Музыкальный язык казахского народа

218
Беседовал Илья Пащенко

О значении домбры для духовной культуры рассказывает кюйши, композитор, заслуженный деятель Казахстана Жангали Жузбай

фото из архива Жангали Жузбая

В каком возрасте Вы впервые взяли в руки домбру? Как музыкальное искусство стало делом Вашей жизни?

– Как и многим детям моего поколения, мелодии домбры знакомы с самых ранних лет. Уже тогда она покорила меня своим неповторимым звучанием. Виртуозное исполнение кюев, услышанных в детстве, подтолкнуло к тому, что в конце концов я и сам взял в руки домбру. Конечно, тогда только из интереса, профессиональным кюйши становиться я не собирался. Но в старших классах всерьез увлекся домброй и понял, что это на всю жизнь.

Встал вопрос: где получать музыкальное образование? 18 января 1977 года Совет министров Казахской ССР постановил образовать Джезказганское музыкальное училище, базой для которого послужило музыкальное отделение расположенного в Никольском культпросветучилища. Туда я и поступил. В 1985 году, окончив училище, продолжил образование на факультете народных инструментов Алматинской государственной консерватории. Так я и стал профессиональным кюйши.

Кто был Вашим непосредственным учителем? Чьи традиции оказали влияние на Ваш творчес­кий стиль?

– Прежде всего – мой отец Алимхан и его брат Сеитхан. Они были выдающимися кюйши, которым довелось видеть и слышать знаменитого композитора, ученика Ыкыласа и основателя Кара­тауской школы кюев Сугира Алиулы, заложившего основы новых музыкальных традиций и направлений. Мой отец и дядя сохранили и передали мне многое из сочиненного Сугиром. Их даже называли последними аутентичными исполнителями казахских кюев. Всю жизнь я брал пример с них.

Также на развитие моего стиля оказало значительное влияние творчество народных кюйши Толегена Момбекова и Генерала Аскарова. Толеген Момбеков – один из лучших исполнителей шертпе-кюев, удостоенный звания заслуженного работника культуры Казахской ССР. Его самое известное произведение – кюй «Салтанат» – популярно в народе до сих пор. А Генерал Аскаров знаменит как исполнитель эпических поэм, благодаря ему новое звучание приобрели произведения Таттимбета, Ыкыласа, Сугира и Жаппаса.

Прекрасной была игра Магауи Хамзина, народного артиста Казахской ССР, впервые исполнившего на домбре произведения классиков – Моцарта, Брамса и Рахманинова. Учился я и у таких выдающихся композиторов, как Даулетбек Садвакасов и Орал Исатаев. Каждый из них внес свой определенный вклад в формирование меня как композитора, придал импульс моему творчеству, дал мне знания, которые я теперь передаю своим ученикам.

– Вы являетесь представителем Аркинской домбровой школы. Расскажите, пожалуйста, о наиболее характерных особенностях.

– История Аркинской домбровой школы неразрывно связана с именем Таттимбета, творческую манеру которого отличают два основных приема: алма-кезек, суть которого заклю­чается в поочередной игре на струнах и длительном звучании одной струны. Мастерски используя эти приемы, Таттимбет фактически обновил технику исполнения шертпе кюев.

Увы, долгое время его наследие рассмат­ривалось в отрыве от произведений его прямых последователей, то есть вопрос о школе, которую, как известно, определяют общие творчес­кие принципы ее представителей, музыковедами даже не ставился. А ведь традиции Таттимбета не только продолжали, но и приумножали, поднимали на новую высоту такие видные композиторы, как Тока, Абди, Сембек, Кыздарбек, Жаксылык Омашев, Уали Бекенов, Апике Абенова.

Вообще же Аркинская домбровая школа тяготеет к созданию проникновенных психологических зарисовок, способных передать слушателям те чувства, что зашифрованы в их звучании.

– Домбру называют душой казахского народа и зеркалом бытия нации. В чем, на Ваш взгляд, заклю­чается сакральное значение домбры?

– Я считаю, что мелодии домбры – это исторически сформировавшийся музыкальный язык казахского народа. Все важнейшие события в жизни страны, начиная с эпохи Золотой Орды и заканчивая сегодняшним днем, отражены в кюях. Мне кажется, в будущем ученые смогут расшифровать эти уникальные произведения, и тогда им откроется такая информация, которую мы с вами даже представить не можем.

