И это несмотря на то, что прошлый год для отечественных авиапредприятий был тяжелым. Из-за приостановки полетов на территории РК в 2020 году убытки компаний гражданской авиации составили более 350 млрд тенге. На сегодня все внутренние авиарейсы восстановлены, растет количество перевезенных пассажиров.
О том, как отрасль проходит испытание коронавирусом и каких успехов добилась в сфере безопасности полетов, – в интервью председателя Комитета гражданской авиации МИИР РК Талгата Ластаева.
– Как нам известно, несмотря на форс-мажоры 2020 года, реформы в управлении гражданской авиацией не остановились, а нынешним летом прошел независимый аудит ИКАО (Международной организации гражданской авиации, – Прим. авт.). Талгат Тлеубекович, расскажите, какими заботами жила отрасль эти полтора трудных года?
– К таким непредсказуемым событиям, конечно, отрасль не была готова. Суммарные потери мировой авиации в прошлом году превысили 126 миллиардов долларов по сравнению с прибылью в 26 миллиардов за 2019-й.
«Эйр Астана» завершила 2020 год с падением выручки на 53% и сокращением пассажиропотока на 27%. Компания «Скат» в прошлом году перевезла 1,2 миллиона пассажиров – всего 55% от прошлогодних показателей.
Тем не менее гражданская авиация во время пандемии осталась на передовой. Силами авиации вывозили граждан, оказавшихся за рубежом, доставляли гуманитарные грузы. В 2020 году был введен в эксплуатацию современный аэропорт green field в Туркестане, продолжались строительство и реконструкция терминалов, взлетно-посадочных полос, аэровокзалов в городах Казахстана. Мы значительно повысили безопасность полетов. Ведь совсем недавно авиационные происшествия в стране происходили с пугающей периодичностью. Случались и авиакатастрофы, основными причинами которых были ошибки пилотирования и несоблюдение требований безопасности полетов.
– В 2015 году ситуацию в малой авиации Казахстана эксперты характеризовали как «подошедшую вплотную к точке невозврата», а в 2018-м Женис Касымбек, бывший тогда министром по инвестициям и развитию, признал наличие больших проблем с безопасностью полетов. А как теперь?
– Да, на тот момент еще не был решен вопрос с «черным списком» Европейской комиссии, в котором из-за несоответствия международным стандартам безопасности полетов были все казахстанские авиакомпании («Эйр Астана» исключена из него с декабря 2015 года, – Прим. авт.). Поэтому руководство страны решило кардинально пересмотреть модель организации полетов в стране.
В результате анализа были выделены два ключевых момента, требующих незамедлительного внимания: низкая квалификация авиационных инспекторов, проверяющих и обеспечивающих соответствие нормам безопасности полетов, и недостаточное количество этих инспекторов в аэропортах.
За последние 3–4 года во исполнение поручения Елбасы Нурсултана Назарбаева в рамках 68-го шага Плана нации «100 конкретных шагов» и поручений Президента Касым-Жомарта Токаева в отрасли была проведена реформа. Кардинально изменились подходы к управлению гражданской авиацией.
С 1 августа 2019 года начала свою деятельность АО «Авиационная администрация Казахстана» со 100-процентным участием государства. Создано общество по модели UKCAA, государственной корпорации. Основные его функции – технический контроль и надзор в сфере безопасности полетов и авиационной безопасности. Руководит казахстанской Авиационной администрацией высококвалифицированный специалист Питер Гриффитс, ранее возглавлявший авиационные власти Великобритании.
Мы видим, что принятые нами меры повысили эффективность контроля и надзора, улучшился имидж гражданской авиации Казахстана на международной арене. Проделанная работа положительно оценена международными экспертами. От Британских авиационных властей UKCAA 7 августа 2018 года нами получено заключение о соответствии новой модели лучшим мировым схемам регулирования гражданской авиации и требованиям ИКАО. Важно, что внедренные подходы полностью соответствуют документам ИКАО. Со своей стороны ИКАО и Европейское агентство по безопасности полетов (EASA) также отметили прогресс Казахстана в сфере авиасообщения.
– Действительно ли гражданская авиация – самая зарегулированная отрасль экономики?
