В Уральске разгорается очередной строительный скандал. Пока – между госорганами, подписавшими разрешения на строительство жилой девятиэтажки в промзоне в 15 метрах от железнодорожного полотна

7724
Наталия Портнягина, Западно-Казахстанская область

Стройплощадка присоседилась к предприятию ТОО «Стройкомбинат», которое работает в Уральске без малого 70 лет. Его дочерняя компания ТОО «Стройтех» обслуживает участок железной дороги с тупиком в этой части городской промышленной зоны. Ежедневно, днем и ночью, здесь идет приемка сырья и отгрузка готовой продукции для целого ряда местных предприятий.

фото автора

Так вот, прямо в промзоне комбината в 15 метрах от железнодорожного полотна на месте снесенного приемника-распределителя и возводится девятиэтажка.

– Стройка началась в прошлом году. Вначале мы думали, что возводят нежилое строение, – рассказывает директор ТОО «Стройкомбинат» Бакытжан Нурбаев. – Но когда стало понятно, что это жилой дом, я лично подошел, поинтересовался: на каком основании, есть ли разрешительные документы, ведь согласно строительным нормам жилье можно строить не ближе чем за 100 метров от полотна железной дороги. Лишь в исключительных случаях, когда поз­воляет рельеф и есть шумовой экран, это расстояние можно сократить до 50 метров.

По вопросу законности стройки мы обращались в управление государственного архитектурно-строительного контроля, писали в Антикор, который переправил наши обращения в прокуратуру, та – в департамент по управлению земельными ресурсами. Выяснили: участок передан частному застройщику и строительство жилого дома начато без согласования, госэкспертизы и технического надзора. Если акимат дал разрешение, то, значит, снова «закрыл глаза» на генеральный план города, в котором эта территория отмечена как промышленная зона.

По словам руководителя областного управления государственного архитектурно-строительного контроля Мади Отарбаева, земельный участок, на котором ведется строительство, находится в собственности областного департамента полиции.

В свое время между департаментом, управлением строительства и ТОО «АТЖ 2» был заключен меморандум о сотрудничестве. На основании этого документа будет возведен жилой дом, квартиры в котором предназначаются для сотрудников департамента полиции.

– Строительство началось год назад, – рассказал Мади Отарбаев в ходе брифинга, отвечая на вопрос журналистов о проблемной стройке. – В ноябре прошлого года ГАСК по обращению провел проверку в отношении застройщика «АТЖ 2», в ходе которой выявил нарушения. Выдано предписание о приостановлении строительства для прохождения всех разрешительных процедур. За допущенные нарушения компания привлечена к административной ответственности по статьям 316, 321, 463 КоАП РК, наложен штраф в размере 500 МРП.

В настоящее время проведено техническое обследование надежности и устойчивости произведенных работ с привлечением аккредитованной организации. Технадзор осуществляет компания «Беркут холдинг», авторский надзор – ТОО «Строй град проект». Застройщиком получено согласование с АО «Қазақстан темір жолы», на руках имеются все документы. Таким образом, исполнены все предписания, устранены все нарушения. Сейчас строительство ведется на законных основаниях.

Руководитель уполномоченного ведомства, правда, не посчитал важным упомянуть, что согласно заключению департамента по управлению земельными ресурсами постановление об изменении целевого назначения участка на «строительство жилого дома», подписанное 29.07.2021 акимом Уральска (тогда еще этот пост занимал Абат Шыныбеков), идет вразрез с генпланом Уральска и нарушает ст. 49-1 Земельного кодекса РК. Каким образом можно было устранить данное нарушение?

Почему талон о приеме уведомления о начале строительно-монтажных работ на объекте зарегистрирован лишь 15 февраля нынешнего года, тогда как стройка началась год назад? Неясно и то, почему по вопросу согласования с владельцем участка железной дороги Мади Отарбаев сослался на «Қазақстан темір жолы».

– С нами, как с владельцами железнодорожной ветки, никакого согласования не было, ибо мы понимаем, чем может обернуться для жильцов строительство этого дома, – говорит Бакытжан Нурбаев.  – Представляете, какая в нем будет вибрация от проходящих составов?! Самое малое – посыплется штукатурка. Хозяева квартир начнут требовать от нас деньги на ремонт. А дальше что? Скажут, что невозможно спать по ночам из-за шума, нельзя детей без присмотра отпустить погулять, ведь железная дорога даже не огорожена!

Если будет график поставок и отгрузок «по требованию» жильцов, то компании за простой вагонов придется платить бас­нословные штрафы! Нарушатся производственные процессы, которые выстраивались годами.

– Почему застройщик привлек в качестве госэкспертизы не местную компанию, а южный филиал РГП «Госэкспертиза»? Когда мы спросили: «На каком основании строительная компания получила положительное заключение на данный объект?», нам ответили, что застройщик не указал в документах наличие железнодорожной ветки. То есть налицо формальный подход – специалисты, подписывающие документы, не посмотрели даже спутниковые карты, – продолжает Бакытжан Нурбаев. – Для чего такая экспертиза? На нашу претензию ни от РГП, ни от Комитета по делам строительства второй месяц не можем получить ответа, хотя по закону они должны ответить в течение 15 дней. Я считаю, что уполномоченные органы тянут время, а застройщик уже сейчас, не завершив стройку, пытается распродать квартиры.

