Наукоемкий тренд кооперацииИзвестно, что любой процесс консолидации, в том числе интеграции в рамках ЕАЭС, начинаясь с элементарных шагов, по ходу должен перерастать в более масштабные и сложные формы экономического взаимодействия, обусловленные не только безопасностью общего рынка, но и конкурентными факторами глобальной торговли. В контексте данного развития не случайно встает вопрос о промышленной кооперации в рамках интеграционного блока или более продуктивном использовании потенциала ЕАЭС для устойчивого развития национальных экономик в долгосрочной перспективе.
В идеале это именно тот формат отношений, при котором создание наукоемких продуктов в расчете на каждого участника технологической цепочки менее сопряжено со всякого рода издержками и трудностями, которые сопутствуют производственным циклам и процессам. Однако при этом нельзя не учитывать, что Казахстан в отличие от России и Беларуси сегодня целенаправленно формирует новую промышленную основу экономики и прилагает немалые усилия для встраивания в международные технологические цепочки за счет создания совместных производств, в том числе с известными мировыми производителями. И казалось бы, «коней на переправе не меняют», но речь идет о межсекторальном взаимодействии, причем именно в тех секторах экономики, которые на сегодня в меньшей степени развиты в странах ЕАЭС.
По мнению экспертов ЕЭК, кооперацию необходимо развивать прежде всего в инновационных секторах экономики, где на сегодня практически отсутствует конкуренция между производителями государств – членов ЕАЭС. В связи с этим инструментом для реализации проектов в таких секторах может стать Евразийский банк развития. Экспертами также отмечается, что курс на промышленную кооперацию, в том числе на создание единых технологических платформ в рамках союза, будет способствовать увеличению совокупного экспорта наукоемкой и конкурентоспособной продукции, а также росту инвестиций в сферу импортозамещения. Это также позволит задействовать потенциал МСБ в процессах локализации производства, эффективнее использовать местные ресурсы, в том числе комплектующие компоненты, производимые отечественными предприятиями.
По мнению первого вице-президента Союза машиностроителей РФ Владимира Гутенева, кооперация стран ЕАЭС в сфере машиностроения, в частности в радиоэлектронике, – задача первостепенной важности, поскольку сегодня трудно представить успешное развитие станкостроения и приборостроения, авионики и других высокотехнологичных секторов промышленности без нормальной компонентной базы.
Между тем, согласно положениям «Основных направлений промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС», в радиоэлектронной промышленности целесообразно сотрудничество в таких направлениях, как совместная разработка и производство оборудования связи, телекоммуникаций, интегральных схем и многого другого. Примечательно, что среди проектов, намеченных к совместной реализации, выделяется идея создания инновационного «суперкомпьютера» с принципиально новой системой охлаждения и кристаллографических ускорителей.
– Сегодня в рамках ЕАЭС уже происходят активные процессы производственной и научно-технической кооперации микроэлектронных отраслей Беларуси и России. Здесь задействованы возможности таких компаний, как белорусский «Интеграл» и российские «Микрон» и госкорпорация «Ростех». Синергия совместных усилий этих компаний весьма существенна. И несмотря на то что Казахстан, Армения и Кыргызстан в этой сфере промышленности имеют более скромный потенциал, тем не менее наша задача – вовлекать в кооперацию все страны и создавать предприятия, которые могли бы внести свою лепту в формирование «технократической» экономики будущего, – отмечает Владимир Гутенев.
В этом векторе развития существенный интерес для Казахстана представляет создание Евразийского инжинирингового центра. И, как отмечал в рамках III Форума машиностроителей Казахстана первый заместитель Премьер-Министра РК Бакытжан Сагинтаев, «данный центр создаст для Казахстана новые возможности в сфере промышленной кооперации, в том числе при участии иностранных инжиниринговых компаний».
В целом процессы межотраслевого взаимодействия в рамках ЕАЭС направлены на развитие промышленности стран – членов интеграции, в том числе на увеличение удельного веса высокотехнологичных видов деятельности в промышленном производстве экономики партнеров.
Локализация технологийСегодня на фоне нового клубка геополитических вызовов текущие экономические реалии оставляют желать лучшего. В экономиках КНР и России по-прежнему происходит сужение рынков капитала, сырья и труда, что является существенным вызовом для казахстанских экспортеров минеральных и других ресурсов. Тем не менее инвестиционная ситуация в Казахстане остается стабильной благодаря целому ряду мер, которые были приняты в отношении инвесторов и бизнеса в последнее время. Напомню, что в первом полугодии спад производства наблюдался только в трех секторах национальной экономики – железно-рудной, автомобильной и фармацевтической промышленности. В остальных отраслях ситуация оставалась стабильной, несмотря на снижение рыночного спроса в странах торгового партнерства. В целом в Казахстане удалось сохранить положительный уровень промышленного производства и даже добиться небольшого роста, в полпроцента, в то время как в Беларуси произошло падение на 7,7%, в России – на 2,3%. В горнодобывающей промышленности Казахстана объем производства вырос на 1%, в обрабатывающей промышленности – на 0,2%.
