​Транзитные мосты Евразии

1388
Игорь Прохоров

Сама география отвела Казахстану роль транзитного моста между Европой и Азией. С древних времен по нашей территории проходил Великий шелковый путь. И этот торговый маршрут зачах не потому, что стал менее востребован. Его перерезали стальными ножницами геополитики, хаосом войн, революций и в конечном итоге перегородили непроходимым железным занавесом СССР. Поэтому в условиях независимости Нурсултан Назарбаев приложил все силы, чтобы возродить былую славу Шелкового пути, поскольку это один из важнейших факторов конкурентоспособности. И если на первых порах Казахстан решал преимущественно внутренние вопросы логистики, то впоследствии стал более тесно кооперироваться с соседями.

Вот и на прошедшей в Туркменистане III Консультативной встрече глав государств Цент­ральной Азии рефреном звучали вопросы развития транспортной системы региона. В частности, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил соз­дать единую товаропроводящую систему, интегрированную в транспортные коридоры Цент­ральной Азии.

– Перед государствами Цент­ральной Азии стоит задача скоординировать усилия в области логистики, – говорит старший научный сотрудник КИСИ при Президенте РК Бекжан Садыков.

По его словам, достигнутые соглашения по итогам консультативной встречи глав государств Центральной Азии – прагматичный шаг в деле укрепления и развития отношений между странами региона.

В перспективе это позволит обеспечить устойчивость экономических систем стран, сог­ласованность стратегических национальных программ с учетом Целей устойчивого развития ООН и общих вызовов, стоящих перед всеми государствами региона.

Вместе с тем предстоит решить проблемные аспекты развития перспективных и действующих международных транспортных коридоров с целью повышения их эффективности.

Это послужит отличной предпосылкой для сопряжения интегрированной транспортной инфраструктуры Центральной Азии с другими стержневыми коридорами на пересечении Север – Юг и Восток – Запад.

Основная выгода в этом воп­росе состоит в наращивании экспортных показателей странами региона и увеличении положительного торгового баланса. По оценкам Всемирного банка, это увеличит ВВП стран региона на 15%.

Как отмечает Бекжан Садыков, для достижения подобных показателей странам предстоит уделить особое внимание созданию соответствующей приграничной логистической инфраструктуры, включая развитие торгово-производственных площадок и логистических центров.

Особую роль в этом вопросе играют трансграничная кооперация в стратегических отраслях экономики и последовательное увеличение пропускной способности портовых городов в Кас­пийском море.

Так, к примеру, развитие Транс­каспийского международного транспортного маршрута требует участия всех стран региона, в том числе и в рамках международных соглашений с третьими сторонами.

В целях увеличения грузопотока на ТМТМ в феврале 2014 года был создан Координационный комитет. Результатом согласованной работы его участников стали развитие контейнерных перевозок, льготные тарифы на перевозку мазута, газойля, зерна.

В декабре 2016 года участники Координационного комитета по развитию – Казахстан, Азербайд­жан, Грузия – приняли решение о создании международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут».

Необходимо особо отметить, что значительная часть грузопотока ТМТМ представлена широким спектром казахстанского экспорта, а именно продуктами нефтехимии, черными и цветными металлами, углем, ферросплавами, зерновыми, масличными, бобовыми культурами и многими другими видами грузов.

Одновременно на маршруте ТМТМ продвигаются услуги по контейнерной транспортировке грузов из Китая и стран Цент­ральной Азии в сторону запада – в страны Европы, Африки – и в обратном направлении.

– Укрепление потенциала транс­континентального марш­рута Китай – Европа – Китай является наиболее перспективным направлением для межгосударственного сотрудничества стран Центральной Азии, – говорит эксперт ИМЭП Лидия Пархомчик.

Так, по ее данным, в настоящее время наиболее подготовленным с организационной точки зрения маршрутом по доставке китайских товаров в европейском направлении остается именно ТМТМ.

– Как справедливо отметил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, за последние три года поток контейнеров по транскаспийским маршрутам вырос более чем в 13 раз, – говорит Лидия Пархомчик. – На сегодняшний момент среди стран Центральной Азии помимо Казахстана участником мультимодального маршрута ТМТМ является Узбекистан. Первые транзитные поставки грузов из порта Актау в направлении Ташкента по коридору ТМТМ были отправлены в мае 2019 года.

В 2020 году по казахстанскому участку ТМТМ было перевезено 8,1 тыс. контейнеров двадцатифутового эквивалента (ДФЭ). При этом грузооборот в рамках всего маршрута составил 21 тыс. ДФЭ.

Несмотря на пандемию COVID-2019, транзитные поставки по коридору на казахстанском участке продолжают расти.

За I полугодие 2021 года грузо­перевозки на маршруте ТМТМ составили 7,4 тыс. контейнеров, что больше аналогичного перио­да прошлого года в 2,3 раза.

Для того чтобы устранить «узкие» места и увеличить пропускную способность маршрута с 2023-го на нынешний год, перенесены начало строительства вторых путей и электрификация железнодорожного участка Дос­тык – Актогай – Мойынты. После завершения работ возможности транзита грузов по коридору возрастут в 5 раз.

На пограничном переходе Дос­тык, через который идут грузы сообщением Европа – Азия, начинается реализация проекта «Модернизация железнодорожного транспортного коридора Достык – Мойынты» по государственной программе инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020–2025 годы.

