Тратим больше. А платим?

2056
Беседовала Владислава Кокорина, Кокшетау

«Тарифы должны соответствовать рыночным условиям», – заявил Президент в ходе недавнего расширенного заседания Правительства. В противном случае, по его словам, «станет невозможной бесперебойная подача электроэнергии, тепла и воды». О том, как наводится порядок в сфере ЖКХ в Акмолинской области, в интервью рассказал гендиректор ТОО «Кокшетау Энерго» Досымхан Аралбаев.

коллаж Натальи Ляликовой

– Досымхан Алишевич, еще сравнительно недавно в регионе наблюдалось засилье посреднических энергоснабжающих организаций, с выгодой для себя обслуживающих только юридических лиц. Из-за них «Кокшетау Энерго» и другие гарантирующие поставщики вынужденно несли убытки. Изменилась ли ситуация?

– Объясню что произошло. Мы работаем по трем тарифам. Средний составляет около 35 тенге, при этом населению мы поставляем энергию по заниженному тарифу, дешевле ее стои­мости, – около 20 тенге. Чтобы компенсировать расходы, для бюджетных организаций применяется завышенный тариф – около 50 тенге.

Когда были внесены изменения в законодательство о госзакупках, бюджетные организации лишились права заключать договоры из одного источника. А когда выходили на конкурсы, их «разбирали» по частным ЭСО, которых только в кокшетауском регионе насчитывалось около двадцати.

Все это было чревато резким повышением тарифов для населения, о чем мы неоднократно писали акиму области, в отраслевое министерство, в Правительство. И такой позиции придерживались не только в ТОО «Кокшетау Энерго». В итоге год назад вышло постановление о приостановлении деятельности всех ЭСО, не являющихся гарантирующими поставщиками энергии для населения.

Конечно, было много возмущения. Но мы считаем, теперь справедливость восстановлена. Бюджетники и юридические лица в большинстве своем вернулись к нам. Благодаря чему с начала апреля минувшего года у «Кокшетау Энерго» сложились дополнительные доходы – около 500 миллионов тенге. Их ТОО направило на развитие электросетей.

По плану мы должны были вложить в обновление 2,7 миллиарда тенге, но получилось выделить гораздо больше – 3,2 миллиарда.

Тем не менее на эти деньги можно сделать не так много. Сколько потребуется на обновление всей инфраструктуры?

– В минувшем году удалось обновить 0,5–0,7 процента оборудования и сетей. Это больше, чем в прошлые годы, но... Мы подсчитали: на полное обновление при нынешних тарифах нужно 200 лет!

Еще три года назад в Послании Президент ставил задачу о необходимости снижения степени изношенности сетей ЖКХ на 15 процентов. Но пока о выполнении этого плана речи не идет. Чтобы ежегодно обновлять хотя бы два процента сетей, необходимо зарабатывать ежегодно по 12 миллиардов тенге.

Это означает серьезное повышение тарифов – средний отпускной в таком случае составлял бы не 35, а уже 47 тенге. Недавно принят Национальный проект модернизации энергетического и коммунального секторов. В нем оговаривается план, требующий больших вложений. Только на Акмолинскую область необходимо 94 миллиарда тенге.

Предлагается два источника финансиро­вания: бюджетные вливания и займы крупных банков. Учитывая, что Азиатскому банку развития, например, деньги тоже придется возвращать, притом с процентами, как будет строиться эта работа, пока неясно. Но надеюсь, какое-то приемлемое решение будет найдено. Это позволит действительно заметно сократить изношенность наших сетей и оборудования.

Насколько критическим можно назвать сейчас дефицит электроэнергии в Кокшетау? Строится много домов, хватает ли мощности снабжать их?

– Дефицит электроэнергии, конечно, есть. Не хватает мощности крупной подстанции республиканской снабжающей организации KEGOC. К тому же практически все подстанции города, построенные еще в советское время, расположены в его восточной части, а Кокшетау продолжает расти на север, на юг, на запад.

Сейчас нам нужна новая большая подстанция на 220 киловольт, уже согласовано, что она расположится на окраине города, в районе «хасеновских» гаражей. Нужны и новые внутригородские подстанции. Одну планируется строить в новом микрорайоне «Сарыарка». Там десятки новых многоэтажных домов, и район продолжает расти, планируется строить многопрофильную больницу, большой спорткомплекс.

Так как в бюджете средств на новую подстанцию не хватает, скорее всего, в рамках ГЧП эту работу возьмет на себя частный застройщик. Также планируем увеличить мощность подстанции в районе автогородка, где начата прог­рамма реновации и скоро появятся новые большие дома. Еще один сложный учас­ток – в районе Красноярской трассы, где оборудование уже не выдерживает нагрузки, жители жалуются. Там в следующем году планируется построить две линии электропередачи. А в долго­срочных планах у нас – «закольцевать» все городские линии вокруг озера Копа.

