От информационного к инновационному

687

Мы живем в быстро меняющемся мире. По некоторым данным ученых, за время обитания человечества на планете сменилось порядка 1 600 поколений. И только одно поколение применяет персональные компьютеры и Интернет, вступило в активную стадию многомерного процесса глобализации. Технологическая революция затронула практически все аспекты жизни в XXI веке – общение с друзьями и близкими, образ жизни людей, рынок труда. И здесь фактором прогресса общества выступает образование. Роль образования – подготовка профессионалов, умеющих учиться в течение всей жизни, чтобы легче адаптироваться к изменениям рынка труда. 

По мнению международного эксперта в области образования Кена Робинсона, существуют две причины для обновления содержания образования. Первая – экономическая, вторая – культурная. В первом случае родители задаются вопросом, как обучить своих детей, чтобы они могли занять свое место в жизни, несмотря на то, что мы не можем прогнозировать, какая будет экономическая ситуация в мире к моменту их взросления. Вторая причина – как обучить наших детей, чтобы у них развилось чувство национальной принадлежности, тем самым передавая генетический опыт из поколения в поколение, в то же время будучи частью глобализации. Главная цель – это развитие детей.

В настоящее время происходит замена пот­ребности человека в образовании от «человека знающего», то есть вооруженного системой знаний, умений и навыков, к «человеку, подготовленному к жизнедеятельности», способному активно и творчески мыслить, действовать, интеллектуально, нравственно и физически самосовершенствоваться.

Новая потребность в образовании обуславливает системное изменение всех его компонентов: цели, содержания, методов, форм и средств обучения. Речь идет о переходе от информационного обучения к обучению инновационному. Широкомасштабные реформы образования многих стран направлены на использование инновационных подходов к созданию современной модели среднего образования с сохранением при этом положительных сторон исторически сложившихся традиций.

Обновление содержания среднего образования у нас в стране направлено на преодоление недостатков действующей системы среднего образования. В целом содержание образования перегружено, объем обязательных для усвое­ния учебных материалов с каждым годом увеличивается. Учебный процесс недостаточно ориентирован на обучение учащихся самостоятельному поиску знаний, умению их использовать, развитие исследовательских навыков. Успешность учащихся оценивается по количеству усвоенных знаний, но не по умениям и навыкам широкого спектра. В связи с этим в реальной образовательной практике школы наблюдается интенсификация учебного процесса по каждому предмету. Все недостатки можно сгруппировать в три блока.

По содержанию образования – это передача готовой (обработанной) информации учителем ученику, ориентация ученика на простое усвоение знаний по предметам. Во взаимоотношении в учебном процессе – доминирование субъектно-объектного отношения учителя и ученика, пассивная роль ученика, воспринимающего учителя и учебник как источник учебной информации. В третьем блоке оценивается репродуктивный уровень деятельности ученика, то есть количество приобретенных им предметных знаний и умений. Можно с уверенностью говорить о том, что новые тенденции в определении роли и характера развития системы образования носят глобальный, философский характер и совпадают на уровне не только отдельных стран, но и всего мирового сообщества. Наиболее характерны для всех – процессы перехода.

Первое. Это переход от концепции «хорошее образование на всю жизнь» к пониманию необходимости образования через всю жизнь. Очевидно, что технологические и информационные изменения в мире и в развитии различных сфер человеческой деятельности происходят настолько стремительно, что однаж­ды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без непрерывного личного совершенствования. 

Вторая сторона данного постулата предполагает психологическую готовность к изменению привычного рода деятельности в силу ряда объективных и субъективных обстоятельств, которые могут возникнуть в жизни любого человека. Психологическая готовность к дальнейшему образованию и переквалификации, готовность воспринимать их как данность, а не как жизненную катастрофу должны формироваться в процессе школьного и профессионального образования. 

Второе. Развитие инициативности. В традиционной модели обучения хорошим учеником считается ученик послушный и исполнительный, выполняющий все задания учителя в срок. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, поскольку данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем. Очевидно и то, что инициативность надо не просто поддерживать, но и целенаправленно, последовательно формировать, поскольку самостоятельность и ответственность за результат собственных решений есть звенья единой цепи. Усилия школы и семьи в этом направлении желательно координировать более тщательно. 

Третье. От знаний – к компетенциям. Знание­центричная модель образования уже давно перестала удовлетворять реальные потребности развития общества и личности. Тем не менее многие предметы школьного цикла по-прежнему ориентированы на передачу формальных знаний, а не на формирование практических умений их использования в деятельности. 

