Незвездная жизнь Кызыл Жулдыза

4877
Раушан Утеулина, Акмолинская область

Под боком у областного центра есть населенный пункт, куда не ходят рейсовые автобусы. А еще тут нет питьевой воды – раз в неделю сельчанам ее привозят из расчета по 400 литров на семью.

коллаж Павла Цедилина, фото автора

…Ранним утром по пустынной дороге в село Кызыл Жулдыз навстречу нам торопливо шла девушка. Ею оказалась жительница села Анастасия Доронина. Работает Настя продавцом в одном из кокшетауских магазинов. В тот день ей не удалось найти попутную машину, поэтому направлялась она в соседнее село Красный Яр, чтобы уже оттуда на автобусе добраться до Кокшетау. Вечером этот путь ей предстояло повторить уже в обратную сторону.

– Автобус в село не ходит уже года два, поэтому добираемся как можем, – говорит Настя.

– А зимой как?

– Так же, – ответила девушка и, простившись, заторопилась дальше. Дорога ей предстояла неблизкая.

Маленькое, в 20 домов, село Кызыл Жулдыз расположено в четырех километрах от центра сельского округа – села Красный Яр, которое, в свою очередь, административно подчиняется Кокшетау. Однако от этого сельчанам не легче. Судите сами: два последних года сюда вообще не ходит рейсовый автобус, воду привозят раз в неделю, весной сельчан и вовсе отрезает от мира, поскольку насыпной мост через речку Шагалалы остается под водой. То есть глухая деревня в нескольких километрах от областного центра – это, увы, данность.

Чтобы попасть из Кокшетау в Кызыл Жулдыз, нужно проехать через довольно крупное (бывший районный центр) село Красный Яр. Здесь жизнь динамична, поселок благоустраивается и хорошеет: дороги асфальтированы, улицы освещенные, вдоль некоторых из них даже проложен тротуар, всюду добротные особняки, магазины... Имеется три школы, Высший агротехнический колледж, есть небольшие действующие предприятия…

Дорога, ведущая в Кызыл Жулдыз, тоже не показалась разбитой, как можно было бы себе представить. Однако вопрос по поводу отсутствия регулярного автобусного сообщения отпал сам собой, едва мы подъехали к насыпному мосту через пересекающую путь речушку. Узкий, ничем не огражденный, он доверия не внушал.

Мост построили в 2010 году, в бытность акима сельского округа Базарбая Абуова. По его словам, средств на капитальное водопропускное сооружение не хватало, поэтому деньги на его постройку добавил местный предприниматель Абай Кусаинов.

Мост, хоть и не капитальный, все же соответствовал требуемым параметрам: семь метров шириной, с барьерными ограждениями, автобус в Кызыл Жулдыз начал ходить. Но со временем повышающийся уровень паводковых вод его все-таки разрушил, поэтому сегодня кокшетауские автоперевозчики не рискуют отправлять сюда автобусы. Как сообщили нам в акимате сельского округа, ТОО «Автобусный парк» города Кокшетау отказывает в продолжении маршрута автобуса № 12 до села Кызыл Жулдыз в том числе и из-за отсутствия на дороге асфальтобетонного покрытия.

 

Местный общественный активист Жастлек Рамазанов рассказал, что их проблемы с отсутствием воды, транспортного сообщения, нормального моста через реку длятся годами. Это летом речушка практически пересыхает, выглядит безобидной, а весной, бывает, так разольется, что мост уходит под воду. Параллельно, но намного выше, виднеются фермы моста железнодорожного. Люди в половодье, рискуя быть оштрафованными, или еще хуже, подвергая опасности свои жизни, переходят на другую сторону по нему…

– Взрослых разок-другой оштрафуют, так они на тот мост более ни ногой, – сетует Жастлек-ага, – но за мальчишками разве уследишь? Бегают, когда им нужно, по железнодорожному мосту.

По поводу моста из акимата сельского округа нам ответили, что конкурс на проведение ремонтных работ по расширению участка дороги (в том числе и приведению насыпного моста в соответствие с нормативами по ширине, ограждению) объявлен, определена подрядная организация, которая в ближайшее время приступит к работе.

Аксакал переехал в это село одиннадцать лет назад, и сколько себя здесь помнит, люди пользуются привозной водой. Но тогда живительную влагу возили дважды в неделю, а сейчас почему-то только один раз. Возле каждого дома стоят алюминиевые, железные или пластиковые баки, которые водитель водовоза из «Кокшетау су арнасы» наполняет питьевой водой. За неделю хранения даже в закрытой посуде она приобретает зеленоватый цвет и неприятный привкус…

Те, кто может себе позволить, бурят во дворах скважины. Это единственная возможность как-то организовать автономное водоснабжение. Но дело это и хлопотное, и дорогостоящее, к тому же вода совершенно непригодна ни для питья, ни даже для полива огородов – слишком соленая.

У соседей Жастлека-ага – Багаповых – скважина появилась недавно. По словам Ирины Багаповой, с 18-метровой глубины пошла вода. Живут они здесь с мужем из-за его 92-летней матери, которая никуда переезжать не хочет. Дети давно зовут всех в город. Багаповым, конечно, есть куда и к кому переехать. Но такая возможность имеется не у всех жителей этого маленького села. Многим и некуда, и не на что.

Дочь ветерана труда Людмилы Шмик Алена также живет в селе с пожилой матерью уже несколько лет.

– И моя мама не хочет слышать о переезде. Живет она в этом селе уже 56 лет, настолько прикипела душой, что не уезжает, несмотря на отсутствие питьевой воды. У нас своя скважина, соседи – многодетная семья – набирают для стирки, других бытовых нужд, – делится она.

Не удержавшись, попросили разрешения сфотографировать их маленький, но такой славный дворик, который они с матерью стараются содержать в чистоте и уюте.

