В начале была музыка

3117
Алия Садыкова

Интерес к истории, этнографии, искусству тюркских народов неиссякаем

фото предоставлено пресс-службой консерватории им. Курмангазы

В Алматы состоялась Международная научно-практическая конференция, посвященная перспективам развития музыкальной тюркологии. Она была приурочена к 30-летию Первого международного симпозиума «Музыка тюркских народов», состоявшегося в Алматы в мае 1994 года. Тот форум стал отправной точкой в развитии музыкальной тюркологии как самостоятельной научной отрасли, оказавшей влияние на целое поколение музыкальных исследователей. Конференция, которая прошла 11 апреля 2025 года, продолжила эту линию. Организаторы – Казахская национальная консерватория им. Курмангазы при поддержке Министерства культуры и информации, – несмотря на трудности не только материального, но и геополитического характера, вновь собрали ведущих специалистов-этномузыковедов из тюркоязычных стран, США, Японии и Европы (Великобритания, Германия, Австрия и Польша).

Конференция началась с исполнения одноименного кюя легендарного тюркского композитора IX века Коркыта, прозвучавшего на древнетюркском инструменте кылкобыз. Затем с напутственным словом к участникам конференции обратились в режиме онлайн поэт Олжас Сулейменов и известный ученый-этномузыковед из США Изалий Земцовский.

Инициатором Первого международного симпозиума, прошедшего в 1994 году, была Алматинская (сейчас – Казахская национальная) консерватория им. Курмангазы в лице ее тогдашнего ректора Дюсена Касеинова, идейным вдохновителем того масштабного форума был док­тор искусствоведения Булат Каракулов, за научную часть и концерты отвечала известный профессор-музыковед Сауле Утегалиева. Заявки на участие в Первом симпозиуме подали свыше 100 человек, присутствовали на нем около 70 музыковедов из стран СНГ и дальнего зарубежья.

– Тогда о том, чтобы участвовать в форуме в режиме онлайн, еще никто и не слышал, поэтому музыковеды из разных стран приехали в Алматы лично, – рассказывает, вспоминая события тех дней, организатор Первого музыкального симпозиума, заслуженный деятель РК, амбассадор международного совета по традиционной музыке (ICTMD) Дюсен Касеинов. – Кто-то из участников приехал за свой счет, для кого-то мы нашли спонсоров, но форум получился мощный.

По словам Дюсена Касеинова, усилившийся интерес к истории, этнографии, искусству и музыке тюркских народов во многом способствовал появлению в 1993 году такой широко известной меж­дународной организации, как ТЮРКСОЙ, генеральным секретарем которого он являлся с 2008 по 2022 год.

– Интерес к тюркской музыке был огромный во всем мире, сама жизнь давно требовала единения тюркских народов, но во времена железного занавеса такое понятие, как «тюркский мир» в СССР не приветствовалось, – сказал он. – Приехавшие в Алматы музыковеды из разных стран рассуждали о взаимодействии и взаимопроникновении их музыки. Тезисы из выступлений участников и программа Первого симпозиума на трех языках (казахском, английском и русском) были опубликованы еще до его открытия. Вот тогда и выяснилось, что немало ученых в мире занимаются изучением музыки тюркских народов. Участники Первого музыкального симпозиу­ма в Алматы приняли коммюнике, адресованное главам правительств тюркских стран. Основное его содержание было связано с активизацией исследований музыки тюрков и пропагандой ее лучших образцов. Практическим следствием музыкального форума в Алматы в 1994 году стало объединение народов с помощью интернациональных постановок. Например, в 2009 году в ряде стран (в частности, в Баку, в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета) состоялась постановка оперы «Кероглы» Узеира Гаджибекова с участием звезд мировых сцен.

В промежутке между 1994–2024 годами состоялось много интересных форумов, посвященных традиционной музыке тюркских и тюрко-монгольских народов, появились работы, связанные со сравнительно-типологическим изучением их музыки. Но именно тот Первый симпозиум, по словам музыковеда Сауле Утегалиевой, дал толчок развитию музыкальной тюркологии в нашем регионе.

– До того момента, как этномузыковеды практически всего мира собрались в 1994 году в Алматы, мы и не предполагали, что тюркской музыкой занимаются исследователи в США, Германии, Японии, Франции и других странах, – рассказывает музыковед. – Японец Лео Тадагава, к примеру, участник и Первого, и Второго музыкального симпозиумов в Алматы, специализируется на варганах (инструмент типа казахского шанкобыза). Поэтому он и занимается сравнительными исследованиями того, как звучит музыка на шанкобызе у казахов, кыргызов и у самих японцев. Что касается народов, проживающих в Центрально-Азиатском регионе, то хотя межэтнические музыкальные связи между ними имелись всегда, каждый до 1994 года занимался в основном изучением только своей музыки: казахи – казахской, узбеки – узбекской и так далее.

