
«Я посылаю, но вы их не публикуете», – ответила она.
Ехавший со мной молодой директор совхоза из Южного Казахстана, заметил: «Она не похожа на других девушек. Такие тихони не будут лезть напролом, чтобы напомнить о себе».
Позже в одном из интервью Фаризы прочитал следующие строки:
– Шерхан промолчал. Уже в Софии как бы между прочим попросил меня написать про одну нашу танцовщицу, чье выступление имело успех у гостей фестиваля. А когда мы из Москвы разъезжались по домам, сказал: «Дай мне с собой несколько своих стихов». С собой у меня ничего не было, и я прочитала ему кое-что наизусть. Он все это старательно записал.
Через несколько дней в «Лениншiл жас» вышел цикл моих стихов под названием «Ты – мое счастье». А я ведь про них и сама успела забыть – они были отправлены еще до нашего знакомства с главным редактором. А те, что я надиктовала ему в Москве, вышли в октябре того же 1968 года (как раз в канун Дня рождения комсомола). «Лениншiл жас» отдал под них целую страницу. На следующее утро я проснулась, что называется, известной на всю республику.
Счастливая встреча с Шерханом Муртазой перевернула всю мою жизнь. Через месяц меня пригласили в «Лениншiл жас» собственным корреспондентом по Западному Казахстану. Доверие окрылило меня. Но проработала в этой должности всего несколько месяцев. В 1970-м меня пригласили главным редактором журнала «Қазақстан пионерi». Уезжать из Гурьева мне не хотелось, я не была готова к столичной жизни, но коллеги мне сказали, что такой шанс выпадает единожды в жизни. Прошла через все проверки. Это сейчас сажают в кресло не по росту никому неизвестного мальчугана, а в ту пору, чтобы занять ответственный пост, человека рассматривали чуть ли не под лупой на союзном уровне. Так, с легкой руки Шерхана Муртазы началась моя столичная жизнь и расцвет моей поэзии...
В этом она вся – прямая, открытая, совсем не по-женски великодушная и благодарно помнящая обо всех, кто когда-то хоть чем-то помог ей.
Мурат АУЭЗОВ, общественный деятель, культуролог
– Фариза Унгарсынова пришла в литературу Казахстана в 60–70-е годы прошлого столетия, когда в ней наблюдался высокий поэтический взлет. Это было время, когда блистали поэты старшего поколения и одновременно ярко заявили о себе молодые Мукагали Макатаев, Кадыр Мырзалиев, Жумекен Нажимеденов. В этой творческой атмосфере очень быстро и уверенно нашла свое место Фариза, которая в юные годы начинала с айтысов. Изначально у нее был потрясающий казахский язык. Она родом из Западного Казахстана, который славился своими кюйши, школой домбровой музыки, искусными ораторами. И она впитала творчество классиков, емкость точного поэтического слова. Воспитанная в этой среде, она окунулась в новый интеллектуальный мир одухотворенной литературной среды. Я помню, как о ней с восхищением говорили Аскар Сулейменов, а Мукагали Макатаев написал потрясающие стихи, которые можно отнести к разряду немеркнущей классики. «…Фариза, Фариза, Фаризажан…» В этих знаменитых стихах ощущается его восхищение и признание абсолютного равенства.
В ней одновременно присутствовал поэтический дар, дар размышления, постижения смысла жизни. Она быстро прошла школу интеллектуального самостановления, которое происходило в формате казахского языка. Надо признать, что такие люди в критические для казахского языка годы удерживали язык народа, его мировидение. Кстати, она великолепно владела и русским языком, много читала. Фариза Унгарсынова – поэт необыкновенной смелости чувств. Нельзя утверждать, что она поэт-лирик, ее поэзия – это сама жизнетворящая любовь, гармонизирующая мир. Она во всех смыслах любящая женщина. Ее любовь трансформировалась, набирала великую мощь, и она стала матерью народа, его хранительницей. Она всю жизнь занималась формированием души и духовного мира детей, и очень ответственно относилась к работе в детском журнале.
