Фейк ловит на эмоциональный крючок

5369
Юлия Полонская

Потребитель контента должен уметь не попадаться на эту наживку

фото Казахстанского медиа альянса

Проблемы повышения квалификации журналистов, важность фактчекинга и угрозы распространения недостоверной информации обсуждались на заседании «круглого стола», организованном Казахстанским медиаальянсом (КМА) и Международным фондом защиты свободы слова «Әділ сөз».

Глава КМА и генеральный директор медиахолдинга Atameken Business Канат Сахария считает, что доверие аудитории – главный ориентир для журналиста, а потому сообществу масс-медиа нужно выработать единые принципы, позволяющие противостоять дезинформации.

– Канат Акылбаевич, Казахстанский медиаальянс выступил одним из организаторов конференции по фактчекингу. Насколько актуальна эта тема сегодня и как Вы можете оценить результативность прошедшей встречи?

– Вопросы фактчекинга и проникновения в наше информационное пространство ложных вбросов – это реальность, с которой мы сегодня сталкиваемся. Журналистское сообщество должно консолидироваться, чтобы выработать действенные механизмы защиты. У каждой редакции – разных форм собственности и с разной аудиторией – сформировались собственные подходы к этой работе, и мы попытались обменяться мнениями в этой сфере и сделать эти инструменты более результативными.

Кроме того, на «круглом столе» мы обсудили вопросы профессиональной этики, без соблюдения которой невозможно представить борьбу с дезинформацией. Очень важны и вопросы взаимоотношений собственника СМИ и творческой редакции, рекламы, государственного заказа, плагиата, использования искусственного интеллекта, доступа к информации самих журналистов.

Последний аспект имеет очень большое значение, потому что один из главных инструментов борьбы с фейками – это доступ к достоверной информации, и здесь представители государственных органов должны идти нам на встречу, потому что мы выполняем единую задачу, которая заключается в формировании у населения объективной и актуальной картины дня.

– С чем, на Ваш взгляд, вызвана столь высокая популярность темы фейков сейчас, ведь такое понятие, как «журналистская утка», существовало всегда? Какие тенденции в развитии СМИ или общества придали этому явлению масштабы информационной войны?

– Тема фактчекинга сегодня обрела высокую актуальность благодаря в том числе и большому количеству вооруженных конфликтов, происходящих сегодня в мире и перешедших в область войны информацион­но-пропагандистской. Чтобы не стать в ней жертвой и оружием, и редакции СМИ, и потребители информационного контента должны знать несколько основных правил, которые помогут избежать участия в распространении фейковой информации.

Кроме того, стихийные бедствия этой весны, связанные с паводками, тоже показали, что наше информационное поле довольно часто подвергается атакам фейков, и противостоять им становится все сложнее. Было очень много откровенно мошеннической информации, призывающей к сбору средств для жертв стихии, дезинформирующих вбросов, стремящихся нивелировать работу государства по ликвидации последствий.

Была, к примеру, «новость» о том, что кто-то из пострадавших покончил жизнь самоубийством, потому что сумма компенсации была настолько мала, что ввергла человека в состояние отчаяния. Это была откровенная ложь, и нам приходилось постоянно опровергать ее.

Но проблема заключается в том, что эмоциональные последствия, которые фейк оставляет в общественном сознании, нейт­рализовать гораздо сложнее, чем просто пометить новость словом «дезинформация». Согласитесь, такие сообщения оставляют тяжелый осадок даже после разоблачения и, конечно, работают на снижение репутации властей и государства, порождая институциональное недоверие.

– По статистике, фейковая новость распространяется быстрее истинной на 70%. Почему? Что мешает традицион­ным СМИ действовать также агрессивно, в хорошем смысле этого слова, в борьбе за внимание аудитории?

– Фейк всегда несет в себе отрицательный посыл. Это информационное сообщение описывает насилие в той или иной форме, обращаясь к самым сильным эмоциям человека, таким как страх, раздражение, отчаяние. Как свидетельствует социальная психология, о негативном явлении, несправедливости, с которыми человек столкнулся, он расскажет как минимум десяти другим людям. Хорошими эмоциями делятся гораздо реже. Те же правила работают и в информационном пространстве.

Проблему распространения фейков усугубляет и низкий уровень информационной грамотности населения. Мы, как журналистское сообщество, должны способствовать повышению уровня критического мышления аудитории. Чаще всего проводниками дезинформации служат социальные сети. Поэтому вопрос постоянного обучения журналистов инструментам продвижения традиционных СМИ на электронных платформах и противодействия фейкам остается очень актуальным. Казахстанский медиаальянс стремится к тому, чтобы организовать цикл таких тренингов, способствовать улучшению материально-технического оснащения факультетов журналистики, чтобы еще на этапе обучения будущие специалисты получали практические навыки в этой сфере.

