​Возрождение храма

1525
Марина Михайлова

– Фасад, крыша, интерьер храма неизбежно испытывают влияние времени, – отмечает ключарь Вознесенского собора, протоиерей Александр Суворов. – Это первая масштабная реконструкция собора за последние четыре десятка лет.

Отметим, что подлинное возрождение православной церкви в нашей стране началось после обретения Казахстаном независимости. О месте православия в жизни нашего общества Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев­ высказался предельно емко:
«…ислам и православие – два столпа духовности страны, которые являются основой для согласия и толерантности в обществе».

В 2016 году, в ходе встречи Елбасы и митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, обсуж­дался вопрос об осуществ­лении ремонтно-реставрационных работ в Вознесенском соборе. Глава государства поддержал проект реставрации храма, отметив необходимость проведения полномасштабных работ на высоком профессиональном уровне с прив­лечением квалифицированных специалистов и использованием современных технологий.

Грандиозный ремонт храма начался 27 июля нынешнего года по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра. 1 августа, в День памяти преподобного Серафима Саровского – чудотворца, был совершен молебен перед снятием надкупольных крестов Вознесенского собора.

– За всю историю собора кресты с него сняты впервые ради благой цели – обновления, – сказал Александр Суворов. – Их очистят от грязи и ржавчины, отполируют и заново покроют сусальным золотом в специальной лаборатории.

Как свидетельствует история, попытки снять кресты с Вознесенского собора в советское время были. Карабкаясь на сияющую макушку храма, один из рабочих сорвался и разбился насмерть. Пос­ле этого случая кресты больше не трогали. Их размеры внушительны. Высота двух больших крестов собора – более 4 м, а весят они около 240 кг. В них вставлены двойные зеркала, отражающие сияние неба.

По окончании молебна служитель храма окропил святой водой рабочих, альпинистов, а также спецтехнику. Автокран с 70-метровой стрелой аккуратно, со всеми предосторожностями поочередно опускал на землю важный груз.

– После реконструкции храм станет красивее и надежнее. Работа намечена колоссальная. Будут затронуты внешний и внутренний облик храма, – подчеркнули Александр Суворов, помощник митрополита по церковному искусству Александр Шихов, архитектор епархии Людмила Кайдаш. Они осуществляют контроль со стороны Алматинской епархии Казах­станского Митрополичьего округа за ходом реставрации.

По их словам и по информации на сайте храма, планируется существенно заменить кровлю здания, оконные рамы и оконные решетки, обновить покрытия куполов, провести реставрацию надкупольных крестов, а внутри собора обновить напольное покрытие и роспись стен.

Материалы будут применяться идентичные по своему составу с материалами, использованными при строительстве храма. Их изготовят специально для собора. Железную кровлю здания заменят на медную – самое долговечное покрытие крыши. Интересно, что в царские времена кровля зданий была в основном железной, потому что медь считалась слишком дорогим материалом. Старинные здания с медными крышами прошли проверку временем на прочность – самому древнему из них уже исполнилось 700 лет. Несущие деревянные конструкции собора, на армирование металлическими связями которых ушло более 160 пудов железа, находятся в отличном состоянии. Поэтому их только обработают антисептическими и огнеупорными составами. А вот все прогнившие деревянные фрагменты заменят на новые. В точности, как прежние, будут изготовленные мастерами резные оконные рамы.

Как известно, первый иконостас собора, ныне утраченный, расписывал известный художник Николай Хлудов. Несколько раз собор частично реставрировался, были обновлены росписи внутреннего убранства храма.

– В этих работах принимали участие художники, никогда прежде не занимавшиеся храмовой стенной живописью, – уточнили служители храма. – Такие росписи уберут, и на их месте появятся новые, написанные в строгом соответствии канонам церковного искусства.

На сегодня уже выполнена замена электропроводки, произведен монтаж слаботочных сетей, завершен ремонт системы отопления, установлены кондиционеры и вентиляция. Начата отделка фасада сооружения. Будет использована специально приготовленная декоративная штукатурка, которая придает храмам величественный вид.