Для меня Фариза – это живое воплощение удивительной богини тюркского пантеона «Умай», которая отвечала за то, чтобы все несущее в себе жизнь росло и процветало. Одновременно «Умай» была хранительницей народа и карала за трусость в бою. В древнетюркских памятниках есть фразы: «Не смейте бежать, ибо покарает нас богиня Умай».
Фариза не была публичным человеком, но вся ее поэзия, каждое ее слово, все ее выступления несли в себе созидающую взыскательность по отношению к современникам, чтобы люди становились лучше. Мне сейчас вспоминается, как в день своего 50-летия она пригласила меня провести ее поэтический вечер в зале Союза писателей РК. Это был потрясающий вечер, зал полон молодежи. Тогда я почувствовал ту огромную тягу к ней, я видел взволнованные и влюбленные глаза ее почитателей. У меня было ощущение, что они тянутся к ласковому священному очагу родительского дома. Думаю, что творчество Фаризы относится к категории вечных ценностей. В ее стихах присутствует вдохновенный полет поэтического слова и одновременно поражающая своей глубиной народная мудрость.
Асанали АШИМОВ, народный артист СССР
Я жил с Фаризой по-соседству. Но мы с ней не «дружили домами», хотя с большим уважением относились друг к другу. Встречались больше на разных собраниях и торжествах. Какой она мне запомнилась? Неординарной, прямой, правдивой, цельной натурой. Не любила ханжества и лицемерия. Многим, особенно коллегам по цеху, это не нравилось. Правда – она ведь глаза колет.
Про таких, как она, говорят «девушка-батыр». Родись Фариза пораньше, повторила бы путь Алии Молдагуловой и Маншук Маметовой. И поэзия ее была особенной. Гениальный Мукагали Макатаев в стихотворении-посвящении признавал ее талант. Разве может быть оценка выше этой?
Зато другие мужчины-поэты, я знаю, зачастую не понимали открытость и необузданность чувств юной девушки – героини ее стихов, рассказывающей всему миру о том, как она прошлой ночью сидела с любимым под луной на лоне дивной природы.
«Почему я не замечала эту божественную красоту раньше?!» – восклицает девушка. «Это разврат! Восточная девушка не может признаваться в своих чувствах прилюдно», – говорили коллеги, зато народ, и я в том числе, зачитывался такой поэзией.
Но страстной, нежной, любящей она была только в стихах, а в жизни – гордая, строптивая Фариза осталась одна. Я слышал: был любимый, но он погиб – несчастный случай. Тех, кто хотел бы стать ее второй половиной, было немало, но таких, как она, люди называют однолюбами.
На ранги не обращала внимания, если не воспринимала кого-то, то проходила мимо, не замечая. Никогда не стремилась к карьере, например, к депутатскому креслу, но отказать землякам-гурьевцам, живущим в труднейших условиях, не могла. И старалась помочь им хотя бы тем, что доносила правду об их жизни. Светлая память об этой красивой и душой, и ликом женщине навсегда останется в моем сердце.
Уалихан КАЛИЖАНОВ, директор Института литературы и искусства им. М. Ауэзова
Владеть умами и сердцами людей дано лишь настоящим поэтам. Чистота, лиричность и гражданственность стихов Фаризы Унгарсыновой служили нравственной шкалой ценностей для нашего поколения, пробуждали самые светлые чувства. Ее талант вспыхнул яркой звездой в 60-е годы, произведения Фаризы на страницах журналов и первых сборников сразу нашли многочисленных поклонников, среди которых оказался и я.
Нельзя было оставаться равнодушным к зову ее трепетной души, не поражаться блистательному слогу и искрометной мысли. А главное, у нее всегда была собственная позиция, без оглядки на авторитеты, позволяющая смело выражать свои мысли.
Так случилось, что мы невольно пересекались как на журналистском, так и на общественном поприще. С 1970 по 1977 год она была редактором республиканской газеты «Қазақстан пионері», в 1980–1986 годы издание возглавил я, как бы продолжая ее дело патриотического воспитания юного поколения. Следующая наша «стыковка» произошла в Парламенте, где, будучи депутатами Мажилиса, мы часто соприкасались в решении серьезных вопросов. От ее страстной и деятельной натуры, гражданской активности веяло такой энергией, что хотелось поддержать, идти за ней. Но Фариза всегда оставалась для меня прежде всего Поэтом.
