Станет ли Алматы всесезонным городом для туристов?

1286
Людмила Макаренко
Обозреватель Алматинского корпункта

«Зимний» турист в Алматы сильно отличается от своего «летнего» собрата: он бодр, сконцент­рирован и, как правило, хорошо экипирован. В современном городском ЖК, где мне довелось встречать 2025 год и где большая часть жилья постоянно сдается в наем, каждое раннее новогоднее утро начиналось одинаково. В чис­ле первых в полусонном дворе появлялись лыжники: шумной молодежной компанией, компакт­ной семьей, а последним такси забирало одинокого мужчину в ярком горнолыжном костюме.

фото Юрия Беккера

Зима – не лето

В некоторых международных справочниках январь в Алматинском туристическом кластере называют межсезоньем. Странное, конечно, определение, если пересчитать все доступные в холодные месяцы курортные, спортивные, досуговые и просто красивые дестинации. Даже без учета абсолютных алматинских хитов – горнолыжного курорта «Шымбулак» и высокогорного катка «Медеу». Хотя именно здесь этот сезон начался тревожными новостями.

В декабре на Шымбулаке внедри­ли новую ценовую прак­тику. Стоимость скипасса (одноднев­ного абонемента на лыжные катания и пользование канатной дорогой с подъемниками) выросла сразу до 17 500 тенге, до этого она держалась на 7 600 тенге в будние дни и 11 400 тенге – в выходные. Подорожала канатка и для пеших туристов – тех, что поднимаются на высоту больше двух тысяч метров ради чистого воздуха и горных красот.

Собственник курорта объяснял такой рывок цен в общем-то обы­денными вещами: его обслуживание и содержание постоянно дорожает. Но вместе с тем прозвучали аргументы, которые как бы не принято проговаривать вслух: Шымбулак давно не справляется с нагрузками на свою инфраструктуру. Количество посещений за несколько последних лет здесь выросло до 1,5 млн в год, а это в три раза превышает его пропускную способность. Как результат – толчея на небольшой площадке базовой станции, травматизм на лыжных трассах, износ оборудования, нехватка сервисов.

Удорожание билетов – незатейливый способ ограничить доступ некоторой части публики к главной природной святыне Алматы. Но лучший ли это способ?

За что боролись…

Административные отчеты последних лет о развитии туриндустрии в мегаполисе частенько сопровождаются определе­нием «рекордный». В прошлом году Алматы принял рекордные два миллиона туристов, из них 600 тысяч зарубежных. Правда, в сравнение берутся прежние достижения самого же Алматы, а не какой-нибудь успешной мировой туристической столицы.
Но в любом случае заслуги городского акимата, профильных ведомств и учреждений в продвижении имид­жа мегаполиса и налаживании инфраструктуры гостеприимства неоспоримы.

Вот только яркий пример с «перебором» на Шымбулаке так или иначе отсвечивает в других отраслях турбизнеса, где рекорды перерастают в пробле­мы, совсем как в известной поговорке: «За что боролись, на то и напоролись».

«В городе не хватает 30 тысяч гостиничных номеров, многие гостиницы заполнены на 95% и больше… Гостиничный фонд, который есть, сформировался в прежние годы, и ничего с того времени не делалось», – сообщил на пресс-конференции по итогам 2024 года аким Алматы Ерболат Досаев.

И это не все. Из 366 алматинских гостиниц только 22 аттестованы на «четыре» и «пять» звезд. Трех- и двухзвездочные отели часто критикуют за недостаточный уровень сервиса. Кроме того, остается сегмент гостиниц «без категории», к которым в принципе сложно предъявить требования в рамках международных стандартов.

Удачное, по мнению алматинского градоначальника, решение вопроса недостаточности гостиничной инфраструктуры возник­ло, можно сказать, от нужды. В прошлом году по распоряжению акимата до утверждения нового градостроительного регламента объявлялся мораторий на точечную застройку, что привело в беспокойство девелоперов.

«Сначала мне говорили, что все встанет. Но многие компании, которые хотели строить многоквартирные ЖК, сегодня пришли с идеями строить гостиницы, общежития. Они просто поменяли свои бизнес-планы и строят то, что необходимо городу», – отметил Ерболат Досаев.

Делает свое дело и инвестиционная привлекательность в сфере туризма, которая растет как раз вместе с турпотоком. Благодаря частным инвестициям в прошлом году в Алматы открылись 35 новых объектов размещения: небольших гостиниц, глэмпингов, хостелов, гостевых домов. Дальнейшие планы – еще 30 новых проектов гостиничной сети. Но сроки их исполнения – не раньше 2027 года.

Хата с краю

Разумеется, гости Алматы, которым недостает уютных гостиничных номеров и даже простеньких хостелов, не ночуют на скамейках в парках и на вокзалах. Их охотно принимает частный сектор. Сегмент арендного жилья в крупнейшем городе страны – отдельное и весьма интересное явление. Но почему это не самая лучшая составляющая туристической политики, попробую рассказать на личном опыте.

В прошлом году случилось принимать свой поток туристов из России, Швейцарии, Израиля и даже Ирана. Выбор всякий раз останавливался на съемном жилье. Автономная жизнь с собственной кухней и всем набором бытовых гаджетов (к тому же дешевле, чем по среднему чеку в гостинице) – несомненный плюс. Недостатки обнаруживались уже на этапе переговоров с арендодателем.