Реставрацией собора занимаются профессиональные казахстанские специалисты, у которых большой опыт работы в восстановлении памятников истории и культуры. Привлечены и российские мастера из Ярославля. Перед группой архитекторов-реставраторов стоит трудная задача – максимально обеспечить первозданную сохранность уникального здания.

Обновление храма займет около 2 лет и пройдет в несколько этапов. Работы ведутся на частные средства без привлечения бюджетных и церковных денег.

Вознесенский кафедральный собор – шедевр зодчества, одно из высочайших в мире деревянных зданий, самый высокий в мире православный деревянный храм. И яркий образец сейсмостойкого сооружения. Его высота – 54 м (самое высокое деревянное здание в мире – пагода в монастыре Тяньнин в городе Чанчжоу, в южной части провинции Цзянсу, на востоке Китая – 153,79 м). Храм был построен в 1904–1907 годах в Пушкинском сквере – ныне Парке им. 28 гвардейцев-панфиловцев из сверхпрочной тянь-шаньской ели и первоначально назывался Туркестанским кафедральным собором. Авторы его первоначального проекта – московские архитекторы Сергей Тропаревский и Константин Борисоглебский. Проект доводили до ума и претворяли в жизнь Анд­рей Зенков, талантливый архитектор, военный инженер-строи­тель, исполняющий обязанности областного инженера Семиречья и начальника строительного объе­динения областной инженерной дистанции, и Павел Гурдэ, главный архитектор города Верного, обрусевший француз.

Здание собора уникально еще и тем, что при его возведении многое осуществлено впервые в строительной практике Семиречья. Как, например, применение железобетонных конструкций, антисептиков для обработки древесины, приточно-вытяжных систем вентиляции и специальных каналов... Но самым важным моментом является то, что впервые семиреченские строители возводили высотное здание, специально решая вопросы его сейсмической устойчивости, и на это был направлен целый ряд мероприятий. Именно благодаря инициативе Зенкова при устройстве фундаментов было решено кирпичный цоколь заменить армированным бетонным, что обеспечило надежную основу сооружению. Он же настоял на том, чтобы рубка деревянных брусчатых стен производилась не «в лапу», как это было распространено, а «в обло» – с остатком, доходящим до 45 см. По углам и в простенках срубы скреплялись сжимами из деревянных брусьев, стянутых болтами. Аналогично укреплялись мощные рубленые колонны в интерьере. Вентиляцию колонн также продумал Зенков. Как и все здание, колонны собора сделаны из брусьев. Сечение колонн предс­тавляет собой своего рода трубу, по которой поднимается воздух, поступающий по подпольным продухам. Нагели в стенах здесь устанавливались чаще обычного, а ствол колокольни и барабаны куполов в прямом смысле прошиты насквозь металлическими связями. Сруб центрального барабана скреплен стальными накладками, плоское перекрытие, выполненное здесь из перекрещивающихся балок, обеспечивает надежную связь стен его восьмерика в верхней час­ти. Все стропила укреплены металлическими связями и скобами, обрешетка кровли сделана в виде сплошного дощатого настила. Нес­мотря на такое обильное использование металла в конструкциях, до сих пор ходит народная молва, утверждая, что собор построен «без единого гвоздя».

Вне всяких сомнений, смелым инженерным решением Зенкова, принятым уже в ходе строительства, можно считать конструктивные изменения объема колокольни. Возведенная было уже до 3-го яруса, она подверглась серьезной перестройке: высота была увеличена на 9,24 м, а восьмигранная рубка ствола изменена на более прочную – четырехгранную. В ходе реконструкции уровень расположения колоколов, вес которых достигал более 7 тонн, был снижен до минимума. Максимальному снижению центра тяжести всего объема здания внимание уделялось еще на стадии проектирования при выборе архитектурных пропорций: формы его плана и разрезов симметричны и уравновешены, в верхней части все конструкции максимально облегчаются, даже гипсовая лепнина потолков из ­соображений большей безопаснос­ти во время возможного землетрясения была имитирована литьем из папье-маше. Лепные и кузнечные работы выполняли петербургские, киевские и верненские мастера.

