Статус "нового Алматы" получили окраинные районы города. Какие изменения там произошли

2969
Людмила Макаренко
Статус «нового Алматы» получили окраинные районы города, но в официальном языке от самого понятия «окраины» сознательно избавляются – задача стоит, чтобы мегаполис был одинаково комфортным, функциональным и красивым в любой своей части.

Проблемы плюсом
Термин «новый Алматы» появился не так давно, хотя земли соседних районов к городу присоединялись на протяжении десятков лет. Вместе с ними власти получали ворох бытовых, коммунальных, инфраструктурных проблем. Вновь приобретенные территории чаще занимали садоводческие товарищества либо небольшие поселки, их благо­устройство оставляло желать лучшего. Но и с переходом в городской состав должное внимание вновь приобретенные микрорайоны получили не сразу.

Принятая городским акиматом модель развития мегаполиса получила название полицентричной. Означает она то, что вместо одного центра у города появляется несколько полноценных, развитых и равнозначных точек притяжения. Речь идет о создании комфортных условий для проживания, доступности качественных услуг, обеспечении мобильности, формировании новых общественных пространств для активного отдыха горожан, в том числе на всех оконечностях города.

Алмас Батанов, руководитель управления стратегии и бюджета города Алматы, напомнил факты, которые подвигли к разработке программы «Новый Алматы».

– Прежде всего обнаружились острые инфраструктурные пробелы. К примеру, в 23 микрорайо­нах Наурызбайского, Алатауского, Медеуского, Турксибского, Бостандыкского и Жетысуского районов с населением более 105 тысяч жителей отсутствовало центральное водоснабжение и водоотведение, – рассказал Алмас Батанов. – Благодаря программе начато строительство сетей в 15 микрорайонах. После их сдачи больше 71 тысячи жителей будут обеспечены коммуникациями.
Среди прочих проблем алматинских окраин числились отсутствие освещения, плохие дороги, изношенность инженерных сетей. В части районов, прежде всего Турксибском, Жетысуском, Ауэзовском, ощущался дефицит жилья и школ.

– Мы замечали, что с присоединением территорий происходила субурбанизация, то есть расползание города и рост расходов на инфра­структуру. Не хватало ­доступного благоустроенного жилья, а сам город испытывал серь­езную миграционную нагрузку, – добавил представитель акимата.

Для новых алматинцев
С последним укрупнением мегаполиса в 2012 году, когда территория города увеличилась в два раза, его население выросло на 30%. Тенденция сохраняется до сих пор, и при таких темпах прироста уже к 2030 году число алматинцев может достичь 3 млн человек против сегодняшних 2,2 млн. В этом свете обустройство окраинных районов получает особый смысл, поскольку основное расселение может происходить именно там. Но только при условии, что жизнь в дальних спальных районах будет не хуже, чем в старых и сложившихся.

Комплексный план развития «Новый Алматы» разработан в 2019 году, его поддержал Пре­зидент страны, он и поручил развивать мегаполис в соответствии с принципом «город без окраин». В целом в рамках программы запланировано 428 проектов, больше половины из которых должны быть реализованы в этом году.
– Мы хотим добиться высоких стандартов жизни населения вне зависимости от района проживания, решить вопросы базовой обеспеченности горожан в дорогах, освещении, воде, газе, канализации, – уточнил цели городской власти руководитель бюджетного управления.

Один из самых критичных для плотно заселенного мегаполиса вопросов – состояние дорожно-транспортной инфраструктуры – в «новом Алматы» побил все антирейтинги. Достаточно сказать, что протяженность дорог в присоединенных микрорайонах составила десятую часть от общей улично-дорожной сети города, и львиная их доля не имела твердого покрытия либо требовала капитального ремонта.

Массовые строительные работы на магистральных направлениях начинались практически одновременно во всех новых микрорайо­нах. В семи крупнейших из них строительство и капитальный ремонт уже завершены. Кроме того, продолжались реконструкция, средний ремонт дорог, строи­тельство тротуаров и пешеходных дорожек.


Для улучшения коммуникации между разными частями города и лучшей связки центральной части с городскими окраинами начато строительство трех крупных транспортных развязок на ма­гистральных направлениях Алматы и пробивка двух ра­диальных улиц – Абая и Саина.