– Более того, единственная отрасль, где существует жесткий внешний аудит ИКАО, являющейся специализированным подразделением ООН, при этом уровень соответствия безопасности полетов контролируется особо тщательно.
Подобная модель управления распространена во всех странах, входящих в юрисдикцию Европейского агентства гражданской авиации, применяется она в развитых странах – Сингапуре, ОАЭ, Франции – и признана ИКАО и EASA. Казахстан же «пионер» среди стран СНГ: первый и пока единственный.
Уникальность реформы в гражданской авиации еще и в том, что ни в какой другой сфере экономики Казахстана не внедрен такой подход к работе и не закреплен на законодательном уровне. Уже в 2021 году отрасль смогла продемонстрировать ее эффективность. Со 2 по 11 августа текущего года, как уже было сказано выше, прошла независимая проверка отрасли аудиторами ИКАО в рамках Координированной валидационной миссии. По предварительным данным, Казахстан повысил уровень обеспечения безопасности полетов до 84%, что на 15% выше среднемирового показателя. Эксперты отметили рост соответствия стандартам ИКАО практически по всем показателям. В первую очередь по «организационной структуре» и «законодательству». По безопасности полетов мы достигли уровня таких благополучных стран, как Нидерланды, Бельгия, Португалия, Чехия (87%), Латвия (86%), Дания (85%), Исландия и Польша (84%).
– Талгат Тлеубекович, а что можно сказать о легкой авиации Казахстана, какие перемены затронули эту сферу?
– Что касается малой авиации, то отсутствие приемлемых вариантов по замене воздушных судов, высокие налоги на новые импортные самолеты пока не позволяют сектору измениться. Основной «рабочей лошадкой» этого сектора по-прежнему остается АН-2. По данным Авиационной администрации Казахстана, на сегодня в реестре числятся 323 АН-2, но только 200 из них имеют сертификат летной годности. Очевидно, что они морально и технически устарели и требуют замены.
Для решения проблемы Правительство Казахстана ведет переговоры с Правительством Российской Федерации о совместной разработке нового легкого самолета «Байкал», который будет выпускать компания Kazakhstan Aviation Industries.
Чтобы развивать внутренние авиаперевозки, мы начали реконструировать аэродромы малой авиации во всех уголках республики. Если раньше модернизация шла из расчета «один аэропорт за два года», то в нынешнем году работы ведутся сразу на пяти объектах – в Шымкенте, Уральске, Усть-Каменогорске, Ушарале и Урджаре. Улучшение воздушной инфраструктуры положительно отражается на туристическом и инвестиционном имидже страны.
В настоящее время разрабатывается Национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны», в который включены мероприятия по модернизации пяти аэропортов (в Костанае, Уральске, Кызылорде, Шымкенте, Алматы). Запланировано также восстановление инфраструктуры восьми аэродромов местных воздушных линий (Жанибека, Казталовки, Сайхина, Аркалыка, Сарыагаша, Каркаралинска, Улытау, Зайсана).
– Хватает ли у нас специалистов диспетчерской службы, и насколько профессионально они подготовлены?
– В настоящее время в аэропортах республики работают около 800 авиадиспетчеров, этого достаточно для потребностей отрасли. Подготовка специалистов для службы ОВД проводится на базе Центра профессиональной подготовки РГП «Казаэронавигация» и в европейских авиационных учебных центрах. Причем учеба осуществляется в соответствии с международными требованиями ИКАО, которые определяют продолжительность курсов, уровень владения английским языком и объемы тренажерной подготовки. «Казаэронавигация» развивает конкурентоспособную систему оплаты труда и социальной поддержки работников, дающую возможность привлекать лучших специалистов отрасли аэронавигации. Все действия диспетчера строго регламентированы, на каждую рабочую ситуацию имеются установленные правила, инструкции. Нормативные правовые акты республики, касающиеся обслуживания воздушным движением, соответствуют международным требованиям ИКАО.
– Нередко слабым звеном отечественной авиации становится техника. К примеру, трагедия «Бек Эйр» дала толчок массовым проверкам, которые показали, что самолеты этой компании летали буквально вопреки. Как сейчас происходит контроль качества и безопасности полетов?