Сегодня трудно представить современную казахскую поэзию без ее имени и творений. Многочисленные издания на казахском и русском языках говорят о востребованности ее творчества, раскрывающем и болевые стороны нашей действительности. Фариза Унгарсынова, как и ее великий предшественник Абай, несла правду своим соотечественникам и видела в этом свой долг Поэта.
Ее произведения открывают истину, призывают к активной гражданской позиции, и в то же время Фариза была тончайшим лириком, проникающим в тайны любви и секреты гармонии мира. Она останется в наших сердцах образцом любви к своему отечеству, родной земле и ее народу.
Жизнь и творчество Фаризы Унгарсыновой будут служить примером для будущих поколений. А память об этой яркой личности навсегда останется в наших сердцах.
Нина КАЮПОВА, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель РК, председатель ОО «Союз женщин Казахстана»
Фариза Унгарсынова останется в нашей памяти прекрасной женщиной, замечательным поэтом и общественным деятелем. Ее творческая и общественная деятельность были посвящены прославлению матери, защите семьи, детства.
И это не просто слова. Будучи депутатом Мажилиса Парламента, она разрабатывала законопроект о защите прав детей, по-настоящему заинтересованно и душевно подходила к определению каждой статьи. В этом просматривалось ее доброе отношение к маленьким гражданам – будущему поколению большой страны. Она любила встречаться с людьми разных поколений, по-женски чутко относилась к просьбам и решению проблем каждого человека.
Поэтическое творчество Фаризы всегда находило отклик и поддержку казахстанцев, особенно молодежи. Творческие вечера ее проходили при переполненных залах. Талантливая, самобытная, она жила словно за гранью временных рамок, отпущенных поэтам на земле.
Чем ближе узнаешь человека, тем отчетливее понимаешь, какими прекрасными моральными качествами он обладает. Будучи деятельной и энергичной, Фариза Унгарсынова очень стремилась к тому, чтобы казахстанская нация отличалась образованностью, а казахстанское общество – высокой культурой и нравственностью. Каким удивительно заботливым человеком была она в семье, как любили и любят ее дети, внуки, вся родня! В ее доме всегда было светло и уютно.
Творчество Фаризы прочно связано с традициями и культурой народа. Это находило отражение в ее поэзии, отличающейся проникновенной лиричностью. Стихами она говорила с каждым человеком, поэтому литературное наследие Фаризы Унгарсыновой, несомненно, останется в истории нашего независимого государства и в памяти народа.
Бахытжан КАНАПЬЯНОВ, поэт, издатель
Еще с доперестроечных времен, когда совместно с Союзом писателей комсомол проводил совещания молодых литераторов, имя поэта Фаризы Унгарсыновой (именно поэта, а не поэтессы!) несло в себе мятежный дух седого Каспия и стремящегося к нему Урала. Она всегда интересовалась новыми поэтическими именами как Казахстана, так и братских республик. Тогда фестивали поэтической молодежи «Жігер» проходили шумно, весело, без протоколов, ведь главным было открыть новые молодые таланты. И Фариза Унгарсынова вместе с Олжасом Сулейменовым, Кадыром Мырзалиевым, Туманбаем Молдагалиевым, Мухтаром Шахановым была бессменным руководителем поэтических семинаров, которые и открывали новые имена во славу литературного будущего нашей страны. уже в годы независимости я не раз помогал Фаризе-ханум проводить литературный конкурс в рамках Международного фестиваля творческой молодежи «Шабыт» в Астане.
Фариза Унгарсынова – автор 10-томного собрания сочинений, она переводила стихи Александра Блока, Риммы Казаковой, Евгения Евтушенко, Пабло Неруды. И это поэтическое братство, «настоянное» на рыцарской поэтике Махамбета, было охранной грамотой Фаризы Унгарсыновой как в веке минувшем, так и в нынешнем. Она всегда оставалась рыцарем «Алмазного клинка».
Фариза Унгарсынова
Казахская литература понесла тяжелую утрату. На 75-м году после продолжительной болезни ушла из жизни известная поэтесса, народный писатель Казахстана, лауреат Государственной премии, видный общественный деятель Фариза Унгарсынова.