Сакральное значение домбры для меня определяется ее неповторимым тембром и звуковым окрасом. Добиться подлинного звучания домбры можно только при соблюдении техник традиционного исполнения. Задача дня сегодняшнего – сохранить богатое наследие казахских кюев, которое должно стать неотъемлемой частью культурной жизни каждого казахстанца.

– Как часто в повседневной жизни Вы играете на домбре? Произведения каких композиторов наиболее любимы?

– Вся моя жизнь принадлежит искусству, поэтому на домбре я играю каждый день. Связано это и с моей преподавательской деятельностью, и непосредственно с работой композитора. Я люблю все традиционные кюи, большой интерес вызывают также новые кюи, созданные молодыми композиторами, которые достойно продолжают традиции своих выдающихся предшественников.

Кюй нужно исполнять так, будто мелодия – это твоя речь. В этом отношении, разумеется, мне ближе всего кюи Таттимбета и Сугира – вершины казахской музыки.

– Шесть лет назад был учрежден Национальный день домбры. Повысился ли за это время интерес к национальным музыкальным инс­трументам? Каковы перспективы развития домбрового искусства?

– Когда праздник кюя приобрел национальный статус, общественный интерес к домбре получил новый импульс. Возобновилась работа кружков, в профессиональных учреждениях активизировалась исследовательская работа. В том числе не могу не отметить, что должное освещение получила тема истории Аркинской домбровой школы, впервые за долгое время рассматриваемая во всей полноте. В репертуар многих музыкальных коллективов включаются классические и современные кюи, всегда находящие отклик у слушателя. Все это свидетельствует об активном современном развитии искусства игры на домбре.

 

Популярное

Все
Еще 51 дом сдали в Петропавловске для пострадавших от паводка
Сломалась управа на лихачей
Такой опасный каракурт
Город мира, будущего и красивых фотографий
Очередные субботники прошли в регионе в рамках акции «Таза Қазақстан»
Рекордсмену ЕНТ вручили подарки
Музыка нас связала
Так звучит душа
Музыкальный язык казахского народа
Более 2,5 тысячи казахских народных инструментов изготовил Оспанхан Мусаев
Некоторые музыкальные инструменты стоят десятки и даже сотни тысяч долларов
Творчество под звуки домбры
Победа Марка Кавендиша – победа Astana Qazaqstan Team
Сформирован состав сборной для участия в летней Олимпиаде
Состязание юных домбристов стало праздникомм
Назад в 1998-й: праздник глазами «Казправды»
«Астана молода, но уже состоялась, как и молодежь, которая в ней живет…»
Ситуация меняется в лучшую сторону
Медицинская наука расширяет возможности
Путешествуйте внутри страны!
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Первая партия казахстанской говядины отправлена в Китай
Журналисты получили ключи от квартир
В эти дни 70-летие отмечает известный режиссер Сергей Азимов
Глава СКР Бастрыкин предложил вернуть в РФ смертную казнь
Лучших в профессии отметили наградами
Будем беречь природу!
Работники СМИ получили квартиры от имени главы государства
Заблудившегося в горах британца спасли кинологи МЧС
Wimbledon: ни один представитель Казахстана не прошел квалификацию
Столица – главный драйвер по привлечению инвестиций
Иран предлагает Казахстану сотрудничество в строительстве терминала в порту Бендер-Аббас
Водителя оштрафовали за принудительную высадку подростка из маршрутки в Павлодаре
Минтранспорта принес извинения в связи с задержками авиарейсов
99-летие отметила ветеран войны из Алматы
Российские дзюдоисты отказались от участия в Олимпиаде
Автоматы Калашникова, пистолеты и ружья изъяли у жителя Актобе
Доллар взлетел до максимума за 8 месяцев
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Преодоление. Пять лет созидания
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Студенты Satbayev University стали победителями республиканского конкурса
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Судебное реформирование: реалии и перспективы
За плечами талантливого хирурга Орала Оспанова десятки тысяч успешных операций
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
Большую зачистку «мертвых душ» провели  в Костанайской области
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
Двадцать членов ОПГ доставили в полицию
Казахстан примет участие в саммите животноводства во Франции в качестве почетного гостя
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
Дело Бишимбаева: астанчанку подозревают в присвоении 100 млн тенге

Читайте также

Жизнь на пуантах: прима-балерина рассказала о профессии и с…
Почти сто лет в музее хранится сабля Кенесары-хана
Казахстанский фильм «Талақ» («Развод») Данияра Саламата удо…
Отечественные кинематографисты намерены снимать ко-продукци…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]