– Как я уже сказал, проведенные реформы позволили «сломать» устоявшиеся алгоритмы работы и устаревшие подходы, а главное, повысить эффективность контроля и надзора, улучшить имидж гражданской авиации Казахстана на международной арене. Если раньше недостаток авиационных инспекторов и их низкая квалификация отражались на эффективности контроля и проверок, то на сегодня такой проблемы нет. В сфере безопасности полетов и авиационной безопасности Авиационной администрацией только в 2020 году проведено 65 инспекционных проверок, 9 сертификаций авиакомпаний, 17 аудитов в сфере аэронавигации, 31 сертификация и 19 инспекционных проверок аэродромов. В итоге приостановлена деятельность восьми авиакомпаний, не соблюдавших требования по безопасности полетов, в том числе «Бек Эйр» и еще три авиакомпании, которые промышляли незаконной перевозкой сомнительных грузов, что вызвало негативную реакцию Совета Безопасности ООН.
Работа, проводимая Комитетом гражданской авиации и Авиационной администрации Казахстана, шаг за шагом приобретает доверие субъектов авиационной индустрии. Так, к примеру, впервые из реестра Арубы в реестр Казахстана было перерегистрировано воздушное судно Qazaq Air. Более того, мы работаем над возможной поэтапной перерегистрацией воздушных судов авиакомпании Air Astana в отечественный реестр.
– Помимо безопасности перелетов актуальна проблема качества обслуживания, причем не только на борту, но до и после перелета. При отмене или задержке рейса по вине перевозчика часто нарушаются права граждан. Куда им жаловаться в таких случаях?
– Задержки рейсов, к сожалению, были и остаются неотъемлемой частью авиаперевозок и могут происходить по самым разным причинам: из-за сложных погодных условий, технических причин и других. В соответствии с Правилами подготовки к полетам для гражданской и экспериментальной авиации авиакомпания вправе инициировать задержку или отмену рейса, если создавшиеся условия создают угрозу безопасности полета. В связи с этим считаю, что введение ответственности авиакомпаний за задержки и отмену рейсов могут негативно отразиться на безопасности.
В целом показатель регулярности авиарейсов по республике составляет 86%, тогда как в странах Европейского союза и США – 77% и 80% соответственно. Что же касается обеспечения прав пассажиров, то они защищены в рамках законодательства РК. В случае отмены либо задержки рейса по вине авиакомпании пассажир должен обратиться к перевозчику для истребования своих прав. Вместе с тем перевозчик должен предоставить прохладительные напитки, горячее питание, комнату матери и ребенка, а также проживание в гостинице в зависимости от длительности задержки. Причем, обратите внимание, предоставить бесплатно.
В прошлом году во время отмены регулярных рейсов из-за карантинных ограничений мы провели большую кампанию по возврату средств пассажирам. Казахстанскими авиакомпаниями были возвращены билеты свыше 100 тысячам пассажиров общей стоимостью более 7 миллиардов тенге. Некоторые граждане приняли решение полететь в более поздние сроки, их билеты сохранены без удержаний.
– Казахстанцев волнует и стоимость авиабилетов. Почему они так дороги даже на внутренние рейсы?
– Что касается ценообразования, то, согласно общемировой практике, стоимость перевозки на воздушном транспорте не регулируется и складывается на основе динамического ценообразования. Цена авиабилетов определяется, исходя из расходов, связанных с выполнением рейсов по конкретному направлению: эксплуатационных расходов, горюче-смазочных материалов, аэропортовых сборов, сборов по метео- и аэронавигационного обслуживания и прочих услуг (питание на борту и другое). Специальная программа, рассчитывающая тариф, учитывает даже выходные, каникулы, отслеживает число оставшихся билетов, как меняется спрос и тому подобные нюансы. Причем большинство расходов авиакомпаний ведутся в иностранной валюте, что может отразиться на стоимости билетов.
Для снижения цен на авиабилеты и повышения конкуренции между авиаперевозчиками по поручению Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева были внесены необходимые поправки в казахстанское законодательство, и 1 мая 2019 года по маршруту Алматы – Нур-Султан состоялся первый рейс отечественного лоукостера Fly Arystan. На сегодня продано 4,7 миллиона билетов, из которых примерно половина стоят ниже 10 тысяч тенге. В текущем году в воздушном парке авиакомпании эксплуатируется 10 современных Airbus 320.
