Уроки психологии. О чувстве собственного достоинства

5371
Галия Шимырбаева

Казахстанское общество до сих пор страдает бессознательным коллективным комплексом, связанным с потерями во время репрессий и голодомора, и, как следствие, утерей достоинства с присущими ему нравственными ориентирами, считают психологи-аналитики.

коллаж Натальи Ляликовой

После участившихся в последнее время резонансных преступ­лений, например, жестокого убийства молодой женщины, общество задалось вопросом: кто виноват? Почему вдруг такого рода преступления стали чуть ли не нормой? Что с нами, казахстанцами, не так?

– С пониманием норм морали и нравственности люди не рождаются, – говорит кандидат педагогических наук, аналитический психолог Айгуль Садыкова. – Представления о них у детей зависят от воспитания, когда их обучают этому в буквальном смысле, рассказывая, что правильно, а что – нет. Второй фактор – опосредованный: ребенок впитывает нормы поведения из окружающей среды, причем это происходит бессознательно, автоматически. Что касается первого, то, так как у него еще не развито критическое мышление, ребенок все, что транслируется в первую очередь в семье, воспринимает как норму, даже если происходит нечто, что взрослый оценил бы как неправильный, недопустимый поступок. Поэтому, например, скрытый педофил, который имеет постоянный доступ к ребенку, может его постепенно развращать, приучать получать удовольствие от скрытых «игр». Дети, особенно совсем малыши, могут не понимать, что это табу.

Это все к тому, что с представ­лениями о нормах морали и нравст­венности, как и с совестью, которая не является врож­денной психической функцией, люди не рождаются, они привносятся окружающей средой и только спустя время становятся внутренними представлениями, которые регулируют их поведение в социуме во взрослой уже жизни. Поэтому отсутствие нравст­венности, о котором сейчас все заговорили, можно назвать болезнью общества. И если рассматривать с позиции того, что большое есть отражение малого и наоборот, то можно утверждать, что среднестатистическая семья – отражение государства, а организация общества есть отражение семьи.

– Традиционно казахские принципы существования испокон веков зиждились на родовых отношениях...

– Действительно, казалось бы, ничего плохого в таких отношениях нет (род всегда придет на выручку), но сейчас те качества, которые раньше были позитивными и нужными, помогали выживать и выстраивать иерархию в степи, реализуясь в теневой форме и будучи возведенными в абсолют, стали ограничивать развитие государства и общества. Вернемся к морали и нравственности. Когда все вдруг начинают жить и действовать, подстраиваясь под отца, а потом сами становятся мини-папами, то, соответственно, взаимоотношения между людьми меняются, везде как бы внедряется детско-родительский принцип, где отец всегда прав, а маленькие дети всегда слушаются его, особенно если среда патриархальная. Но если отец не придерживается морали, то откуда ей появиться у детей?

Или возьмем двойные стандарты, которые транслируются в семье. К примеру, мама говорит ребенку: «Никогда не лги», а потом просит его ответить на телефонный звонок и сказать, что ее нет дома. Она даже не задумывается, что в душе у ребенка начинается конфликт: «Как так?! Мне говорят, чтобы я всегда говорил правду, а теперь я должен солгать?» Вроде бы мелочь, но он не может дифференцировать, где ложь не имеет последствий, а где лгать нельзя никак.

Жизнь состоит из мелочей, взрослые не замечают искажений, но дети всегда чувствительны к нюансам. И они не могут оставаться в состоянии неопределенности, поэтому постепенно, раз за разом у них формируется своя система ценностей, порой отличная от общепринятых норм.