Фокус на развитии дорожно-транспортной инфраструктуры «нового Алматы» объясняется просто: это в первую очередь обеспечивает мобильность в большом городе, а значит, повышает качество жизни в отдаленных микрорайонах и соответственно добавляет им привлекательности.

Просто добавь воды
Территория Наурызбайского района – самое значительное из последних приобретений мегаполиса – принята в состав Алматы в 2014 году. Поселки, занятые в основном дачными участками, крестьянскими хозяйствами и индивидуальной застройкой, испокон испытывали дефицит в элементарном: бесперебойном снабжении водой, электроэнергией и газом. Это и стало первостатейными задачами развития территории в рамках «Нового Алматы».

На сегодня Наурызбайский район обеспечен централизованным водоснабжением на 30%. Еще 20% получает воду из скважин. Остальные 50% населения пользуются открытым водозабором рек Каргалы и Аксай.

Говоря о вариантах окончательного решения «водной проб­лемы», аким района Санжар Тогай обе­щает расширение сети централизованного водоснабжения за счет водных источников на своей территории.

– В районе началось строительство новой станции водоподготовки на реке Каргалы, планируем завершить работу в следующем году, – говорит аким. – Сегодня очистная станция «Каргалы» производит 4 тысячи кубических метров воды в сутки. После реализации проекта производительная мощность будет увеличена до 15 тысяч кубических метров. Вторая очистная станция «Аксай» будет производить 22 тысячи кубических метров воды в сутки.

Столь же существенным вкладом в улучшение коммунального обслуживания жителей станет прокладка канализационного коллектора протяженностью 34 км, по окончании строительства централизованным стоком будут обеспечены и уже существующий жилой сектор, и вновь возводимые объекты, в том числе в соседнем Алатауском районе.

Газификация района обеспечила доступ к голубому топливу для 98% населения, решалась эта задача постепенно и не только при бюджетном участии.

– В прошлом году при поддерж­ке акимата 46 домов, в которых проживают многодетные и малоимущие семьи, были подключены к системе газоснабжения, – прокомментировал Санжар Тогай. – Эта практика продолжилась, и в 2021 году только за счет меценатов газифицированы дома 20 нуждающихся семей.

Ровный путь
Алатауский район – еще один «новичок» в составе Алматы. Правда, к городу он присоединился значительно раньше, но его проб­лемы немногим отличаются от тех, что решаются в Наурызбайском районе.

По информации заместителя акима района Адилета Токтасынова, только 75% жилых домов в микрорайонах обеспечено центральным водоснабжением и 67% – водоотведением. Однако план «Новый Алматы» сдвинул с мертвой точки этот кризис и дал ход другим социально значимым проектам.

– В 2019–2020 годах начато активное строительство инженерных сетей, – сообщил замакима. – В нас­тоящее время ведутся работы одновременно в семи микрорайонах, разработана ПСД на строительство сетей еще в двух районах. Далее начнется подготовка проектов на строительство разводящих сетей с подводкой к домам микрорайонов «Боралдай» и «Шапагат».

При успешной реализации всех намеченных планов к 2024 году можно ожидать окончательного решения проблем с инженерными сетями в районе.
Развитие дорожной сети этого района также получило приоритетное место в программе «Новый Алматы».

– В 2019 и 2020 годах дороги построены в 13 микрорайонах Алатау­ского района, их общая протяженность составила 119 километров. Средним ремонтом была охвачена 101 улица протяженностью 76 километров, – отметил замакима.

Строительство дорожной сети продолжилось в этом году, параллельно развивается пешеходная инфраструктура – работы по прокладке более 20 км тротуаров завершены в восьми микрорайонах.

Для жизни и работы
По современным стандартам достойное качество жизни – это, кроме мобильности, развитых коммуникаций, еще и социальная инфраструктура в шаговой доступности. В потребностях любого горожанина она стоит в одном ряду с комфортным жильем. В комплексном плане «Новый Алма­ты» этот запрос также в чис­ле первостепенных.

Вновь обретенные территории давно выглядят как одна большая и оживленная строительная площадка. Здесь возводят много бюджетного жилья и по различным госпрограммам. А идея комп­лексного развития микрорайонов «нового Алматы» реализуется в постройке школ, детских садов и поликлиник. Только в настоящее время в Алатауском, Наурызбайском и Турксибском районах в строительстве находятся 7 новых школ и 12 действующих допол­няются корпусами.