Между тем в сложившихся условиях нынешнего периода обеспечение положительной динамики взаимной торговли в рамках ЕАЭС остается важнейшим условием сохранения экономической, финансовой и другой стабильности стран альянса. Однако добиться этого крайне сложно при отсутствии у пятерки стран единой промышленной и торговой политики в рамках ЕАЭС, когда вместо «узких интересов» на первый план выдвигались бы кардинальные вопросы обеспечения экономической безопасности общего рынка. И если проблему импортозамещения частично можно было бы решить за счет налаживания четкой системы внутренних поставок продукции, то для продуктивной кооперации в наукоемких секторах экономики необходимы не только намерения, но и значительные инвестиции и опыт, которых у стран-партнеров явно не густо, если учесть текущий кризис, санкции и прочие факторы влияния.
И тем не менее кооперация остается лейтмотивом промышленной политики ЕЭК, обуславливающим решение общих проблем экономики в среднесрочной перспективе. С одной стороны, это технологическая отсталость имеющихся промышленных производств, с другой – ограниченность условий и ресурсов для их модернизации. Наибольшее число предприятий советской эпохи с высоким уровнем износа мощностей сконцентрировано в России и Беларуси. Продукция этих производств при наличии на рынке более технологически продвинутых предложений явно склонна к утрате своего значения в глазах потребителей. Как правило, это автомобили и тракторы, техническое и другое оснащение, производство которых в силу объективных факторов становится все трудозатратнее.
Согласно мнению российских аналитиков, в минувшем году рецессия российской экономики протекала на фоне 30–40% недогрузки производственных мощностей и 15% избыточной занятости в промышленности. Вместе с тем во многих стратегических отраслях российской промышленности доля потребления импорта оценивается на уровне свыше 80%, что создает потенциальную угрозу как для экономики, так и для национальной безопасности в целом. Проблема в секторах промышленности усугубляется и высоким уровнем износа основных производственных фондов, что также не способствует эффективному импортозамещению. В ряде отраслей машиностроения износ мощностей превышает 80%.
Ставка на СПНаибольший акцент в политике кооперирования между производителями сельхозмашин и оборудования стран ЕАЭС делается преимущественно на локализации производства сельхозтехники и комплектующих элементов.
По мнению заместителя директора департамента промышленной политики ЕАЭС Галины Мартинкевич, с учетом емкости общего рынка продукции сельхозмашиностроения союза организация совместных производств по сборке сельхозтехники будет выгодна как для национальных, так и для зарубежных производителей.
В настоящее время процессы локализации высокотехнологичного производства набирают динамику на многих предприятиях машиностроительной отрасли Казахстана. Например, на столичном локомотивном заводе начата реализация проекта по локализации тяговых трансформаторов для четырех моделей электровозов, производимых как в Казахстане, так и за его пределами. То есть компания «Альстом» размещает это производство на базе казахстанского предприятия для покрытия потребностей рынка Казахстана и России. Кроме того, в планах предприятия – освоение производства европейских типов трансформаторов с последующим выходом на рынок ЕС. При этом французская компания «Альстом» рассматривает локомотивный завод в Астане в качестве основной производственной площадки в Центральной Азии.
Аналогичные процессы происходят и на другом столичном предприятии тяжелого машиностроения – заводе по производству пассажирских вагонов «Тулпар-Тальго». По словам главы компании Паскуаля Торреса, с 2016 года предприятие планирует выпуск новых типов вагонов с широким кузовом. Такого типа вагоны будут производиться впервые не только в Казахстане, но и в пределах СНГ.
– По своим габаритам вагоны с широким кузовом – это примерно такие же вагоны, которые эксплуатируются на пространстве СНГ, но только куда более современные, комфортные, маневренные и безопасные, – отмечает Паскуаль Торрес.
На сегодня уровень локализации на этом производстве не превышает 16%, однако, как подчеркивает глава компании, уже к 2019 году этот показатель достигнет до 59%. При этом завод сегодня начал работу по размещению заказов на детали и компоненты на местных предприятиях. Так, предприятия кабельной и интерьерной продукции Караганды и Алматы будут работать с «Тулпар-Тальго» на принципе долгосрочного делового партнерства. Работа здесь ведется и в сфере расширения инфраструктуры технического сервиса по обслуживанию и ремонту вагонов такого типа. В частности, предприятие намерено открыть второй по счету центр в Актобе, где будут работать местные кадры, прошедшие соответствующую подготовку.
– В плане решения вопроса о рабочих кадрах мы активно сотрудничаем с железнодорожным колледжем Шымкента уже 3 года и весьма рады тому, что кадровая подготовка в этом заведении находится на высоте. На сегодня 12 выпускников этого колледжа успешно прошли практику у нас, хорошо себя зарекомендовали и остались работать на нашем производстве, – отмечает глава предприятия.