Фариза Унгарсынова родилась 25 декабря 1939 года в ауле Манаш Новобогатского района ныне Атырауской области.
После окончания в 1961 году Гурьевского государственного педагогического института была учителем, директором школы, литературным сотрудником областной газеты «Коммунистік еңбек».
В 1968–1970 годах работала в редакции газеты «Лениншіл жас» (сейчас «Жас алаш») в качестве собственного корреспондента по Гурьевской, Актюбинской, Уральской областям, а с 1970 по 1978 год — главный редактор республиканской газеты «Қазақстан пионері» («Ұлан»). С 1978 по 2000 год – главный редактор журнала «Пионер» («Ақ желкен»). С 2000 по 2004 год являлась депутатом Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
Фариза Унгарсынова – автор целого ряда поэтических книг и публикаций. Первый ее сборник «Сандуғаш» увидел свет в 1966 году. Наряду с такими стихотворными сборниками, как «Маңғыстау маржандары» (1969), «Мазасыз шақ» (1972), «Асау толқын» (1973), «Мен сенің жүрегіңдемін» (1975), «Шілде» (1978), «Сенің махаббатың» (1979), «Сұхбат» (1983), «Дауа» (1985) и другими изданы поэмы «Алмас қылыш» о Махамбете Утемисове, «Тартады бозбаланы магнитім», «Сайраған Жетісудың бұлбұлымын», «Қарғыс», «Қасірет пен ерлік жыры», а также «Дала тағдыры», «Ақбөбек жырлары», «Жантолының монологы», «Мүшәйра», «Мен өмірді сен деуші ем», «Интервью», «Қырдағы айқас» о казахских талантах Майре и Саре.
В своих произведениях Фариза Унгарсынова особо затрагивает женскую тематику. Ее поэма «Дыбыстар әлемі» посвящена казахскому композитору Газизе Жубановой, кюйши Дине Нурпеисовой, песня «Бибігүл – ән» – Бибигуль Тулегеновой, «Назқоңыр» – Розе Баглановой, «Жыр анасы» – Мариям Хакимжановой. Сборник песен «Тыңдаңдар, тірі адамдар!» посвящен двум Героям – Алие и Маншук. В таких стихах, как «Қыз махаббаты», «Қыз сөзі», «Шығыстағы ару қыз», «Парсының сұлулары», «Әйел тілегі», «Әйелдің монологы», «Қызыл тымақты қыз», «Қыз ғұмыр» поэтесса сумела талантливо представить собирательный образ женщины.
Фариза Унгарсынова подняла казахскую литературу на высокий уровень, внесла в нее новые веяния. Вдохновленная поэзией Махамбета, она сама отличалась мужественным характером и писала патриотические стихи. Благодаря особому дару и бесконечному творческому поиску Фариза стала всенародно известной.
Документальные повести поэтессы «Біздің Кәмшат» (1966) о Камшат Донентаевой, а также прозаические произведения «Шашы ағарған қыз» (1990) и «Сыр сұхбат» (2013) вошли в сокровищницу казахской литературы. Многие ее произведения переведены на иностранные языки, а сама поэтесса перевела на казахский ряд сочинений мировых классиков.
Фариза Унгарсынова награждена орденами «Құрмет белгісі», «Парасат», «Достық» I степени, медалями.
Как избранница народа, общественный деятель она внесла огромный вклад в укрепление государственности и становление независимости.
Мужественная, сильная духом казахская поэтесса Фариза Унгарсынова навеки останется в памяти народа.
Правительство Республики Казахстан
Сабит ДОСАНОВ, народный писатель РК
Из жизни ушел большой неповторимый талант – любимая казахская поэтесса Фариза Унгарсынова. Это невосполнимая утрата не только для отечественной литературы, но и для всего казахского народа. Она ворвалась в казахскую поэзию, как свежий ветер, и уже своими первыми стихами навсегда покорила читателей, завоевала их искреннюю любовь, став настоящим кумиром.