Для обеспечения медицинскими услугами в шаговой дос­тупности жителей отдаленных микрорайонов хорошо показала себя практика семейных врачебных амбулаторий. Сейчас в разработке проектно-сметная документация на новостройки такого типа в нескольких периферийных микрорайонах.

Активное развитие социальной, инженерной, дорожно-транспорт­ной инфраструктуры делает интересным «новый Алматы» для бизнеса.

– В окраинных районах предус­матривалось строительство 6 заводов и 6 торговых домов. По всем объектам отмечается хорошая динамика: 5 промышленных предприятий уже введены в строй, – говорит руководитель городского управления стратегии и бюджета Алмас Батанов.

Промышленный потенциал города в целом связывается с развитием индустриальной зоны, также расположившейся у городских границ. Здесь предприниматели получают земельные участки с необходимой инженерной инфраструктурой и в свою очередь обеспечивают город новыми рабочими местами.

В прошлом году в промзоне сос­тоялось открытие автозавода Hyundai Trans Kazakhstan стоимос­тью 28 млрд тенге, в эксплуатацию сдано предприятие «Дор-Хан-Алма­ты» по металлообработке и производству подвижных ограж­дающих конструкций. Готов к запуску новый цех ТОО «Papirone» по производству бумажных полотенец и салфеток. Расширено производство молочного завода «Солнечный» после его модернизации и расширения ассортимента продукции. До конца этого года ожидается ввод предприятия, производящего диагностические тесты медицинского назначения. Все эти события происходят в комплексе программы «Новый Алматы».

Проект развития отдаленных районов на самом деле дал новое дыхание городской периферии, к ее развитию привлечены огромные бюджетные и спонсорские средства, началось освоение интересных новаторских планов по созданию комфортной среды. Это буквально на глазах меняет не только облик окраинных территорий мегаполиса, но и спрос на них горожан. Новые микрорайоны становятся все более привлекательными для приобретения жилья, трудоустройства, образования и отдыха. В акимате обещают поддерживать этот тренд и развивать городскую «глубинку» планомерно и эффективно.

Популярное

Все
В Петропавловске разгорается скандал, связанный с выселением медработников из Дома врача
Лекарств нет, но вы держитесь!
Фотоловушка для снежного барса
Интеллект искусственный, а душа – живая
21 мая – День специалиста инженерно-авиационного обеспечения
Девушки взяли бронзу
Новые правила регистрации мобильных телефонов
Неумение родителей ладить с детьми может привести к печальным последствиям
ИИ на страже психологического благополучия
Счастье с доставкой на дом
«Призрачный мир» Батырхана Шукенова
Стреляли, подтягивались, пели...
Болезнь выявили вовремя
Как регион борется с дефицитом врачей
Главное – не наказать агрессора, а предотвратить трагедию
Властелины света
Святая к музыке любовь
Важен осознанный подход
Хранительница книжного мира
В этом году произошел рост товарооборота с Венгрией на 37%
В Казахстане резко изменится погода
Семья – духовный код нации
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Жару сменят дожди в Казахстане
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
У адвоката – особый статус в системе правосудия
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
80% выпускников костанайских школ в этом году решили сдавать ЕНТ
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Казахстан лидирует по качеству жизни в Центральной Азии
Бесценное богатство из отходов
Восемь проектов в рыбной отрасли реализуют в Атырау
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
ИИ: на пороге новой технологической эпохи
Глава государства принял председателя правления АО «Самрук-Қазына»
Если вы подверглись цифровой атаке...
Торговать не зерном, а крупами
Штормовое предупреждение вновь объявлено в Казахстане
Роналду сделал неожиданный выбор для трансфера
Химия угля: новое дыхание индустрии
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Будущее – за цифровыми активами
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Удивительная судьба Масима Якубова
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Токаев освободил от должности посла в Монголии
Цифровизация учета газа в Шымкенте: объявлены первые результаты
Президент назначил новых послов в Монголии, Дании и Шри-Ланке
Как обезопасить себя от сексуальных домогательств на рабочем месте

Читайте также

В рамках «оборотного механизма»
Проблема дефицита воды требует стратегических решений
Неумение родителей ладить с детьми может привести к печальн…
Главное – не наказать агрессора, а предотвратить трагедию

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]