А что дети видят в школе? Загнанных, уставших учителей, которых порой заставляют делать то, что не входит в их непосредст­венные обязанности. В поликлинике видят замордованных врачей, которым как будто бы и не до пациентов, в магазине – недружелюбных продавцов. Среда как будто бы инфицирована агрессией. Кроме того, в последние годы в мире и нашей стране в частности слишком часто стали возникать форс-мажорные ситуа­ции: пандемия, войны, пожары или прорыв тепло­сетей в зимнее время, угроза землетрясения и тому подобное. Это вызывает тревогу. А там, где много тревоги, на первый план выходит приоритет удовлетворения базовых аспектов существования. Человек как бы спускается до «базовых настроек», куда нормы морали не входят.

А когда в обществе разброд и шатание, манипулировать и управлять человеком очень легко. Он становится уязвимым, поэтому будет искать, за что «зацепиться» в духовной сфере. Он ведь тем и отличается от животного, что ему, как личности, важно иметь смысл для существования. Они (смыслы) бывают разного уровня – забота о детях, профессиональная или общест­венная деятельность и так далее. И если их нет, то появляется духовная пустота, и тогда, хочет человек этого или нет, он будет ее чем-то заполнять. Иногда эти смыслы приносятся извне, например, религиозной и иной пропагандой, а иногда человек уходит в мир грез через наркотики, алкоголь, игровые ставки.

о Потерянном

– А вот инфоцыгане (коучи, которые учат тому, в чем не разбираются), заполонившие собой пространство, играют в этом какую-то роль?

– Да, конечно, потому что они как будто бы показывают: я знаю секрет успешности, приходи ко мне – и будешь богат, а значит, и счастлив. Деньги являются самым понятным символом, дающим человеку в первую очередь ощущение безопасности и контроля над своей жизнью. Они не дадут ощущения счастья, которое можно зафиксировать и чувствовать всегда, но точно сделают богаче того, кому заплатили за «секрет счастья».

Теперь нужно сказать о самом главном – о чувстве собственного достоинства. Именно оно дает нам ощущение, что «со мной все в порядке», несмотря на личные невзгоды и катаклизмы. В нашей стране, к сожалению, стало общепринятым, что человек уважаем только в том случае, если у него есть высокий социальный статус и деньги. Они стали неотъемлемой частью признания обществом. Еще один путь заставить себя «признавать» и «уважать» – проявление власти в быту. Он выражается в агрессии, через которую человек заставляет служить себе, например, семью. Если он не имеет внутреннего «стоп», то это переходит в бытовое насилие.

– Высокий уровень тревоги присущ только нашему обществу или вообще всему миру?

– Ее много там, где есть состояние неопределенности. На постсоветском пространстве есть свои причины, вызывающие ее, а если говорить про все человечество, то ощущение тревоги, помимо прочего, нагнетается очевидными проявлениями изменения климата: ураганами, наводнениями, жарой выше нормы. Поэтому, я думаю, общий уровень тревоги на планете поднялся в принципе. Кто-то говорит, что мы проходим очередной период, которых в истории Земли было много, но ученые считают, что изменение климата связано с деятельностью человека. Мать-природа как будто сошла с ума. Но сумасшедшей ее сделали мы, ее дети.

– Существует мнение, что обилие информации, особенно негативной, тоже нагнетает уровень тревожности...

– Это так. Она будто бы впрыс­кивается в общество все в больших объемах, потому что этот контент лучше потребляется. Но читая такую информацию, человек заражается негативом, происходит инфицирование. Поэтому тот огромный информационный поток с таким содержанием, который сегодня обрушивается на человека, постепенно воспринимается как норма жизни. Еще лет десять назад невозможно было представить, чтобы ненормативная лексика звучала в пуб­личном пространстве. Сейчас речь в половине роликов в TikTok содержит мат.

– А это как-то связано с тем, что сегодня никого уже и не удивляет то, что часть общества вдруг встает на сторону коррупционеров и убийц, а родственники насильников кидаются в судах с кулаками на потерпевших?

