Статус «нового Алматы» получили окраинные районы города, но в официальном языке от самого понятия «окраины» сознательно избавляются – задача стоит, чтобы мегаполис был одинаково комфортным, функциональным и красивым в любой своей части.
Проблемы плюсомТермин «новый Алматы» появился не так давно, хотя земли соседних районов к городу присоединялись на протяжении десятков лет. Вместе с ними власти получали ворох бытовых, коммунальных, инфраструктурных проблем. Вновь приобретенные территории чаще занимали садоводческие товарищества либо небольшие поселки, их благоустройство оставляло желать лучшего. Но и с переходом в городской состав должное внимание вновь приобретенные микрорайоны получили не сразу.
Принятая городским акиматом модель развития мегаполиса получила название полицентричной. Означает она то, что вместо одного центра у города появляется несколько полноценных, развитых и равнозначных точек притяжения. Речь идет о создании комфортных условий для проживания, доступности качественных услуг, обеспечении мобильности, формировании новых общественных пространств для активного отдыха горожан, в том числе на всех оконечностях города.
Алмас Батанов, руководитель управления стратегии и бюджета города Алматы, напомнил факты, которые подвигли к разработке программы «Новый Алматы».
– Прежде всего обнаружились острые инфраструктурные пробелы. К примеру, в 23 микрорайонах Наурызбайского, Алатауского, Медеуского, Турксибского, Бостандыкского и Жетысуского районов с населением более 105 тысяч жителей отсутствовало центральное водоснабжение и водоотведение, – рассказал Алмас Батанов. – Благодаря программе начато строительство сетей в 15 микрорайонах. После их сдачи больше 71 тысячи жителей будут обеспечены коммуникациями.
Среди прочих проблем алматинских окраин числились отсутствие освещения, плохие дороги, изношенность инженерных сетей. В части районов, прежде всего Турксибском, Жетысуском, Ауэзовском, ощущался дефицит жилья и школ.
– Мы замечали, что с присоединением территорий происходила субурбанизация, то есть расползание города и рост расходов на инфраструктуру. Не хватало доступного благоустроенного жилья, а сам город испытывал серьезную миграционную нагрузку, – добавил представитель акимата.
Для новых алматинцевС последним укрупнением мегаполиса в 2012 году, когда территория города увеличилась в два раза, его население выросло на 30%. Тенденция сохраняется до сих пор, и при таких темпах прироста уже к 2030 году число алматинцев может достичь 3 млн человек против сегодняшних 2,2 млн. В этом свете обустройство окраинных районов получает особый смысл, поскольку основное расселение может происходить именно там. Но только при условии, что жизнь в дальних спальных районах будет не хуже, чем в старых и сложившихся.
Комплексный план развития «Новый Алматы» разработан в 2019 году, его поддержал Президент страны, он и поручил развивать мегаполис в соответствии с принципом «город без окраин». В целом в рамках программы запланировано 428 проектов, больше половины из которых должны быть реализованы в этом году.
– Мы хотим добиться высоких стандартов жизни населения вне зависимости от района проживания, решить вопросы базовой обеспеченности горожан в дорогах, освещении, воде, газе, канализации, – уточнил цели городской власти руководитель бюджетного управления.
Один из самых критичных для плотно заселенного мегаполиса вопросов – состояние дорожно-транспортной инфраструктуры – в «новом Алматы» побил все антирейтинги. Достаточно сказать, что протяженность дорог в присоединенных микрорайонах составила десятую часть от общей улично-дорожной сети города, и львиная их доля не имела твердого покрытия либо требовала капитального ремонта.
Массовые строительные работы на магистральных направлениях начинались практически одновременно во всех новых микрорайонах. В семи крупнейших из них строительство и капитальный ремонт уже завершены. Кроме того, продолжались реконструкция, средний ремонт дорог, строительство тротуаров и пешеходных дорожек.

Для улучшения коммуникации между разными частями города и лучшей связки центральной части с городскими окраинами начато строительство трех крупных транспортных развязок на магистральных направлениях Алматы и пробивка двух радиальных улиц – Абая и Саина.
Фокус на развитии дорожно-транспортной инфраструктуры «нового Алматы» объясняется просто: это в первую очередь обеспечивает мобильность в большом городе, а значит, повышает качество жизни в отдаленных микрорайонах и соответственно добавляет им привлекательности.
Просто добавь водыТерритория Наурызбайского района – самое значительное из последних приобретений мегаполиса – принята в состав Алматы в 2014 году. Поселки, занятые в основном дачными участками, крестьянскими хозяйствами и индивидуальной застройкой, испокон испытывали дефицит в элементарном: бесперебойном снабжении водой, электроэнергией и газом. Это и стало первостатейными задачами развития территории в рамках «Нового Алматы».
На сегодня Наурызбайский район обеспечен централизованным водоснабжением на 30%. Еще 20% получает воду из скважин. Остальные 50% населения пользуются открытым водозабором рек Каргалы и Аксай.
Говоря о вариантах окончательного решения «водной проблемы», аким района Санжар Тогай обещает расширение сети централизованного водоснабжения за счет водных источников на своей территории.
