Некоторые стоматологические клиники в Казахстане можно сравнить с «русской рулеткой»

6287
Алла Серикбаева

Жительница Астаны Оксана Давыдова столкнулась с непрофессионализмом врача одной из стоматологий. Конфликт еще не исчерпан, поэтому название клиники мы не упоминаем.

рисунок Николая Веревочкина

Началась же эта история вполне банально. У 11-летнего сына Оксаны откололся небольшой кусочек от пломбы. Через приложение «Дамумед» женщина обратилась за консультацией в стоматологическую клинику, с которой есть договор на оказание услуг.

Врач порекомендовал заменить старую пломбу на новую. Но сделать это мама решила в другой медорганизации, которую порекомендовала одна из родительниц одноклассника сына. Стоматология, на первый взгляд приличная, находится на левобережье Астаны и позицио­нируют себя как «семейная». Записавшись заранее на консультацию, Оксана объяснила ситуацию.

– Доктор не представилась. Начала с беглого осмотра и в итоге предложила «поставить железную коронку, так как зуб может в будущем развалиться, а коронка этого не даст сделать». Я не спросила, что это за «железная коронка» и оставила сына в ее руках. Пробыл он там около часа. Когда вышел и показал мне... Такого безобразия никогда не видела. На месте зуба была железная «шляпа» на весь зуб до десны! Сын посмотрел в зеркало и расстроился, он же подросток, и для него внешняя эстетика очень важна, – вспоминает Оксана Давыдова.

После такого «лечения», когда зуб спилили под корень и поставили ужасную коронку, мама ребенка пребывала в шоковом состоянии.

– Она должна была нам объяс­нить в самом начале, что будет пилить и стачивать. Мы вновь подошли к врачу, и я поинтересовалась: как долго теперь сыну ходить с этой железкой и продержится ли она до 18 лет, пока не заменим зуб на имплант? Стоматолог заверила: мол, сейчас всем детям в подобных случаях делают такие коронки, и она обязательно продержится. Я заплатила за все это 38 тысяч тенге. А ведь в стоматологии, в которую мы до этого ходили на консультацию, замену пломбы оценили в 20 тысяч, – рассказала Оксана.

Придя домой, мальчик не ел шесть часов, хотя по рекомендации прописывалось два. Тем не менее железная коронка... отвалилась.

Недолго думая женщина написала на WhatsApp клиники и в тот же день подала жалобу в Комитет медицинского и фармацевтического контроля Минздрава РК. Также о своей ситуации она рассказала в социальных сетях.

На следующий день ей позвонил управляющий директор медорганизации, извинился и сказал, что клиника готова все исправить и возместить. Он также попросил удалить пост из соцсетей, поскольку это негативно сказывается на репутации медучреждения.

Женщина отказалась это сделать и написала заявление на возврат денег. Глава стоматологии ответил, что они готовы возместить только сумму за коронку, а это 15 тыс. из оплаченных 38 тыс.

– Все остальное – спиленный под корень зуб, который не ноготь и уже не отрастет, он посчитал «качественно оказанной мед­услугой». Так как я находилась в их клинике, не стала спорить, написала на возврат 15 тысяч тенге и ушла, – рассказывает Оксана Давыдова.

Потом женщине позвонили из Комитета медицинского и фармацевтического контроля Минздрава и поинтересовались, намерена ли она отозвать свое заявление или им проводить проверку. Отступать она не стала, ведь на кону было здоровье ребенка.

Управляющий клиники тоже не хотел отступать и вновь обратился с просьбой решить вопрос «полюбовно». Причем при разговоре вел себя уже вызывающе и нахально, говорил только о деньгах и даже не поинтересовался, каково самочувствие ребенка.

После такого горького опыта Оксана с сыном обратились к настоящему профессионалу. Он сказал, что зуб не нужно было трогать и менять пломбу, поскольку он не был воспален и никак не беспокоил. Та пломба, которая стояла, могла бы продержаться еще долго.

– Из-за неправильно принятого решения врача, его непрофессионализма мы пострадали. Теперь у сына пенек вместо зуба. Оставили как есть и будем вынуждены прибегнуть к протезированию, когда мальчику исполнится 18 лет, – говорит женщина.