Завершилось это грандиозное строительство в августе 1907 года. По желанию жителей города собор был посвящен Вознесению Господа нашего Иисуса Христа. 30 июля 1907 года состоялось великое освящение новопостроенного собора. Центральный алтарь храма посвящен Вознесению Господню, южный – Благовещению Пресвятой Богородицы, и северный освящен во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, покровительниц Семиречья. На торжестве освящения собора епископ туркестанский Дмитрий назвал его «одним из величайших деревянных храмов нашего отечества». Собор будто парил над всем городом. Величественный храм, сверкающий золочеными куполами, с ярко раскрашенной «в шашку» живописной кровлей и колокольней стал своеобразной доминантой и символом Верного и был виден из любой точки города.

Разрушительное верненское землетрясение в январе 1911 года стало серьезным испытанием для нового храма. Его создателям было чем гордиться: лишь слегка просел юго-восточный угол колокольни, немного наклонился один из крестов, выбило стекла из окон. Собор «при грандиозной высоте своей представлял очень гибкую конструкцию, колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева, и работала, как гибкий брус, заделанный одним концом», писал Зенков в 1911 году в газете «Семиреченские областные ведомости».

Первым настоятелем собора был назначен протоиерей Алексий Шавров.

После 1917 года многое изменилось в Верном. В 1918 году Пимен, епископ Семиреченский и Верненский, был расстрелян в роще Баума бойцами отряда Мамонтова и Кихтенко за то, что отказался покинуть Вознесенский храм. Пимен причислен к лику святых.

В 1929 году со звонницы собора были сброшены колокола. Мес­тонахождение самого большого из них – 250-пудового (4 тыс. кг) Благовеста – неизвестно до сих пор. Без колоколов храм простоял почти 66 лет. В 1995 году на колокольню собора были подняты и установлены 9 колоколов. А чуть позже звонница храма пополнилась десятым, стопудовым колоколом, названным именем «Пимен». Безбожниками был уничтожен и удивительный по своей красоте иконостас с позолоченной резьбой, разворованы церковная утварь, библиотека. В 30-х годах в храме разместилась радиостанция, затем Республиканский краеведческий музей. Все внутреннее пространство было изменено настолько, что даже посвященному посетителю трудно было определить начальную планировку. Яркие, праздничные купола перекрасили в буро-зеленый цвет, а фасад – в розовый. Перед входом в собор стояли памятники Ленину и Сталину, над папертью развевались транспаранты. Широкие аллеи и часть соборной площади были засажены деревьями нарочно, чтобы сделать церковное здание менее приметным. Здание было реконструировано в соответствии с его новым музейным назначением. По иронии судьбы или по счастливой случайности к этим работам снова был привлечен Андрей Зенков. Искренне любящий свое творение, он приложил все усилия, чтобы свести к минимуму тот вред, который нанесет собору реконструкция. Андрей Павлович возводил новые перекрытия в интерьере так, что они имели независимые конструкции, частично удалось сохранить красочную мозаику полов и росписи потолков, маскируя их настилами и обшивкой.

Новый поворот в советской истории Казахстана наступил в 70-е годы прошлого века. Это время знаменуется всплеском общественного интереса к памятникам истории и культуры. Здание собора было взято под государственную охрану как памятник республиканского значения, и из государственного бюджета впервые выделяются средства на проведение ремонтно-реставрационных работ. В те годы не могло быть и речи о восстановлении первоначальных функций собора. Поэтому группа реставраторов из Министерства культуры ограничилась лишь час­тичным восстановлением первоначального внутреннего пространства и внешнего декора.

