Заявление Президента о том, что он должен быть равноудален в борьбе между партиями, рационально в силу того, что у нас суперпрезидентская республика. У Президента огромное количество полномочий: он исполнитель президентских прерогатив в отношении всех ветвей власти, Верховный Главнокомандующий, глава АНК и Совета безопасности, определяющий внешнюю и внутреннюю политику, способный распустить Парламент и любой маслихат, выдвигающий спикера Сената, назначающий треть депутатов Сената и так далее.
Если действующий Глава государства будет еще и лидером одной из партий, борющихся за власть на всех уровнях, то, конечно, это внесет дисбаланс в сторону этой партии, пусть даже чисто символический. В этом смысле Президент действительно должен быть дистанцирован от деятельности любых партий и движений.
Глава государства может сохранять членство в партии, но лучше, если он не будет ее председателем, а ее победы или поражения не будут связываться с его победами и поражениями и отражаться на его имидже. Такой опыт уже оправдывает себя в других странах.
В России Владимир Путин не возглавляет партию власти, председателем «Единой России» является Дмитрий Медведев. В США вообще нет такой должности, там есть Национальный комитет и его технический руководитель. Действующий президент считается лидером партии, но там очень сложная система сдержек и противовесов, потому что конгресс и суды независимы от президентской власти.
В этом смысле это вполне оправданный и даже нужный шаг Касым-Жомарта Токаева. Иначе президентская власть искажает партийное поле.
На мой взгляд, партию «Nur Otan» нужно, что называется, «сушить». Сейчас в ней 700–800 тыс. членов, и большая часть загнана туда под давлением местных чиновников. Это бюджетники, учителя, врачи, пожарные.
В партии надо оставлять только тех, кто там действительно хочет быть, не из-под палки, и тогда она будет не таким огромным зыбким механизмом, а более гибкой, способной бороться за голоса избирателей. Потому что на самом деле в тех же последних январских событиях «Nur Otan» показала себя блекло. И в ближайшей перспективе с ростом пассионарности в том виде, как сейчас, она будет только проигрывать.
Что касается других инициатив, импонирует акцент на перестройке партаппарата в сторону сервисной модели. Это означает, что партия должна быть не самодостаточной вещью в себе, а обслуживать интересы своих избирателей, электората и общества.
Введение публичного рейтинга депутатов маслихатов сомнительно, так как партийные функционеры на местах легко могут «играть» любыми рейтингами. С другой стороны, если рейтинг будет вестись из центра по формальным показателям, то тоже может не отражать реальную картину.
На мой взгляд, нужна просто справедливая меритократическая система назначения партийных функционеров на разных этажах власти, эффективных и честных, которые смогут организовать более адекватную работу в деле модернизации партии.