После случившегося у Оксаны возникли вопросы. В частности, они касаются безопасности таких коронок и того, что их ставят не просто так, а чтобы увеличить сумму услуги. Женщина сделала вывод: сегодня ситуация на рынке стоматологических услуг неконтролируемая.

Знать и защищать права

Национальная лига потребителей не может порекомендовать ни одну стоматологическую клинику в Казахстане. Об этом заявила председатель организации Светлана Романовская.

По ее словам, сегодня поступает немало жалоб на качество стоматологических услуг. Самые дорогостоящие из них – имплантация зубов и установка виниров. И те и другие по качеству бывают разными, все зависит от производителя. Есть европейские, корейские, российские… Соответственно от этого разнится и их стоимость. Но некоторые недобросовестные стоматологии могут выдавать дешевые за дорогие, и, к сожалению, отличить их бывает крайне сложно. Более того, есть подделки, на которые вообще нет никаких документов.

– Обычный человек не сможет разобраться, если ему предоставят сертификат на какой-то имплантат. Сложно понять, что это за модель, кто производитель. Поэтому устанавливать имплантаты надо в проверенных стоматологических клиниках. У нас есть «Народный общественный контроль», в рамках которого мы проводим исследования. Но нам ничего не предоставляют, не объясняют. В этой сфере очень мало специалис­тов. Поэтому пациенту нужно не только запросить у стоматологической клиники сертификат, но еще сфотографировать имплантат, и если есть знакомый стоматолог, отправить ему, чтобы он подсказал, насколько тот соответствует заявленным характерис­тикам, – рекомендует Светлана Романовская.

Зачастую, когда имплантат не приживается, стоматологии снимают с себя ответственность, перекладывая ее на пациента. Мол, это физиологические особенности организма либо клиент не придерживался врачебных рекомендаций, что и привело к плачевному результату. Доказать что-то в такой ситуации бывает крайне сложно.

В связи с этим глава Национальной лиги потребителей рекомендует пациентам на первоначальном этапе заключать договор, где все четко прописывается. К примеру, случай, если имплантаты не приживутся, кто и в каком объеме несет за это ответственность. Там же нужно указать конкретную сумму услуг, поскольку на практике ее сначала не озвучивают, а впоследствии она может вырасти в несколько раз.

– Сейчас говорят примерную сумму, но в договоре не прописывают. Когда проходит операция, пациент отходит от обезболивания, ему сообщают, что стоимость увеличилась в два раза в связи с необходимыми дополнительными манипуляциями. Такого быть не должно. Пациент первоначально должен знать объем услуг, их качество, кто их будет производить. Кроме того, должны быть прописаны все обстоятельства, которые могут произойти, – говорит Светлана Романовская.

В качестве примера она привела случай из практики. Небольшой частный стоматологический кабинет оказал некачественную услугу, и у пациента началось отторжение всех имплантатов. Он нуждался в дополнительных процедурах – наращивании зубов и других, что требовало дополнительных затрат.

В Национальную лигу потребителей часто обращаются и по поводу виниров. Обещают одно качество, на самом деле оно – другое. Как и их производитель.

– Сейчас стало модно детям делать брекеты. Они годами с ними ходят, а по итогу, когда их снимают, обещанного эффекта нет, – констатирует Светлана Юрьевна.

Но самое главное – при обращении в стоматологическую клинику необходимо уточнить, есть ли у нее государственная лицензия на медицинскую дея­тельность. Если с этим все в порядке, то нужно изучить квалификацию врача. Кроме того, в Казахстане есть официальный реестр, в котором должно быть зарегистрировано все оборудование, имплантаты и материалы, из которых изготавливают пломбы.

Как отмечает председатель Национальной лиги потребителей, сегодня призвать к ответу недобросовестных предпринимателей стало намного проще.