Сауле Утегалиева отметила, что в отличие, к примеру, от филологии и этнографии в музыке очень много моментов, связанных с различиями даже внутри тюркского музыкального мира.

– Дело в том, что тюркский этнос функ­ционирует не только на территории Центральной Азии, но и в Европе, и в Юго-Восточной Азии, и в Закавказском регионе, – утверждает она. – Поэтому, к примеру, в Азербайджане и Туркмении чувствуется сильное иранское влияние, в музыке тюрков Южной Сибири (тувинцев, хакасов, шорцев и других народов) превалируют монгольские мотивы, а у тюрков Поволжья и Приуралья преобладают тюрко-славянские связи.

Что касается казахской музыки, то она существенно отличается от музыки кыргызов, азербайджанцев и других тюркских народов. Так как казахи являются кочевым народом, ведущим скотоводческий образ жизни, то и музыкальный инструментарий был иным, чем у других родственных народов, и звучал он, следовательно, по-другому. А именно: если у казахов преобладает сольное исполнительство, то у оседлых тюрков-земледельцев (азербайджанцев, уйгуров и т. д.) развиты ансамблевые формы музицирования. Но если говорить о прототюрках, то казахи сохранили те традиции, которые идут из глубокой древности. Это игра на домбре, сыбызгы и таком древнетюркском музыкальном инструменте, как кылкобыз. Именно об этом инструменте упоминается в древнетюркском словаре Махмуда Кашгари «Диван лугат ат-турк», написанном в Х веке. Еще один нюанс: у казахов домб­ровая музыка значительно сложнее, чем у других народов. У кыргызов тоже, к примеру, есть схожий с казахским кюем музыкальный жанр, но у их кю (күү) другая техника – там много звукоподражательных приемов.

…Музыкальный форум в Алматы в апреле 2025 года завершился тем, что его участники внесли предложения об инициировании перед правительствами своих стран новых проектов по совместному изучению музыки тюркских народов, ее внедрению в учебный процесс в музыкальных колледжах и вузах, а также созданию учебников по тюркской музыке и словаря общетюркских музыкальных терминов.

Популярное

Все
В Москве звучал кюй «Әлқисса»
«Маскарад» в Шымкенте
Праздник позитивных привычек
Закладывая основу эффективного партнерства
Здесь все продумано до мелочей!
Запас прочности животноводства
В регионе начал работу интеграционный центр «Бізбен бірге бол!»
Для шахт, обогатительных фабрик и ТЭЦ
У Минтруда и «Amanat» разные калькуляторы?
Не просто стратегия, а шанс
Обрабатывающий сектор – локомотив экономики
Горячие обеды – каждому школьнику
Капсулы здоровья... для коров
Фундаментальная основа для развития
Искусственный интеллект – ключ к модернизации экономики
Переходят на водосбережение
Раскачиваться некогда
Вторая жизнь плантаций
Молодежь идет на производство
Необходима нулевая терпимость к правонарушениям
35 школ Атырауской области остались без директоров
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Тяньцзинь – Пекин: как визит Токаева усилил позиции Казахстана в Евразии
Бой Алмахан — Топурия решит судьбу лучшего бойца UFC
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Глава государства направил телеграмму соболезнования президенту Португалии
«День сурка» по-казахски: как прошла закрытая премьера фильма Qaitadan в Астане
Свыше миллиарда тенге составили незаконные соцвыплаты в Казахстане за год
На пути к е-экономике будущего
В Кызылординской области началась уборка риса
Токаев направил телеграмму Си Цзиньпину
На космодроме Байконур увеличат гарантированные пуски
Казахстан и Туркменистан будут защищать и поощрять взаимные инвестиции
Дарбаза – Мактаарал: проект особого значения
Усовершенствован механизм защиты дольщиков
Освобожден от должности первый зампредседателя АРРФР
Решение экологических проблем Кызылординской области – на контроле мажилисменов
ИИ приходит в школу
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
День спорта отметят в Казахстане
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Сегодня – День спорта
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

В Москве звучал кюй «Әлқисса»
«Маскарад» в Шымкенте
Съемки музыкального реалити-шоу Voice Beyond Horizon старту…
Признание в любви

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]