– В районе началось строительство новой станции водоподготовки на реке Каргалы, планируем завершить работу в следующем году, – говорит аким. – Сегодня очистная станция «Каргалы» производит 4 тысячи кубических метров воды в сутки. После реализации проекта производительная мощность будет увеличена до 15 тысяч кубических метров. Вторая очистная станция «Аксай» будет производить 22 тысячи кубических метров воды в сутки.
Столь же существенным вкладом в улучшение коммунального обслуживания жителей станет прокладка канализационного коллектора протяженностью 34 км, по окончании строительства централизованным стоком будут обеспечены и уже существующий жилой сектор, и вновь возводимые объекты, в том числе в соседнем Алатауском районе.
Газификация района обеспечила доступ к голубому топливу для 98% населения, решалась эта задача постепенно и не только при бюджетном участии.
– В прошлом году при поддержке акимата 46 домов, в которых проживают многодетные и малоимущие семьи, были подключены к системе газоснабжения, – прокомментировал Санжар Тогай. – Эта практика продолжилась, и в 2021 году только за счет меценатов газифицированы дома 20 нуждающихся семей.
Ровный путьАлатауский район – еще один «новичок» в составе Алматы. Правда, к городу он присоединился значительно раньше, но его проблемы немногим отличаются от тех, что решаются в Наурызбайском районе.
По информации заместителя акима района Адилета Токтасынова, только 75% жилых домов в микрорайонах обеспечено центральным водоснабжением и 67% – водоотведением. Однако план «Новый Алматы» сдвинул с мертвой точки этот кризис и дал ход другим социально значимым проектам.
– В 2019–2020 годах начато активное строительство инженерных сетей, – сообщил замакима. – В настоящее время ведутся работы одновременно в семи микрорайонах, разработана ПСД на строительство сетей еще в двух районах. Далее начнется подготовка проектов на строительство разводящих сетей с подводкой к домам микрорайонов «Боралдай» и «Шапагат».
При успешной реализации всех намеченных планов к 2024 году можно ожидать окончательного решения проблем с инженерными сетями в районе.
Развитие дорожной сети этого района также получило приоритетное место в программе «Новый Алматы».
– В 2019 и 2020 годах дороги построены в 13 микрорайонах Алатауского района, их общая протяженность составила 119 километров. Средним ремонтом была охвачена 101 улица протяженностью 76 километров, – отметил замакима.
Строительство дорожной сети продолжилось в этом году, параллельно развивается пешеходная инфраструктура – работы по прокладке более 20 км тротуаров завершены в восьми микрорайонах.
Для жизни и работыПо современным стандартам достойное качество жизни – это, кроме мобильности, развитых коммуникаций, еще и социальная инфраструктура в шаговой доступности. В потребностях любого горожанина она стоит в одном ряду с комфортным жильем. В комплексном плане «Новый Алматы» этот запрос также в числе первостепенных.
Вновь обретенные территории давно выглядят как одна большая и оживленная строительная площадка. Здесь возводят много бюджетного жилья и по различным госпрограммам. А идея комплексного развития микрорайонов «нового Алматы» реализуется в постройке школ, детских садов и поликлиник. Только в настоящее время в Алатауском, Наурызбайском и Турксибском районах в строительстве находятся 7 новых школ и 12 действующих дополняются корпусами.
Для обеспечения медицинскими услугами в шаговой доступности жителей отдаленных микрорайонов хорошо показала себя практика семейных врачебных амбулаторий. Сейчас в разработке проектно-сметная документация на новостройки такого типа в нескольких периферийных микрорайонах.
Активное развитие социальной, инженерной, дорожно-транспортной инфраструктуры делает интересным «новый Алматы» для бизнеса.
– В окраинных районах предусматривалось строительство 6 заводов и 6 торговых домов. По всем объектам отмечается хорошая динамика: 5 промышленных предприятий уже введены в строй, – говорит руководитель городского управления стратегии и бюджета Алмас Батанов.
Промышленный потенциал города в целом связывается с развитием индустриальной зоны, также расположившейся у городских границ. Здесь предприниматели получают земельные участки с необходимой инженерной инфраструктурой и в свою очередь обеспечивают город новыми рабочими местами.
В прошлом году в промзоне состоялось открытие автозавода Hyundai Trans Kazakhstan стоимостью 28 млрд тенге, в эксплуатацию сдано предприятие «Дор-Хан-Алматы» по металлообработке и производству подвижных ограждающих конструкций. Готов к запуску новый цех ТОО «Papirone» по производству бумажных полотенец и салфеток. Расширено производство молочного завода «Солнечный» после его модернизации и расширения ассортимента продукции. До конца этого года ожидается ввод предприятия, производящего диагностические тесты медицинского назначения. Все эти события происходят в комплексе программы «Новый Алматы».
Проект развития отдаленных районов на самом деле дал новое дыхание городской периферии, к ее развитию привлечены огромные бюджетные и спонсорские средства, началось освоение интересных новаторских планов по созданию комфортной среды. Это буквально на глазах меняет не только облик окраинных территорий мегаполиса, но и спрос на них горожан. Новые микрорайоны становятся все более привлекательными для приобретения жилья, трудоустройства, образования и отдыха. В акимате обещают поддерживать этот тренд и развивать городскую «глубинку» планомерно и эффективно.