Другой мерой для снижения стоимости авиабилетов и развития новых туристических маршрутов является субсидирование наиболее значимых авиамаршрутов. Только в этом году из республиканского бюджета на субсидирование регулярных авиарейсов предусмотрено 5,5 миллиарда тенге.
В настоящее время субсидируются 14 внутренних авиамаршрутов. Из Туркестана выполняются 28 субсидируемых авиарейсов в неделю по 10 направлениям.
– Не секрет, что немалая доля расходов любой авиакомпании приходится на авиакеросин. Сейчас, когда начали расти цены на дизель и бензин, всех волнуют перспективы авиакеросина.
– В стоимости авиабилетов расходы на авиатопливо составляют почти треть. Согласно данным Министерства энергетики, в 2021 году тремя нашими НПЗ запланирован выпуск 590 тысяч тонн авиатоплива. Эти объемы позволят полностью покрыть потребности внутреннего рынка республики.
Обеспечение горючим существенно улучшилось, но когда резко возрастает потребление других его видов, в гражданской авиации тоже ощущается дефицит керосина и сезонные скачки цен. На сегодня оптовые цены на авиатопливо составляют 220–230 тысяч тенге за тонну (с учетом НДС).
Министерство энергетики уверяет, что самолеты будут обеспечены авиакеросином. Сложно сказать, какая сложится цена на билеты, от возможного роста никто не застрахован. Но в течение года цены не поднимались, наоборот, будут на 10–15% снижены, благодаря росту внутренних перевозок.
По поручению Главы государства для снижения стоимости авиабилетов и обеспечения прозрачности их ценообразования авиатопливо внесено в перечень биржевых товаров.
– В июне 2017 года Правительство Казахстана отменило государственное регулирование цен на международные рейсы, и почти сразу же ведущие мировые авиакомпании прекратили полеты в Казахстан. Стоит ли ждать возвращения иностранных перевозчиков?
– В 2017 году государство взяло курс на дерегулирование аэропортовых услуг по международным направлениям, которые ранее относились к государственным регулируемым услугам. Однако эта мера не означала утрату контроля над деятельностью аэропортов. На сегодня их работа подпадает под антимонопольное регулирование в соответствии с Предпринимательским кодексом.
В СМИ, действительно, была озвучена информация о том, будто отмена госрегулирования на международных направлениях привела к приостановлению полетов ряда иностранных авиакомпаний. Эти данные не соответствуют действительности. Решение о прекращении или сокращении частоты рейсов иностранными перевозчиками принималось значительно раньше изменений уровня международных тарифов в казахстанских аэропортах, которые произошли с 1 января 2018 года.
К примеру, в СМИ говорилось о том, что якобы по этой причине с казахстанского рынка ушли Австрийские авиалинии, British Airways, Чешские авиалинии, KLM, снизили количество рейсов Asiana Airlines, Южнокитайские авиалинии, FinnAir, LOT, Etihad. На самом деле Австрийские авиалинии прекратили полеты в 2016 году, то есть за год до дерегулирования, British Airways и Чешские авиалинии в 2015 году – за два года, KLM с октября 2017 года – за три месяца. Все решения по приостановлению полетов, по информации самих авиакомпаний, обусловлены исключительно экономическими причинами.
Высокий уровень конкуренции на европейском направлении вызван тем, что до пандемии из Казахстана в Европу пассажиров перевозили девять авиакомпаний («Аэрофлот», «Белавиа», LOT, WizzAir, Finnair, Lufthansa, Turkish Airlines и «Эйр Астана»). Сейчас эти рейсы поэтапно восстанавливаются.
Авиакомпания Wizz Air Abu-Dhabi с 31 октября 2021 года планирует открытие рейсов с Абу-Даби в Нур-Султан и Алматы по два рейса в неделю по каждому направлению.
Qatar Airways с 19 ноября откроет сообщение по маршруту Алматы – Доха также с частотой два рейса в неделю. Возобновится регулярное авиасообщение авиакомпанией «Эйр Астана» по маршруту Алматы – Мале (Мальдивская Республика). Надеемся, что в течение года, если ситуация с COVID-19 будет улучшаться, восстановится авиасообщение со всеми странами.