Такую же работу мы планируем в Бурабайской курортной зоне, где тоже есть дефицит электроэнергии.

Стоит ли ожидать нынче или в следующем году повышения тарифов на электроэнергию?

– Да, повышение будет. Министерство энергетики установило новые тарифы на электроэнергию, производимую возобновляемыми источниками, – они значительно выше. Растет и стоимость производства энергии у крупных станций страны.

Правда ли, что среднее потреб­ление электроэнергии населением с каждым годом растет?

– Да, такая тенденция есть. Это связано с повышением уровня жизни людей, с другими факторами. Другой вопрос, что есть еще и повышенное энергопот­ребление в отдельных регионах.

Так как наша компания работает в нескольких районах Акмолинской и в районах Северо-Казахстанской облас­тей, мы можем сравнивать. В Кокшетау – «городе «аристонов» – в отсутствие горячего водоснабжения люди постоян­но пользуются водонагревателями. Каждый потребитель в нашем городе расходует примерно в 2,5 раза больше энергии, чем астанинец или житель Петропавловска.

Получается, вместо существующих 90 тысяч абонентов у нас есть условные 200 тысяч… Это, конечно, создает определенные трудности. Во-первых, так как жители платят за электроэнергию по сниженному тарифу, компенсация затрат должна быть больше – соответственно, выше нагрузка на тариф бюджетных организаций.

Большие затраты требуются и на оборудование. К примеру, в новом доме транс­форматор должен быть не на 400 КВА, а на тысячу. Соответственными должны быть автоматы, рубильники, кабели. Все это обходится дороже. Получается, что на те же деньги другой регион может купить в полтора раза больше оборудования для модернизации.

Вы уже упоминали разработанный Правительством Национальный проект модернизации энергетичес­кого и коммунального секторов. Чего ожидаете от этого документа?

– В общем, даже без нацпроекта мы без дела не сидели. В прошлом году провели большой объем ремонтных работ, выполнили все пункты инвестиционной программы. Должен отметить, что если пять лет назад объем финансирования инвестиционной программы составлял 818 миллионов тенге, то в этом году – уже 2,7 миллиарда.

За последние пять лет мы купили 110 автомобилей, в том числе 72 единицы спецтехники, капитально отремонтировали 16 зданий. Повышаем заработную плату работников. Если в 2016 году она в среднем составляла 46 579 тенге, то сейчас – более 300 тысяч.

В этом году провели 13-й форум ветеранов энергетической отрасли Казахстана, а также 60-летний юбилей ТОО «Кокшетау Энерго». А ожидаем, конечно, дальнейших изменений к лучшему, исполнения намеченных планов. Сегодня главная задача – провести постепенное обновление инфраструктуры. Это станет залогом бесперебойного энергоснабжения регионов республики на десятки лет.

 

Популярное

Все
Память, звучащая в Слове
Расстрелы в Лисьей балке. В 1930-е годы прошлого столетия ужесточились гонения на духовенство
В Казахстане сотни сакральных мест, достойных широкой известности
Жемчужина оперного искусства
Творчество без дублей
О таком раньше и не мечтали
В Приаралье просо выращивали 2 200 лет назад
Язык как мост между мирами
Родился курдом – вырос казахом
О чем расскажет Белкарагай
Возвращение сакуры
Голубой вагон бежит, качается
Памяти поэта
«Уважаемый страус...»
Тренер на поле, наставник в жизни
Под знаком Чайковского
Чужбина стала Родиной
На финансовом рынке – перемены
Летом в поездах поедет треть страны
Укрепление гуманитарного диалога
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Тайны городского парка
Истоки тюркской письменности
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Определены 100 лучших школ Казахстана по итогам года
Кызылординским студентам вручили направления на учебу в зарубежные заведения
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
В Пекине звучал кюй «Әлқисса»
Бектенову представили подходы по дальнейшему развитию Алматинского горного кластера
Потепление до 35 градусов ожидается в Казахстане
Трамп заявил о росте ожирения среди американских детей
В Жастаре построили ферму XXI века
Новые спортивные объекты появятся в Атырау
Расследование крушения самолета AZAL под Актау перешло на новый этап
Тайна массового захоронения динозавров у «Реки Смерти»: учёные ближе к разгадке
В Павлодаре из-за пожара в такси пострадали четыре человека
Токаев произвел ряд назначений
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Досаев покинул должность акима Алматы
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
В Казахстане резко изменится погода
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Семья – духовный код нации
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области

Читайте также

В Риддере продолжают обновление теплостанции
Более 2,5 тысяч километров водопроводов строят в стране
Новые трубы зарыли... в старые проблемы
В Актау проложили 1,5 км новых магистральных инженерных сет…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]