Со временем планируется провести расширение и модернизацию железнодорожной станции Достык: капитальный ремонт пути, строительство ряда объек­тов железнодорожной инфраструктуры, в том числе главных и приемоотправочных путей узкой и широкой колеи.

За счет привлечения частных инвестиций на станции будут построены 4 контейнерных терминала, также планируется провести реконструкцию существующих перегрузочных контейнерных терминалов.

Данные мероприятия позволят сократить время обработки при приеме и сдаче поездов, нарастить объем транзитных перевозок через территорию Казахстана.

Кроме того, запланированное строительство новой железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал между Казахстаном и Узбекистаном не только позволит разгрузить действующий пункт пропуска Сарыагаш, но и обеспечит дополнительные потоки центральноазиатских грузов для отправки в Европу.

Портовые мощности на Каспии готовятся к трансформации в крупнейший «контейнерный хаб». Так, к 2025 году ожидается, что потенциальные объемы контейнеропотока через морской порт Актау будут увеличены с 35 тыс. до 135 тыс. ДФЭ в год.

По словам Лидии Пархомчик, Глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев также неоднократно подчеркивал перспективность наращивания транзитного грузопотока в южном направлении.

Ключевую роль в этом процессе способен сыграть железнодорожный маршрут Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран (ККТИ).

ККТИ является самым быст­рым и коротким путем для дос­тавки грузов из Китая на рынки стран Персидского залива. Его общая протяженность примерно равна 10 тыс. км, железнодорожный состав преодолевает полный путь за две недели, и это вдвое быстрее, чем по морю. Железнодорожные перевозки в Казахстан по ККТИ – одно из важнейших направлений для логистики всего региона. Эксперты уверены, что железная дорога откроет дополнительные рыночные горизонты для Казахстана и поможет найти новых партнеров, к примеру, в Индии.

Поставка грузов по дороге Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран обходится значительно дешевле, нежели по другим путям. Магистраль, которая связывает 4 государства, играет важную роль как один из ключевых маршрутов возрождающегося в новом качестве Великого шелкового пути.

Важное значение имеет также дорога Китай – Казахстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран. На обоих маршрутах железнодорожные ведомства стран – участников маршрута сейчас устанавливают оптимальную сетку сквозных тарифов.

В прошлом году на Каспии также заработала новая контейнерная линия Актау – Энзели, через которую китайский транзит контейнеров составил порядка 6 тыс. ДФЭ. Таким образом, перспективы наращивания грузопотока к портам в Персидском заливе выглядят многообещающе.

Помимо этого Узбекистан продвигает проект строительства железной дороги Мазари – Шариф – Кабул – Пешавар, открываю­щий доступ на рынки Южной Азии, транзитные потоки через страны Центральной Азии могут быть организованы в самых различных направлениях.

Однако возможность строительства этой железной дороги будет зависеть от положения в Афганистане. До тех пор, пока ситуация в этой стране не стабилизируется, со строительством этой дороги придется повременить.

В среднесрочной перспективе суммарный контейнерный поток на маршруте Китай – Европа – Китай может составлять до 20 млн ДФЭ в год.

По мнению экспертов, странам Центральной Азии уже сейчас необходимо начать разрабатывать комплексную региональную транспортную стратегию, чтобы оказаться готовыми принять возрастающие объемы транзитного грузопотока. 

Популярное

Все
Мегаполис заслужил статус высокого крафта
На Играх стран СНГ
Два плюса на один респиратор
Урожайность, цены, экспортные рынки
Знаменитый «Қызыл таң» остается на месте
Человек с большим сердцем
Удачный сезон для Данила
Трудовое воспитание поможет вернуться к нормальной жизни
Духовное наследие Бекет-ата – в сердце народном
Закон Республики Казахстан О ратификации
Виноградные слезы
Надежный партнер для инвесторов
Проекты, меняющие жизнь
Все начинается с нас самих!
Спектр взаимного интереса широк и масштабен
30-метровый пирог испекли в честь юбилея г. Конаева
Новый закон о банках: как совместить стабильность, конкуренцию и финтех
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Треть урожая ушла под снег
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Чем может гордиться Темиртау?
Синоптики рассказали о погоде в Казахстане на октябрь
Продукты стали дешевле
Пустующую площадку под мостом превратили в место досуга в Астане
Международный аэропорт Шымкента готовится к расширению
Новая эра в истории казахского языка
Наши шахматисты выиграли командный зачет
День учителя отметили в Талдыкоргане
В Акмолинской области задержали пенсионерку за хранение трамадола
Международный день пожилых людей отмечают в Казахстане
«Астана Балет»: серебро на фестивале в Корее
В области Жетысу стартовала уборка кукурузы
После падения трубы: энергетики СКО обещают зиму без аварий
Маленькая империя для больших начинаний
Игры стран СНГ пройдут в Алматы
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Началось возведение энергоблока
Началось строительство плодоконсервного завода
Цифровая трансформация судебной системы
Организации образования перешли на единую модель воспитания «Адал азамат»
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Президент поблагодарил Головкина за возвращение бокса в олимпийскую «семью»
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
Правила проверки водителей на опьянение изменили в Казахстане

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]