– В одном из выступлений Вы сказали, что сегодня формируется большой спрос на нишевые СМИ. Может ли эта тенденция сама по себе быть «спасением» от дезинформации, ведь специалистам в узкой сфере всегда доверяют больше, и у журналистов таких изданий элементарно больше знаний в той или иной сфере, позволяющих отличить фейк от правды?

– Да, для традиционных СМИ, телеканалов в частности, нишевую стратегию развития я считаю самой успешной. Телевидение – это большая профессиональная фабрика производства визуального контента, которая сегодня использует все социальные сети для его доставки до потребителя. И аудитория имеет все возможности фильтровать этот контент по своим интересам, выбирая лишь то, что полезно, а не утопая в море разнородной и разножанровой информации. Поэтому нишевые СМИ имеют здесь преимущества, сразу ориентируя потребителя на свой продукт: экономика, финансы, политика, детские программы, спорт и так далее.

Все большее распространение получает и специализация журналистов. Конечно, специалист, который работает в узкой сфере, всегда более информирован о тех или иных тенденциях в этой отрасли, его сложнее дезинформировать и ввести в манипулятивную игру с общественным мнением. Мы стараемся постоянно проводить тренинги и повышать профессиональный уровень наших журналистов, углубляя их знания в узких сферах, повышая аналитичность производимого контента.

– Какие советы Вы дадите журналистам и потребителям информации, которые могут помочь им не попасть в ловушку фейков?

– Самое главное – нужно формировать критическое мышление. Прочитав какую-либо новость и поймав себя на том, что она откликается сильной эмоцией, нужно постараться не поддаваться этому, а найти как минимум еще один источник информации на эту тему, позволяющий сформировать более полное представление о заявленной теме.

Очень важно понимать, является ли полученная информация фактом или просто мнением. Нужно учиться не попадаться на эмоциональные и информационные крючки в кричащих заголовках, призванных привлечь внимание к материалу. Необходимо погрузиться в текст полностью, а не ограничиваться тем, что лежит на поверх­ности информационных лент. И, конечно, очень осторожно относиться к содержанию комментариев под публикациями в социальных сетях, помня о том, что многие из них целенаправленно создаются, чтобы переломить эмоциональный фон события, сделав его более агрессивным.

Популярное

Все
Зовет в горы Актас
«Барыс» поймал победную волну
«Щелкунчик» в джазово-эстрадном стиле
Алматы – центр креативной индустрии
С прицелом на экспорт
Два завода в отрасли автомобилестроения готовятся к запуску в Костанае
Инвестиции, бизнес-проекты и новые возможности
Задел на будущее
В чем сила Павлодарского Прииртышья
Хранители памяти в цифровую эпоху
Наше единство – в многообразии
Важный выбор студентов
От диалога к ответственности
Здесь делают чистую воду
Накануне праздника Президент Касым-Жомарт Токаев наградил ряд работников энергетической отрасли государственными наградами
Тепло и свет дарящие
KEGOC: надежность, модернизация и цифровое будущее национальной энергосистемы
Гарант суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства
Эволюция представительной власти
Конструктивная дипломатия Казахстана
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
Завершен второй этап строительства проспекта
Хосе Антонио Каст победил на выборах президента Чили
«Барыс» возвращается в зону плей-офф
Американские чиновники отметили День Независимости Казахстана в Хьюстоне
В Астане с начала года ликвидировали два мошеннических колл-центра
Испанская компания вложит 44 млрд тенге в строительство завода в Кызылординской области
Метель и осадки продолжатся в Казахстане
Следим за финалом, ожидаем побед
Руками к надежде
В Костанайской области открываются новые школы и внедряются современные стандарты
В Мангистау реализуется первый в Центральной Азии проект морской аквакультуры
Найти и сохранить
В Павлодарской области нотариусы окажут содействие в борьбе с преступностью
Исполнение поручений Президента: итоги развития отрасли энергетики за 2025 год
Новую электроподстанцию запустили в Астане
Самый большой каток в Казахстане примет туристов
Допинг-скандал с участием Алимханулы: в КФПБ сделали заявление
Началось строительство сталелитейного завода
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Политика здравого смысла
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
Запущен завод по переработке мяса птицы
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане

Читайте также

Куда уходит шубаркольский уголь?
«Любой человек боится потерять свободу»: психолог о новых м…
«Успешная геологоразведка невозможна без прочного научного …
В поисках духовной ДНК

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]