– Здесь есть две стороны одной медали – индивидуальная и коллективная, за которую отвечает государство. Если совсем обобщить, то пока государство не поднимет статус тех людей, кто занимается воспитанием, обучением, поддержанием порядка и здоровья своих граждан, а именно учителей, врачей, пожарных, и это не весь список, то падение нравственности будет продолжаться. Ведь тот же учитель не просто дает знания. Приведу пример из своей жизни. Мой отец родом из глухой деревни в Восточном Казахстане. Его неграмотная мать (не умела ни читать, ни писать) в 25 лет осталась вдовой с тремя детьми. Зимой во время войны дети на улицу почти не выходили, потому что обувь была одна на всех. Казалось, что выбиться в люди из такой семьи невозможно. В младших классах был всего один класс, где всех детей – с первого по четвертый – фактически без учебников учила одна учительница. Отец потом вспоминал, что где-то она могла ошибаться, но зато дала главное – будучи непререкаемым авторитетом, заложила потенциал и мотивацию на развитие. Он до последней минуты своей жизни вспоминал ее – свою первую учительницу. Рассказывал, что испытывает перед ней чувство вины из-за того, что, увидев ее беременной, захихикал и обозначил словами ее состояние, а она сильно покрас­нела от смущения. В казахской культуре не принято называть беременность напрямую, это считается неприемлемым, неэтичным. Семилетний ребенок по тому, как отреагировала эта женщина на его поведение, понял, что он сделал что-то неправильно. Опыт, став уроком нравственности, остался с ним на всю жизнь.

Сейчас дети видят в учителе обслуживающий персонал. Если его могут заставить кому-то из них поставить пятерку, чтобы не портить статистику, то как они будут уважать этого педагога?

Я считаю, что сейчас нам нужна государственная программа по возвращению достоинства прос­тому человеку, чтобы поднять его статус. И здесь одним только материальным вознаграждением проблему не решить. Это только минимум, «необходимое, но недостаточное условие».

Изгнание стыда и совести

– А как тогда можно вернуть его?

– Возьмем последний пример из жизни. Когда одному певцу дали орден, то общество восприняло это как обесценивание наград. Все вспомнили, что у нас есть много людей, которые вносят огромный вклад по собственной инициативе за свои средства в сохранение и поднятие культуры нашей страны. Например, журналист Ольга Гумирова, которая со своими единомышленниками бьется за сохранность древних петроглифов. Культуролог Зира Наурызбаева с литератором Лилией Калаус написали и издали серию детских сказок с образами и символами казахской культуры, которые переведены на английский язык и теперь продаются на мировой торговой интернет-площадке Amazon. Популяризатор казахского языка Канат Тасибеков каждую субботу проводит бесплатные встречи для желающих изучать казахский язык. Но этих людей почему-то не награждают. Почему люди сейчас ностальгируют по Советскому Союзу? Потому что тогда обычный человек считался (по крайней мере – официально) главным. Понятно, что там бывало всякое, но любой рабочий знал, что его заметят и он будет значимым, если выполнит свою работу в срок и качественно. Так должно быть, потому что государство зиждется на простых людях.

– После видеообращения награжденного по поводу возвращения ордена мне почему-то стало жалко его и даже стыдно за всю ситуацию, хотя я и не осуждала, и не поддерживала.

– Когда вы его, взрослого мужчину, вдруг пожалели, то попали в коллективный комплекс. Он заключается в том, что в сознании многих мужчины выглядят сильными и мужественными, но бессознательно их видят хрупкими, что, конечно, не подвергается критическому осмыслению.

– Что это значит?

– А то, что, например, нельзя говорить начальнику правду – он разозлится. Или говорят еще: «Не дай бог, папа узнает». Это преподносится так, словно наши мужчины не выдерживают малейшего напряжения от того, что что-то идет не так, как они это представляют. Но это оторванность от реальности. Получается, бессознательно мужчины видятся слабыми и хрупкими. Вот и здесь так же: пожалели певца, который сам уже отец.