В настоящее время на «Крыше.KZ» выставлено 80 из 132 квартир по этому адресу.

Бакытжан Нурбаев уверен, что ТОО «Стройкомбинат» может повторить судьбу ТОО «Кублей», которое за несколько лет прошло все судебные инстанции. Напомним: в санитарно-защитной зоне предприя­тия построены жилые дома, квартиры в которых были распроданы еще на этапе строи­тельства. Суд разрешил застройщику достроить дома, хотя в других регионах в аналогичных случаях принимались решения о сносе незаконных построек. То, что в дальнейшем предприятие не сможет получить санитарно-эпидемиологическое заключение, а это повлечет приостановление и прекращение его деятельности, принято во внимание не было.

В Уральске эта новостройка – далеко не первый случай, когда многоэтажный дом построен слишком близко к железной дороге в нарушении строительных норм.

– Если бы владельцы железнодорожных веток не молчали, возможно, чиновники более осмотрительно относились бы к выдаче разрешений на строительство. Теперь же страдают жильцы домов, – говорит предприниматель.

Сейчас ТОО «Стройтех» ждет решения суда по иску в отношении отдела архитектуры и градостроительства Уральска, который подписал архитектурно-планировочное задание, чем фактически одобрил строительство жилого дома в промышленной зоне.

Только за первый квартал текущего года управление ГАСК приняло 98 уведомлений о начале производства строительно-монтажных работ, рассмотрело 197 актов приемки объектов в эксплуатацию, провело 10 внеплановых проверок, по результатам которых возбуждено 31 дело об административных правонарушениях (сумма наложенных штрафов превысила 7 млн тенге), выдано семь предписаний об устранении допущенных нарушений. Рассмотрено 88 обращений физических и юридических лиц, 413 отчетов технических надзоров о состоянии и ходе строительства объектов. По результатам мониторинга выявлено девять фактов самовольного строительства.

Возможно, выявленных нарушений было бы намного больше. Но, как отметил Мади Отарбаев, до 2018 года органы ГАСК имели право посещать объекты и комплексы после получения уведомления о начале производства строительно-монтажных работ не позднее пяти рабочих дней с момента получения уведомления. Однако в связи с вступившим в силу Законом РК от 24 мая 2018 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования регулирования предпринимательской деятельности» данная функция исключена из списка полномочий органов ГАСК.

Популярное

Все
Дипломатия в цифровую эпоху
В Мангистау построят парогазовую установку
В Конаеве в разгаре строительный сезон
Скульптура с трехэтажный дом появилась в Алматы
Технологический прорыв в производстве селена
Гол Дастана и шанс «Кайрата»
Любовь вопреки закону
Новая творческая площадка
Регион с индустриальным сердцем
ПСЖ разгромил «Реал» и вышел в финал клубного ЧМ по футболу
Вода – бесценный стратегический ресурс
Повышать правовую грамотность
Касым-Жомарту Токаеву представили казахстанские IT-решения
На страже безопасности животноводства и общественного здоровья
Сегодня - День ветеринарного работника
Число жертв наводнений в Техасе продолжает расти
Две медали завоевали на чемпионате Азии казахстанские тяжелоатлеты
Астана на несколько дней превратилась в центр гик-культуры
Токаев ответил Трампу на письмо по поводу пошлин на казахстанские товары
Барби с диабетом: компания Mattel представила новую куклу
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Мощный лесной пожар разгорелся в Турции
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
ЕС к 2040 году планирует сократить выбросы CO2 на 90%
Назначен директор новой Службы КНБ
Экс-главу «Казселезащиты» осудили на 12 лет
Названы первые победители этапа Кубка Казахстана по таеквондо в Алматы
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Сколько людей носят имя Астана в Казахстане
Что важно знать при изучении языка Абая?
Президент поздравил казахстанцев с Национальным днем домбры
Побережье лечебного озера очистили от мусора в области Абай
Глава государства принял Премьер-министра Олжаса Бектенова
Молодежная дружба в рамках содружества
Форсайт Академии наук
Новый завод заработал в Улытау
В АФМ рассказали, за что взяли под стражу бывшего вице-министра труда
Более 260 тысяч казахстанцев прошли онлайн-обучение на Skills Enbek
Форвард «Ливерпуля» Диогу Жота погиб в автокатастрофе
Талгата Татубаева задержали по подозрению в пытках
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане

Читайте также

Когда игра перестает быть игрой: как в Казахстане лечат луд…
Глава МЧС вручил ключи от новой техники спасателям СКО
Из Петропавловска в Париж: как «Ассамблея жастары» покорила…
Сколько людей носят имя Астана в Казахстане

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]