Похоже, жителям села так и будут пока привозить питьевую воду раз в неделю, поскольку у «Кокшетау су арнасы» имеется только один водовоз, да и тот технически изношен. «При обновлении автопарка предприятия будет рассмотрен вопрос увеличения рейсов подвоза воды в село Кызыл Жулдыз», – получили ответ на свой запрос в акимате Красноярского сельского округа. Но хорошая новость в том, что отделом строительства Кокшетау разрабатывается ПСД по строительству сетей водоснабжения в селах Элита, «Автобаза», Чайкино и Кызыл Жулдыз, срок завершения подготовки проектно-сметных документов запланирован на октябрь текущего года.

По словам руководителя управления энергетики и ЖКХ по Акмолинской области Данияра Куанышбаева, в настоящее время разрабатывается проект по установке в других малочисленных населенных пунктах области пунктов очистки и раздачи воды. Кстати, согласно плану таких пунктов по области к 2025 году будет оборудовано около ста.

Правда, в Кызыл Жулдыз ходит школьный автобус – здесь учатся шесть учеников. Даже две многодетные семьи живут. Зимой бывает сложнее, не расчистят сразу после обильного снегопада или бурана дорогу – из деревни никто, в том числе и школьники, никуда выехать не может. Так же и во время половодья. Надо делать большой крюк в объезд. В такие дни ни скорая сюда быстро не доберется, ни пожарные…

– Зимой я еще и диспетчером на общественных началах становлюсь. Чуть метель задует или снег пойдет, утро мое начинается со звонков в акимат сельского округа. Спасибо, дорогу расчищают, но иногда приходится и голос повысить, – сетует аксакал.

Постоянно живут в селе около сорока человек, домов жилых около двадцати. По словам аксакала Рамазанова, очень надеются сельчане, что проляжет в сторону их аула трасса от нового динамично растущего городского микрорайона «Сарыарка».

Оказывается, напрямки городская черта лежит от них в четырех-пяти километрах. Как планируется, новая кольцевая дорога обогнет озеро Копа с другой, противоположной стороны Кокшетау. Тогда сельским жителям станет намного легче добираться, ведь по хорошей дороге непременно пойдут маршрутные автобусы, рассуждают они. Об этом неоднократно говорили на встречах и сходах городские руководители разного ранга.

В этом году, по информации акимата сельского округа, проведено грейдирование 5,2 км дороги на Кызыл Жулдыз. Но сейчас эту самую дорогу, на обустройство которой выделены немалые средства, разбивают снующие по ней КамАЗы. Возят песок и гравий в город из близлежащего карьера...

Жастлек Рамазанов сетует: ведущая в их село более или менее приличная сейчас трасса снова может начать зиять рытвинами, по которым потом редко какой водитель рискнет проехать...

Судя по всему, мелкие населенные пункты вроде села Кызыл Жулдыз нигде особо не упоминаются. Оно и понятно: неперспективные. Тем не менее народ сюда едет: кто-то из кокшетаусцев, выкупив участок, дачу решил построить, в доме по соседству тоже ремонт основательный ведется.

– Семья молодая обустраивается, – поясняет сельчанка Сауле Хворостенко, – это мой племенник с женой. Решили жить здесь. В городе квартиру молодым не купить.

Недавно, 13 августа, в Красноярском сельском округе состоялись выборы акима. Жители Кызыл Жулдыза ожидают приезда к ним новоизбранного главы поселения. Надеются люди и на власть, и на государство. Точнее, пока еще надеются...

Популярное

Все
Дипломатия в цифровую эпоху
В Мангистау построят парогазовую установку
В Конаеве в разгаре строительный сезон
Скульптура с трехэтажный дом появилась в Алматы
Технологический прорыв в производстве селена
Угледобывающая компания «Богатырь Комир» занизила КПН на 777 млн тенге
Любовь вопреки закону
Касым-Жомарту Токаеву представили казахстанские IT-решения
Гол Дастана и шанс «Кайрата»
На страже безопасности животноводства и общественного здоровья
ПСЖ разгромил «Реал» и вышел в финал клубного ЧМ по футболу
Новая творческая площадка
Токаев ответил Трампу на письмо по поводу пошлин на казахстанские товары
Число жертв наводнений в Техасе продолжает расти
Регион с индустриальным сердцем
Вода – бесценный стратегический ресурс
Сегодня - День ветеринарного работника
Астана на несколько дней превратилась в центр гик-культуры
Две медали завоевали на чемпионате Азии казахстанские тяжелоатлеты
Повышать правовую грамотность
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Мощный лесной пожар разгорелся в Турции
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
ЕС к 2040 году планирует сократить выбросы CO2 на 90%
Экс-главу «Казселезащиты» осудили на 12 лет
Назначен директор новой Службы КНБ
Названы первые победители этапа Кубка Казахстана по таеквондо в Алматы
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Сколько людей носят имя Астана в Казахстане
Что важно знать при изучении языка Абая?
Президент поздравил казахстанцев с Национальным днем домбры
Побережье лечебного озера очистили от мусора в области Абай
Молодежная дружба в рамках содружества
Глава государства принял Премьер-министра Олжаса Бектенова
Форсайт Академии наук
Новый завод заработал в Улытау
В АФМ рассказали, за что взяли под стражу бывшего вице-министра труда
Более 260 тысяч казахстанцев прошли онлайн-обучение на Skills Enbek
Форвард «Ливерпуля» Диогу Жота погиб в автокатастрофе
Талгата Татубаева задержали по подозрению в пытках
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане

Читайте также

Аудит проверил стройку
Песочницы за два миллиарда
У коммунальщиков – свой светофор
«Холодное сердце» Мангистау

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]