– А то, о чем мы сейчас говорим, не связано с тем, что раньше родственники преступника, совершившего бытовое, сексуальное или психологическое насилие, стыдились этого, а сейчас – нет?

– Они и теперь стыдятся, только сейчас этот стыд вытесняется, потому что жить с ним невыносимо. Как раз он и управляет теми женщинами, которые кидаются с кулаками на жертву. Так они пытаются избавиться от него, как бы возвращая таким уродливым способом свое утраченное достоинство из-за поступка мужчины. А еще сейчас исчез общественный институт репутации. Люди пода­ют руку человеку, который избивает свою жену, и сидят с ним за одним столом, не высказывая вслух свое неодобрение.

– А как нам относиться к тому, что у мужчин, избивающих и даже убивающих своих жен, находятся защитницы? Они пишут в соцсетях, что «сама его довела».

– На мой взгляд, в этом присутствует бессознательное отношение к мужчинам, как к хрупким людям. Чтобы сохранить их, нужно правильно себя вести, иначе они не выдержат. Корни этого явления уходят в голодомор и войну, унесших жизни многих мужчин, а в патриархальной среде есть представление, что мальчик всегда главнее, ближе к сердцу, чем девочка. После войны любой вернувшийся живым солдат, пусть он хромой, кривой, подверженный алкоголизму, был важен. Но такому мужчине было сложно дать женщине теп­лую эмоциональную связь. И когда рождался сын, мать всю свою любовь вкладывала в него. Он становился как бы заменой мужа в эмоциональной подпитке – давал ей те переживания, которые мать не получала от мужа. И она, будучи носителем коллективной травмы, сохраняла сына, как хрус­тальную вазу, инфантилизируя его таким образом. А дочери воспринимались и воспринимаются до сих пор как продолжение себя, которое все сможет, все потянет.

Этот коллективный комплекс до сих пор активен в нашей стране. В итоге мы получили сильных женщин, которые могут выдержать любую нагрузку, в том чис­ле унижение. Поэтому многие из них не уходят от мужей до тех пор, пока их не убьют.

– Следовательно, женщины сами виноваты в том, что мужчины становятся хрупкими, инфантильными, истеричными?

– Такой вывод в корне неправильный. Потому что все, о чем я сказала, – это результат бессознательного психического выживания на коллективном уровне, а вовсе не чья-то злая воля. Так уж сложилась история нашей страны. Но у нас есть возможность сделать осознанным выход из такого коллективного комплекса. Нас надо лечить. И первым шагом к этому должно стать признание коллективной травмы – потерь во время реп­рессий и голодомора. А следующим этапом будет горевание. Не формальное, как у нас обычно это бывает. Без государственной программы это сделать практически невозможно. Есть опыт Германии и еврейской нации – они организовали этот процесс. Если вернем достоинство всей нации, тогда перекосы в психическом поле выровняются и появится шанс построить процветающее государство. Материальная основа у нас для этого прекрасная. Психическую же надо восстанавливать.

Популярное

Все
Сносить нельзя оставить
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Он жизнь свою Отчизне посвятил
В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золотой Орды
Скоро на экраны выйдет продолжение культового фильма «Менің атым – Қожа»
Фронтовик дал бата гвардейцам
Создать устойчивую экосистему
Когда отходы превращаются в доходы
Как укрощается сталь
Разрабатывается проект генплана Туркестана
Основа стабильного будущего
От сердца к сердцу
Моя профессия – мое будущее
А за весною спешит лето...
Браконьеры наносят огромный ущерб
Любые конфликты можно разрешить за столом переговоров
Танцующие тени степей
Возраст спорту не помеха
Молодежь продвигает экологические инициативы
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Усилить потенциал страны
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Односменка стала реальностью
Прагматичный подход – основной принцип модернизации
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

«Рахмет, Казахстан!»: гражданин Армении смог вернуться на р…
Проект «Марафон добрых дел» возобновляется в Казахстане
От сердца к сердцу
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]