Каждый поэт индивидуален и неповторим, а когда уходят такие личности, как Фариза, они уносят с собой невысказанные мысли и стихи. В ее творчестве чудесным образом соединились тонкая лирика поэзии Магжана Жумабаева и гражданская позиция, острота стихов Махамбета Утемисова. Но ее гражданская позиция проявлялась не только в творчестве. Будучи депутатом Мажилиса Парламента РК, она поднимала острые социальные проблемы. Это был человек с обостренным чувством справедливости, и народ видел в ее лице защитника своих интересов. Фариза родилась и выросла в ауле и прекрасно знала чаяния простого народа – все ее творчество пронизано любовью к родной земле и ее людям. Конечно, в стихах Фаризы Унгарсыновой особое место занимала женщина, ее тонкая душа. Она воспевала в ней мужество, непреклонность, жизненную стойкость.
В последние годы Фариза Унгарсынова жила в Астане. Несмотря на свою занятость, она уделяла большое внимание начинающим поэтам, поддерживала их. Она смогла создать свою поэтическую школу. И творческий вечер молодых женщин-поэтов, прошедший в столице, стал результатом ее труда и на ниве наставничества.
Многие считали, что у Фаризы прямолинейный характер, мне же она запомнилась как человек очень благородный, внимательный и сердечный.
Кадыр ЖУСИП, доктор филологических наук, профессор Атырауского государственного университета им. Х. Досмухамедова
Невероятно сложно говорить о нашей дорогой Фаризе в прошедшем времени. Нет, она остается жить в своих стихах, каждая строчка которых, кажется, обращена именно к тебе, в них хочется вслушиваться, впитывать их свет.
Мы вместе учились на филологическом факультете Гурьевского педагогического института. Уже тогда она была особенной, необыкновенной. Среди однокурсниц выделялась серьезностью, вдумчивостью, рассудительностью. Ее самым любимым местом стала библиотека, свои первые литературные творения мы обсуждали в поэтическом клубе «Жас қалам», мы находились в самом начале творческого пути, и это был незабываемый период.
После института по распределению Фариза отправилась работать в сельскую школу. Несмотря на занятость, загруженность школьными делами, она никогда не переставала писать. Ее талант не остался незамеченным и нашел реализацию в журналистике – в газетах «Коммунистік еңбек», «Лениншiл жас»... Мы, ее бывшие сокурсники, очень гордились своей Фаризой, стремились первыми прочитать ее рассказы, стихи, очерки.
Фариза была в числе первых, кто с высокой трибуны заговорил о значимости и ценности казахского языка в качестве государственного. «Нет языка – нет народа», – говорила она.
И когда Фариза стала известной поэтессой, мы сохранили дружеские отношения. Мне очень будет не хватать моего друга и замечательного поэта, стихи которого будут жить вечно…
Татьяна ФРОЛОВСКАЯ, поэт, переводчик, литературовед
Скорбный зимний день. Ушла из жизни Фариза. Очень уж здоровым человеком она никогда не была, но видя ее стоический характер, ее жертвенное служение поэзии, ее нескончаемую битву за культуру и язык, которыми обременил ее Бог, я не могла представить своего сиротства, отпущения всех моих долгов перед ней, кроме памяти, которая каменеет, превращаясь в вечную. Она, окруженная многими почитателями, учениками, родственниками, была в высшей степени одиноким человеком, и скрасить это одиночество могла только роскошь новорожденного слова. Такой я ее помню в первый апрельский день нашего знакомства и при последней зимней встрече, когда она работала над переводом Марка Твена, а также строила планы переложения на казахский язык неведомого ей ранее немецкого классика.
Ее имя – Фариза. Это единственное имя останется в национальной культуре, как Абай и Махамбет, Сара и Майра.
Справедливо, что еще при жизни она получила народное признание – последний год прошел под знаком ее творчества – «Одна страна – одна книга». Много раз отмеченная наградами и званиями, выпустившая десятки книг, она не знала покоя, довольства и свои поэтические монологи обращала к современникам и предшественникам, как к живым и равным.