В 80-е годы здание переходит из рук в руки, одни хозяева сменяются другими. Каких организаций здесь только не было: Центральный музей Казахстана, музей истории архитектуры Алматы, Дирекция художественных выставок и Общество охраны памятников, концертно-выставочный зал.

В 1994 году было решено, что здание должно функционировать как действующий собор-музей. Государство выделило средства на начальный этап работ для подготовки центрального зала и алтаря к проведению богослужений. А уже через год, 18 апреля 1995 года, решением Президента страны собор был официально передан в бессрочное и безвозмездное пользование Алматинской и Семипалатинской епархии.

– Этот Указ Нурсултана Абишевича­ восстановил историческую справедливость и дал твердую надежду на возрождение и развитие православия в Казах­стане, – отметил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. – На следующий день после судьбоносных слов Президента в Вознесенском соборе впервые за 65 лет было совершено богослужение, открывшее новую страницу благодатной жизни храма. Тысячи людей заполнили в тот вечер храм и соборную площадь. С этого исторического момента Вознесенский кафедральный собор в полноте осуществляет свою благодатную миссию. Под его сводами ежедневно совершаются богослужения, по праздникам проходят торжественные литургии с участием архипас­тырей и священнослужителей из всех епархий Казахстанского Мит­рополичьего округа и гостей из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В июне 1995 года во время своего визита в Казахстан Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в Вознесенском соборе Божественную литургию. Главный храм ­Алматы посещают главы государств и правительств, прибывающие в Казахстан с официальными визитами, главы поместных церквей, представители дипломатического корпуса, общественные и государственные деятели.

В январе 2010 года в ходе официального визита в Республику Казахстан Божественную литургию в Вознесенском соборе совершил Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В феврале текущего года в присутствии главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан и акима города Алматы Бауыржана Байбек состоялся запуск архитектурно-художественной подсветки собора, освещающей его в темное время суток.

А в нынешнем августе собору исполняется 110-лет. Несомненно, что начатая глобальная рес­таврация – лучший для храма подарок к этой знаменательной дате. Несмотря на грандиозный ремонт, богослужения в соборе будут продолжаться. 

Популярное

Все
Машиностроение – ключ к долгосрочному устойчивому росту ВВП
Казахстан и Монголия нацелены на укрепление взаимодействия
«Тұмар» называет победителей
Вода придет на поля
Елена Брусиловская: Мы работаем для людей
Награда за профессионализм
Пример служения Отечеству
Родители – главная ролевая модель для ребенка
Информационное крыло Ассамблеи народа Казахстана
Правовое равенство и справедливость
Газета как традиция
Обеспечить контрольную функцию на территории
Законодательная поддержка реформ
Они – источник вдохновения!
Незаконно ловили судака
В спектакле «Чтобы помнили» участвовали молодые артисты из разных стран
Вызовы современности: милитаризация и ядерная безопасность
Задача – наращивать показатели
Высадить легко, да вырастить непросто
Бейбит Жукаев впервые сыграет в основной сетке турнира серии "Большого шлема"
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Дожди с градом обрушатся на Казахстан
Совбез ООН собрался на экстренное заседание
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Ураган не щадил никого
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Двум казахстанцам вернули зрение путем трансплантации роговицы
Трамп: Ключевые ядерные объекты Ирана полностью уничтожены
Госслужащие пробежали антикоррупционный марафон в Семее
Видеть в повседневном вечное
Polpharma Group расширяет инвестиции в Казахстан
Бублик одержал победу на турнире ATP 500 в Германии
Когда региональная сила становится мировым аргументом
МИД Казахстана сделал заявление по ситуации на Ближнем Востоке
«Пасынки степи»: атырауский писатель рассказал о своей книге столичным читателям
Королеву красоты выберут ночью и под землей
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Уральске реконструируют набережную
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства

Читайте также

Вызовы современности: милитаризация и ядерная безопасность
Нормы и требования делопроизводства
Плывут по воде желтые солнышки
Работам соискателей – народное обсуждение

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]