– Раньше было сложнее, поскольку не было независимой экспертизы. Сейчас она предус­мотрена, но нужно правильно действовать. Оптимальный вариант – подать претензию на имя руководителя стоматологии. В течение 10 календарных дней он должен предоставить мотивированный письменный ответ. Если этого не произошло, то по отношению к предпринимателю предусмотрена админист­ративная ответственность. После этого можно подавать исковое заявление в суд и ходатайствовать о назначении независимой экспертизы, – советует Светлана Романовская.

Есть и другой вариант – сделать независимую экспертизу в досудебном порядке за счет предпринимателя согласно Закону «О защите прав потребителя». Но если он откажется ее оплачивать, то никаких мер к нему не применяется. Да и к тому же есть вероятность, что суд признает данную экспертизу недействительной.

Кроме того, если потребитель самостоятельно обратится в суд, то ему нужно оплатить госпошлину в размере одного процента от оспариваемой суммы материального ущерба и половину минимального расчетного показателя (МРП) от морального ущерба. Если иск подать через общество защиты прав потребителей, то заявитель освобождается от уплаты госпошлины. К слову, такие услуги социально уязвимым слоям населения предоставляются бесплатно.

Помимо этого, можно обратиться в государственные органы – Министерство здравоохранения и Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции.

P. S. Недавно коллега стал свидетелем беседы двух знакомых стоматологов, один из которых недоуменно удивлялся «непрофессионализму» своего товарища и, видимо, на правах старшего советовал не усердствовать с лечением, иначе клиент больше не придет. Как бы это дико ни звучало, но лучше «не долечить», говорил он, так, по крайней мере, пациенты гарантированно опять обратятся за помощью. Ничего личного – только бизнес...

И напоследок информация к размышлению. По данным Казахстанской стоматологической ассоциации, в республике насчитывается около 4 тыс. дантистов. Грубо говоря, один стоматолог почти на 5 000 жителей при общей численности 19,8 млн казахстанцев. При этом, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, по среднемировым стандартам один стоматолог должен обслуживать 1 000 граждан…

Популярное

Все
Между уголовным и административным правом
Угольщиков обяжут участвовать в углехимических проектах
Прикоснуться к космосу… на земле
В Уральске открылся штаб «Дала қырандары».
ЦА и Китай выводят сотрудничество на новый уровень
Ашимбаев в авторской статье рассказал об ответе Токаева на кризис идентичности в 21 веке
Пресечена деятельность ряда финансовых пирамид в Алматинской области
Опора единства и преемственности
Консолидация и институциональное лидерство
Состоялся форум «Рабочие профессии: вызовы и пути развития»
Тот самый вкус детства
Село – опора устойчивого развития и продовольственной безопасности
Взаимодействие без условий
Концепт "Смарт-нации" станет основой "казахского ренессанса" – Спикер Сената о "Модели Токаева"
Рынок попал под ковш экскаватора
Учителя повышают квалификацию за рубежом
Начат экспорт пшеницы во Вьетнам
Точкой роста национального возрождения станет креативная индустрия – Маулен Ашимбаев о "Модели Токаева"
В поисках приюта для пожилых людей
Трансформатор не вынесет двоих…
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Под сенью Вечно Синего Неба
ИИ управляет природными рисками
Токаев провел встречу со спикерами парламентов стран – участниц ТюркПА
Госаудит выявил нарушения на всех этапах процесса обеспечения лекарствами
Атомная энергетика: реалии и перспективы
Выступление у озера Копа
Международная летняя онлайн-школа стартовала в Шымкенте
Президент Казахстана выразил соболезнование Премьеру Индии
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Молочный флагман республики
В Актобе празднуют 100-летие Алии Молдагуловой
Возобновляется пожарный контроль при вводе в эксплуатацию объектов высотой более 28 метров
Зов предков: башкирская группа Ay Yola выпустила новый клип
Евразийский фонд стабилизации и развития отказывается от доллара и евро
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Здесь будут растить казахстанских Пеле
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Назначен новый министр обороны Казахстана
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Цифровая трансформация транспорта – путь к экономическому росту
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве

Читайте также

Более 750 выпускников школ стали обладателями «Алтын белгі»…
Алматинка спасла от ДТП девочку на роликах
«Сокол» расправил крылья
В Уральске открылся штаб «Дала қырандары».

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]