Медленно постигая слова, я знала ее обыкновенным человеком в горе и в радости, в гневе и любви, в трудах и преодолениях, в обыденных семейных заботах и на всенародных форумах. Человек долга, она задумала увековечить соотечественника и земляка Махамбета сначала поэмой «Алмазный клинок», а потом проектом – издать его полное собрание стихотворений на русском языке к двухсотлетию – за тридцать лет до этой даты. Я получила из ее рук небывалый подарок – подстрочник стихотворений Махамбета, с которым все эти годы не расставалась, и наши труды увидели свет.
Сегодня день всенародной печали, и в горестном расставании с поэтом нас утешают ее стихи и светлая память о Фаризе. «Она жила по уставу своему», не отступая от своего высокого предназначения, от дара, ниспосланного Богом, оставаясь всегда с родной землей и своим народом.
Надежда ЧЕРНОВА, поэт, заведующая отделом поэзии республиканского журнала «Простор»
Фариза Унгарсынова была и останется знаковой фигурой в отечественной литературе. Она была смолоду дерзкой, неординарной, яркой, как в житейском проявлении, так и в своем творчестве, и именно этим притягивала читателей.
Мы неоднократно печатали ее стихи в «Просторе». Русскоязычный читатель полюбил поэзию Унгарсыновой в переводах, сделанных, в частности, Татьяной Фроловской, которая сотрудничала с выдающейся казахской поэтессой многие годы.
Я всегда представляла Фаризу Каспийской амазонкой – по характеру, по смелости, умению говорить правду, отстаивать интересы народа. Фариза Унгарсынова не случайно оказалась во власти, став в 90-е годы депутатом Мажилиса Парламента РК. Это счастливое стечение обстоятельств, потому что именно такие люди – решительные, дерзкие, принципиальные, талантливые – могли и могут принести государству много пользы.
Вспоминаются сейчас два эпизода… В 80-е годы в Баку проходила Всесоюзная творческая конференция «Дружба народов – дружба литератур». В казахстанскую делегацию вошли Фариза Унгарсынова, Мурат Ауэзов и я. Азербайджанские коллеги пригласили нас в небольшой ресторанчик «Караван-сарай», чтобы показать свои традиции: звучала народная музыка, во дворике, выложенном камнями, танцевали девушки, мы ели люля-кебаб, пили щербет… Разумеется, говорили о литературе и читали стихи. Услышав произведения Фаризы, наши азербайджанские друзья были потрясены ее талантом, свободолюбием, откровенностью и эмансипированностью казахской женщины-степнячки. «Фирюза, на ваших стихах нет чадры, – с восхищением говорили они. – Наши поэтессы не могут так открыто писать о своих чувствах, так говорить о любви. Это прекрасно!» И как нежно и необычно звучало на их языке имя нашей поэтессы…
Запомнился мне и творческий вечер Фаризы Унгарсыновой, проходивший в Алматы в театре им. Ауэзова. Зал был не просто переполнен, театр буквально трещал по швам: люди стояли на галерке, в проходах, в фойе. Такую встречу искусственно организовать невозможно. Все пришли услышать любимую Фаризу, любимого поэта, снискавшего славу народного.
В памяти знавших ее людей Фариза Унгарсынова останется молодой, энергичной, мудрой. Судьба ее не была простой, и в своем творчестве она всегда оставалась предельно искренней, тонкой, эмоциональной. В поэзии Фаризы читатели находили ответы на многие вопросы, она учила преодолевать трудности, любить и радоваться жизни.
Ее будет очень недоставать многочисленным поклонникам, друзьям и, конечно, близким. Фаризу отличала особая сострадательность и стремление помогать людям. Она интересовалась творчеством молодых поэтов, ее волновало будущее казахской литературы. На ее плечах была и большая семья. Своих родных она окружила заботой, вниманием, и кончина Фаризы в первую очередь огромная потеря для них. Им мы адресуем слова глубокого соболезнования…
В литературе Казахстана имя Фаризы Унгарсыновой, ее книги останутся навсегда, и многие поколения будут обращаться к ее произведениям, которые неизменно дают нам силы и вдохновение, дарят радость встречи с истинной поэзией.
Прощание с Фаризой Унгарсыновой состоится 27 января в 10.00 по адресу: г. Астана, ул. Достык, 3 (выставочный центр «Көрме»).