– Когда начинаешь вникать в суть любой распродажи, возникает стойкое ощущение, что слово «скидка» происходит от слова «кинуть», – пошутила соседка, читая объявление о «тотальной» распродаже шуб по смешным ценам.
Купить, повинуясь внутреннему порыву и слепой вере в рекламные обещания, и разочароваться в покупке. Кому это не знакомо? «Проколы» множатся, раздражение копится, протест против напора рекламы нарастает.
Какие только благоприятные условия нам не расписывают операторы колл-центров, звонящие с предложениями «только для вас»! Мы знаем, какие привлекательные проценты могут пообещать в банке, «забыв» предупредить о том, например, что обслуживание новой впариваемой карточки будет платным.
Думаю, вряд ли найдется хоть один телеканал, на котором бы не было передачи, посвященной качеству продуктов и товаров, да и у нас в «Казахстанской правде» полоса «Потребитель» – одна из самых актуальных. Практически каждая такая программа развенчивает миф относительно того или иного продукта. И выясняется, что какой-нибудь «творог, как у бабушки» вообще не содержит натуральных молочных продуктов, а банка «натуральной» тушенки на 90% состоит из жил и жира.
Пусть постепенно, но мы сдвигаем с носа розовые очки и начинаем бунтовать против обогащения за наш счет. И надо признаться, что недоверие к «торгашам» отнюдь не беспочвенное. Классика жанра – вырезка с довеском из костей, недовес в пакетах с крупой или сахаром, отсутствие одного яйца в так называемом десятке, вчерашние салаты, выдаваемые за свежие, перебитые ценники на скоропортящихся продуктах... Это казалось почти незаметным, но теперь покупатели такого обмана не прощают.
Многие хорошо помнят время, когда наличие в магазинах товара само по себе считалось благом. Культура потребления была на нуле. Никому и в голову не приходило смотреть на состав продукта перед покупкой. Импульс покупателя был векторным и острым. Главное – купить. Затем к ажитации покупателей присоединилась реклама. И как было не купить порошок, отстирывающий «до самой глубины волокон», или шампунь, делающий волосы «до трех раз сильнее»?! Теперь наступила «откатная» волна.
– Нет, не куплю, потому что мне это не нужно! – слышишь все чаще. Мы начинаем использовать «отзеркаленную» тактику маркетологов. Те стремятся получить максимальную выгоду, продавая товары. А покупатель чем хуже?
Когда в наших магазинах начали появляться разного рода «товары дня», то есть товары со скидками, маркетологи полагали, что вместе с товарами по сниженной цене они смогут «задвигать» с десяток иных. Причем по завышенной цене. Снизили цену, например, на манты, а рядом с ними расположили дорогущие соусы. Это срабатывало, но появились покупатели, которые берут только акционные товары и не ведутся на рекламу.
Мы слишком долго жили в плену обаяния рекламных кампаний, подмены качественных товаров некачественными. В магазинах появились «творожный продукт» и «спред», а еще недавно первое продавалось под названием «творог» и по цене творога, а второе нагло называлось маслом. Сейчас за этим следят. Но самое главное – сами покупатели требуют достойного отношения к себе.
Мы перестаем быть наивными – это главное. Уходит время, когда покупать заставляла красивая упаковка. Да, мы пока покупаем больше, чем нужно. Мы не стали экономистами, совершаем ошибки, но научились мониторить цены и учимся новой этике потребления. Призыв «купи!», к счастью, уже не парализует нашу волю и не затуманивает сознание.