банковская «тайна»: повышение конкуренции и упрощение доступа
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Зафиксирован рекордный урожай
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
О погоде в Казахстане на 16-18 октября сообщили синоптики

Читайте также

В Жетысу служители церкви учатся казахскому языку и культуре
Снижается число получателей жилищных выплат
Идеи, скрепляющие государство
Нужны реальные результаты, а не бумажные отчеты

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]