Наиболее ярко знаниецентричная модель проявляется в таких экзаменах, где от испытуе­мых требуется лишь способность запомнить огромное количество дат, фактов, событий, формул. При этом умения рассуж­дать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить нужную в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения оказываются невостребованными, следовательно, воспринимаются как лишние, ненужные. В реальной жизни любой профессионал не может помнить всего объема изученной информации. Главное – знать, где можно ее найти в случае необходимости и как применить ее наиболее эффективно для решения поставленных задач.

Личностно-ориентированная модель образования предполагает вовлечение ученика в процесс тяжелой и разноплановой работы при обучении, приобретении навыков, необходимых для изучения материала. Учителя должны давать задания, требующие от учащихся анализа и критического пересмотра того, что они изучают и каким образом. Самостоятельное и коллективное обучение становится наиболее важной целью образовательной практики. В современных условиях важно не количественное наращивание знаний по отдельным предметам, а готовность успешно применять их в нужном контексте и самостоятельно дополнять. Следовательно, необходимо осуществить переход от преподавания с простым транслированием знаний к интерактивному и направленному обу­чению учащегося самостоятельно приобретать знания. Необходимо перейти от формирования пассивного слушателя к развитию личности, умеющей выражать свои мысли, работать в команде, адаптироваться к изменениям, быть креативной и способной к инновациям. 

Таким образом, содержание среднего образования должно учитывать ценностный подход в образовании, принципы стимулирования к обучению, личностно-ориентированного образования, непрерывности самообразования, интеграции способов освоения окружающей среды, информационной культуры и сотрудничества. Соответствующее обновление всех компонентов среднего образования Казахстана необходимо осуществлять с учетом современных тенденций, соблюдения закономерностей системных процессов, происходящих в обществе, с обязательным пониманием причин этого внедрения всеми субъектами системы, сохраняя при этом традиции и положительный опыт отечественного образования. Эти тенденции учитывались при разработке проекта Государственного общеобязательного стандарта начального образования.

Макпал ДЖАДРИНА, доктор педагогических наук, профессор, Куляш ШАМШИДИНОВА, председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 

Популярное

Все
«Черные ящики» разбившегося в Актау самолета будут расшифровывать в Бразилии
Сколько дней казахстанцы отдохнут на новогодние праздники
Что даст столице проект «Туристский район Астаны»
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
В Казахстане увеличили объем госзаказа на подготовку кадров
В Южной Корее объявили недельный траур из-за авиакатастрофы
Правительство выделило деньги на модернизацию теплосетей Жезказгана
Финансирование прикладной науки в РК увеличили до 476,9 млрд тенге
Экс-президент США скончался в возрасте 100 лет
5 лет уклонялся от уплаты алиментов житель области Жетісу
Пострадавший в авиакатастрофе кыргызстанец вышел из комы
В международный рейтинг лучших университетов мира QS WUR вошел 21 казахстанский вуз
Бежавший в Россию казахстанец экстрадирован на родину
Рожденных в 2025 году детей будут называть «поколением бета»
Офицер Нацгвардии признан лучшим молодым военнослужащим года в Шымкенте
Президент подписал поправки по вопросам госнаград, образования и защиты прав ребенка
В Каспийском море произошло землетрясение
Редкий зверек попал в объектив фотокамеры в Устюртском заповеднике
Военнослужащие Актауского гарнизона сдали кровь для пассажиров, пострадавших в авиакатастрофе
AZAL распространил заявление о рейсе Баку - Актау
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Год единства и созидания
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Как за неделю изменились цены на продукты питания в РК
В области Жетісу еще 57 семей справили новоселье
Обманувшую дольщиков почти на 4 млрд тенге иностранку экстрадировали в Казахстан
Мажилисмен возмутился иностранным происхождением лайнеров Air Astana
Список погибших в авиакатастрофе казахстанцев опубликовало МЧС
Как в Казахстане будут модернизировать изношенную инфраструктуру
Все лучшее – детям!
Незаконно возведенный жилой комплекс сносят в Астане
Авиакатастрофа в Актау: что известно на данный момент
Министр высказался о падении учителя с высоты при оформлении ёлки в Семее
19-летняя девушка с синдромом преждевременного старения умерла в ЮАР
Токаев принял главу Минэнерго
Худи и свитшоты made in Abai
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Прорыв в дорожной сфере
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
В Тбилиси спецназ разогнал протестующих водометами
Пять представительниц Казахстана по боксу пробились в финал чемпионата Азии
Вдохновлять собственным примером
Алматы – претендент на финал Лиги чемпионов УЕФА
Деликатесы по скромной цене
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости

Читайте также

Как будут работать ЦОНы и спецЦОНы в январе
Полицейские оказали помощь гражданам Узбекистана на трассе …
Рожденных в 2025 году детей будут называть «поколением бета»
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]