Одному не хотелось, чтобы пос­тояльцем был одинокий мужчина, другой начинал пересматривать прейскурант, стоило узнать, что гостями будут иностранцы, третий настойчиво просил не пользоваться ароматными масла­ми (был у него нехороший опыт). Дальше – больше. Смотрительница одной из квартир пыталась урезать депозит, обнаружив пятна на полотенце, в другом доме так и не дождались починки канализации, в третьем – остались без новогоднего телешоу по причине неисправного Интернета.

Наверное, все это житейские мелочи, но их стоило упомянуть ради простого вывода: частный гостевой бизнес очень неловко входит в профессиональную туристическую индустрию, не желая принимать ее нормы и правила. И покуда он не поддается регулированию, альтернативой остается только качественный классический отельный сервис.

А вообще участниками турис­тического рынка вольно или невольно становятся едва ли не все местные жители большого города. Приезжие иностранцы, конечно же, запомнят прекрасный чистый город, красочные пейзажи, национальный колорит, великолепную кухню и искренних, гостеприимных людей. Если эти впечатления не перебьет что-то более сильное.

Испанский стыд

Репутация – штука сложная и уязвимая. Когда в Сети всплывает очередная история про таксиста, обманувшего несведущего путешественника, начинает казаться, что миллиардные средства на продвижение туристического имиджа Казахстана могли быть использованы и в другом направлении, ведь учиться жить в цент­ре привлечения иностранных гостей тоже нужно.

Тема общественных туалетов в Алматы давно набила оскомину. Их не хватает, а существующие либо вечно закрыты, либо плохо содержатся, либо принимают за плату. Опять же, припоминая опыт зарубежных поездок, могу сказать: нет такой проблемы нигде. В туалет можно зайти в кафе, музее, любом присутственном месте без каких-либо обязательств со своей стороны, просто потому что нужно. Для отечественного сервиса это пока невзятая высота.

Другие детали, с которыми местные давно свыклись, туристу режут глаз. Ценники на товарах – это не только о доверительных отношениях продавца и покупателя, но и в целом о культуре важнейшей для туризма отрасли. Но, увы, в маленьких магазинах и на рынках этой малостью по-прежнему пренебрегают.

Непредвиденные сложности поджидают туристов в общественном транспорте, полностью перешедшем на диджитал-сервисы оплаты проезда, в организации турпоездок в окрестностях города и в целом с транспортной доступностью многих интересных локаций. Подобных «мелочей» наберется немало. Все они как раз и формируются в общее впечатление о «принимающей стороне».

Дорогой бренд

Зарубежных туристов продолжают горячо зазывать в Алматы, несмотря на проблемы, которые признают и сами власти. В прошлом году на продвижение туристического бренда на меж­дународном и внутреннем рынках местный бюджет потратил больше двух миллиардов тенге. Но вложения эти считаются возвратными, их ждут уже с новыми гостями мегаполиса.

Перспективы у таких планов есть, пока Алматы пользуется своим конкурентным преимуществом всесезонного города для путешествий. Главный акиматовский пиарщик – Almaty Tourism Bureau – продвигает мегаполис как уникальную туристическую дестинацию по пяти направлениям: горы, природные пейзажи, городская атмосфера, гастрономия и культурное наследие, которые хорошо «продаются» в любое время года.

Не менее убедительно выглядит тренд на развитие зимнего туризма в Алматы. Главные его культурные и исторические объекты – музеи, театры, парки, знаменитый Зеленый рынок и Кок-Тобе – остаются популярными в любое время года. Турагентства не останавливают программы выходного дня в холодный период, так что иностранцам и зимой доступны достопримечательности вблизи мегаполиса: Боралдайские курганы, музей Золотого человека, озеро Иссык, Чарынский каньон, Кольсай и Кайынды, нацпарк «Алтын-Эмель» и памятник наскального искусства Танбалы. Свою лепту в организованный зимний досуг вносят базы отдыха, кемпинговые дачи, санатории и горные лагеря.

Что же касается главной жемчужины Алматы – Шымбулака, первым пострадавшим от турис­тического бума, то решение для его затруднительного положения предлагалось еще несколько лет назад. Алматинский горный кластер мог бы соединить несколько соседних ущелий с уже существующими горнолыжными курортами в одну турзону с новой современной туристической инфраструктурой и увеличенной протяженностью лыжных трасс и пешеходных маршрутов. К идее вернулись осенью прошлого года на саммите Евразийского альянса горных курортов. И, как утверждают инициаторы, есть желающие этот проект инвестировать. Но сроки начала и окончания многообещающего объединения пока не названы.

Популярное

Все
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
На Землю падает советская межпланетная станция «Космос-482»
В Астане за нахождение вне жилища после 23.00 задержано более тысячи несовершеннолетних
Актау станет международным курортом
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
80 лет подвигу Рахимжана Кошкарбаева
Школьники реконструировали историю освобождения концлагеря
Американец в течение 18 лет вкалывал себе яд змей
Полевые работы в интерьере проблем
Где можно будет увидеть военный парад 7 мая
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Всегда на линии огня
На острие волны – соломенные тюки
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
Промышленные роботы ускорят автосборку
Пылят, грохочут, загрязняют реки…
В Астане презентовали 10-томное собрание трудов Каныша Сатпаева
Не прошедшие модернизацию рынки Алматы будут закрыты с 2026 года
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Концерт Дженифер Лопес в Астане – стоимость и правила продажи билетов
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Казахстан в ЕАЭС: достижения и ожидания
Боевой путь пулеметчика
Потребителей приучат к бережливости
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»

Читайте также

Kids Go Free: где отдохнуть на школьных каникулах
Китайские туристы предпочитают встречать в Казахстане майск…
Как обезопасить себя в путешествии?
Актау станет международным курортом

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]