Король-рояль достанется нашим пианистам

1074
Людмила Макаренко
Обозреватель Алматинского корпункта

Лучшие концертные фортепиано производят из «непуганых» елей

фото Юрия Беккера

Рояль нового поколения знаменитой и старейшей австрийской мастерской Bösendorfer представляли в Алматы почти как долгожданный суперкар: пока о нем красочно и образно говорили, сам трехмет­ровый лакированный красавец томился под тяжелым бархатным покрывалом.

И вообще, если бы для премиальных музыкальных инструментов устраивали выставки наподобие престижных автосалонов, то флагманскую модель концертного рояля Bösendorfer 280 Vienna Concert могли бы презентовать примерно так: «Концепт 2025 года, вобравший лучшие традиции венских мастеров и объединивший их с технологиями завтрашнего дня. Инструмент из числа тех, которые меняют правила игры». И вот что интересно: в этой патетике было бы не так много рекламной интриги, а больше исторической правды.

В конце XIX века наследник фамильного производства Людвиг Безендорфер, человек не только музыкально одаренный, но и технически образованный, дерзнул взяться за необычный проект. К тому времени итальянский композитор Ферруччо Бузони, решивший переложить произ­ведения органной музыки на фортепианный язык, признал, что возможности рояля в этом смысле ограничены. И вот тогда-то Людвиг со своими мастерами разработал уникальный инструмент, расширив его низкочастотный – басовый – регистр. Технически для этого потребовалось увеличить количество клавиш с 88 до 97 и нарастить габариты инст­румента. Первый рояль с диа­пазоном в восемь полных октав и длиной 2 м 90 см знаменитой уже к тому времени австрийской марки получил наз­вание Imperial. До нашего времени он сохранил статус короля в своем классе концертных инструментов и прозвище – роллс-ройс среди роялей.

Произведений, для исполнения которых был бы необходим столь мощный ресурс, не так много, даже при том, что Равель и Дебюсси специально писали музыку «с широким басом» под возможности Imperial. Но это не так важно. Главный успех его создателей состоял в том, что свет увидел инструмент с выдающимися характеристиками: богатым, чистым, объемным звуком и выразительным тембром, превращавшими его звучание едва ли не в оркестровое.

Привезенный в Астану и Алматы Bösendorfer 280 Vienna Concert – фактически младший брат Imperial: у него те же 97 клавиш, размер 2,8 м и еще более развернутый и богатый голос.

Именно такие стандарты качества, по словам президента компании Bösendorfer Сибине Грибмюллер, остаются неизменными для бренда:

– Представьте себе концертные залы наполнением две тысячи зрителей и больше. А это современная реальность. Как заполнить их пространство звуком, как заставить инструмент зазвучать широко и полно? Эти задачи ежедневно решают наши мастера.

Сибине не особо преувеличивает роль специалистов в производственном процессе и конечном результате. Почти два века на фаб­рике создают штучные инструменты исключительно ручной работы. В цехах хоть и обновляется оборудование, вводятся новейшие технологии, но по-прежнему каждая деталь в сложном музыкальном механизме проходит через мастеровые руки.

Еще одно неизменное правило бренда – выбор сырья, оно исключительно австрийское, испытанное временем.

– В области Штайнах на высоте не меньше 800 метров над уровнем моря растет особая «резонансная» ель, – рассказывает госпожа Грибмюллер. – Для производства роялей подходит дерево с годовыми кольцами не больше одного миллиметра и абсолютно идеальной формы. Это говорит о том, что ель «не пугана» стрессом – шумом, пожарами, войной – и выросла в ровном климате. Только такой материал позволяет соз­дать бе­зупречную резонансную деку.

За год на фабрике производится­ не более 300 инструментов. В линейке роялей – пять популярных моделей: от малых концертных размером 170 см до трехметровых бруталов. Предмет особой гордос­ти мастерской – эксклюзивные инструменты, выполненные под заказ для музыкантов с мировым именем. И это, как правило, не просто модели в авторском дизайне, они неповторимы в своих технических особенностях. Венские мастера способны программировать инструменты, для одного пианиста приглушая и делая более «матовым» звук, для другого – наоборот, раскрывая звучание высокочастотных нот, и все по той же давней традиции – вручную.

Свой персональный рояль лимитированной серии Bösendorfer известный музыкант, один из основателей группы «А-Студио» Байгали Серкебаев ждал из Австрии год и теперь говорит о выходе на казахстанский рынок прославленного бренда как о большом событии. Для профессионалов это шанс получать опыт, обучаясь­ и работая на лучших образцах современной музыкальной техники, для ценителей высокого искусства – возможность услышать инструмент, который выбирали Ференц Лист и Иоганнес Брамс и который теперь звучит в лучших концертных залах мира.

Одним из первых рояль новой серии появился в Республиканской музыкальной школе им. А. Жубанова в Алматы. Своих владельцев ждет и презентованный на днях флагман Vienna Concert. Официаль­ные представители производителя обещают содействовать приобретению премиаль­ных фортепиано для учебных заведений и школ искусств ради развития музыкальной культуры и профессионального образования в Казахстане.

Популярное

Все
Масштабные преобразования – основа устойчивого развития отрасли
Свежий кумыс по старинным рецептам
Сбежать не удалось
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
16 млрд тенге инвестирует Казахтелеком в цифровую инфраструктуру Акмолинской области
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Мощный лесной пожар разгорелся в Турции
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
Доступ закрыт: туристам запретили подниматься на скалу Жумбактас в Бурабае
ЕС к 2040 году планирует сократить выбросы CO2 на 90%
Государства-члены СВМДА украсили штаб-квартиру в Астане культурными элементами Азии
«Мағжан оқулары-2025» вновь собрал талантливую молодежь
Названы первые победители этапа Кубка Казахстана по таеквондо в Алматы
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Экс-главу «Казселезащиты» осудили на 12 лет
Находящегося в международном розыске казахстанца арестовали в Грузии
Сколько людей носят имя Астана в Казахстане
Резкий рост травматизма в результате ДТП зафиксировали в Казахстане
Глава государства провел заседание Совбеза
«Астана» не смогла уйти в отрыв
День столицы: традиционный конкурс силачей «Толағай» пройдет в Астане
3,8 млрд тенге выделило Правительство на теплосети Павлодара и Экибастуза
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане

Читайте также

Башни Нотр-Дама снова откроют для туристов
Концерт ко Дню домбры прошел в столичном амфитеатре
Sadraddin и Рухия Байдукенова представили Казахстан на фест…
На кинофестивале стран ШОС представили казахстанские фильмы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]