Яркая звезда на небосклоне музыкальной науки

3126
Светлана Тенишева, президент ЧФ «Международные созвездия Назиба Жиганова»

Вклад Гульжаухар Чумбаловой в национальную культуру и казахское музыковедение до сих пор не оценен по достоинству

фото предоставлено ЧФ «Музыкальные созвездия Назиба Жиганова», фото из семейного архива

На малой родине помнят

«Взаимообогащение и взаимодействие – это не потеря национальной самобытности. Нельзя развивать молодую профессио­нальную национальную культуру без знания исторического прошлого, достижений мировой культуры и анализа современных процессов в мировом искусстве», – считал татарский композитор, педагог, общественный деятель Назиб Жиганов.

Искусство народа не должно развиваться изолированно, жизнеспособно лишь то искусство, которое активно взаимодействует с культурами других народов. Эти слова, емко выражающие творческую позицию композитора, стали лейтмотивом деятельности нашего фонда.

Изучая богатое культурное наследие Западного Казахстана, в рамках проекта «Взаимообогащение и взаимодействие музыкальных культур казахского и татарского народов» частным фондом «Международные созвездия Назиба Жиганова» были обнаружены незаслуженно забытые факты из истории развития профессиональной культуры Казахстана, проливающие свет на жизнь и творчество первой профессиональной казахской пианистки, основоположницы фортепианной школы, музыковеда-абаеведа, кандидата искусствоведения Гульжаухар Чумбаловой. В поиске информации о ней были изучены материалы Центрального государственного архива, Национальной библиотеки РК, Научно-информационной библиотечной службы Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, а также архива и библиотек в Уральске. Во многих из них, к сожалению, были указаны недостоверные факты. Помогла исследователям дочь пианистки – общественный дея­тель, член Союза художников, Союза кинематографистов РК и Казахстанского историко-просветительского общества «Адилет» Сауле Кулахмедовна Ходжикова, предоставившая из семейного архива исторические документы.

В честь 105-летия Гульжаухар Аюповны Чумбаловой в рамках данного проекта в Западно-Казахстанской области прошли мероприятия с участием творческой общественности региона. Так, в Уральске в Центре искусств «Атамекен» состоялась лекция-концерт «Музыкальное приношение «Ақжайықтың бозторғайы», гос­тей которой своими выступления­ми порадовали артисты Областной филармонии им. Гарифуллы Курмангалиева, Оркестра казахских народных инструментов им. Даулеткерея, учащиеся и преподаватели музыкальных школ области. Виртуозное исполнение Гульжаухар Чумбаловой предос­тавили вниманию в отрывке из фильма-концерта «Под звуки дом­бры», который вошел в золотой фонд киноискусства Казахстана. Лекции-концерты, экскурсии были проведены в областной биб­лиотеке для детей и юношест­ва им. Хамзы Есенжанова, областном историко-краеведческом музее и в историко-культурном, архитектурно-этнографическом музее-заповеднике «Хан Ордасы» в Бокейординском районе. Поздравительные видеообращения участникам мероприятий передали руководство Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, Алматинского музыкального колледжа им. П. И. Чайковского, а также композитор Саида Калыкова. Участники встречи смогли больше узнать о жизни и творчестве первой пианистки, ее вкладе в развитие национальной культуры.

Гульжаухар родилась 20 декабря 1919 года в селе Карпык Жанибекского района Уральской области. Ее предком был известный ногай-казахский бий, государственный деятель Букеевского ханства, сподвижник Жангир-хана Шомбал Ниязов. Девочка рано осталась без родителей. Мать Шалман скончалась. Отец Аюп Кукашев после болезни, перенесенной во время эпидемии, остался инвалидом и не мог заниматься воспитанием трехлетней дочери. До 1931 года Гульжаухар жила и воспитывалась у родственников матери: деда Нетали, а затем брата ее матери – инженера по землеустройству Даулана Неталиева, после ее забрала в Алма-Ату семья младшего брата отца, профессора Таира Чумбалова.

Путь в музыке

В 1934-м девушка без специальной музыкальной подготовки, не зная нотной грамоты, поступила на подготовительное отделение Алма-Атинского музыкально-драматического техникума по классу фортепиано. Позже этот техникум будет преобразован в «Каз-Музхоркомбинат» – музыкально-хореографический комбинат им П. И. Чайковского. Гульжаухар в числе первых студентов, обучающихся на фортепианном отделении техникума, была единственной казашкой, получившей профессиональное музыкальное образование. Обучалась она у Николая Петрова, ученика легендарного русского педагога, одного из основателей московской пианистической школы Константина Игумнова.

В 1936 году она приняла участие в первой Декаде казахской литературы и искусства в Моск­ве. Студентке второго курса выпала честь выступить вместе со знаменитыми мастерами сцены. В 1942 году, окончив училище с отличием, она получает квалификацию «педагог детской музыкальной школы, аккомпаниатор» и как перспективный специалист остается работать преподавателем-стажером в том же в музыкальном училище. Евгений Брусиловский, впечатленный талантом юной пианистки, посвящает ей свой знаменитый «Экспромт для фортепиано».

Вскоре Гульжаухар была направлена в Казахскую государственную филармонию им. Жамбыла на должность пиа­ниста-концертмейстера хоровой капеллы. Профессиональный рост молодого музыканта совпал с тяжелым периодом в жизни страны. В годы Великой Отечественной войны она вместе с бригадой артистов филармонии выступала в воинских частях и госпиталях. За концертную работу была награждена медалью и почетной грамотой. В 1943 году на Центральной объединенной киностудии, созданной на базе эвакуированных в Алма-Ату киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм», для воинов-казахстанцев, которые сражались на фронтах войны, снимался уникальный фильм-концерт «Под звуки дом­бры». Вместе с Куляш и Канабеком Байсеитовыми, Калибеком Куанышпаевым, Шарой Жиенкуловой, Анварбеком Умбетбаевым, Жамал Омаровой принимала в этой работе участие и молодая пианистка Чумбалова.

В 1944 году открылась Алма-Атинская консерватория, и Гульжаухар поступила на историко-теоретический факультет по специальности «музыковедение», параллельно ведя преподавание по классу фортепиано. К моменту успешного окончания обучения в консерватории Чумбалова стала уже зрелым и опытным педагогом, аккомпаниатором, обнаружив яркий талант музыковеда-исследователя. Она пишет статьи, рецензии и отзывы на оперные постановки и концерты симфонического оркестра, гастроли различных музыкальных коллективов и исполнителей союзных республик СССР.

В республике особое внимание уделялось вопросам подготовки национальных специалистов, формированию научных кадров в различных сферах. С этой целью Правительство Казахской ССР принимает решение направить Гульжаухар Чумбалову для дальнейшего обучения в аспирантуру Московской консерватории им. П. И. Чайковского по специальности «народное музыкальное творчество». Ее научный руководитель, видный советский ученый-музыковед Виктор Беляев выразил надежду, что первая казашка, зачисленная в Московскую консерваторию, направит свои силы и знания на развитие родного музыкального искусства. И она выполнила наставление своего руководителя, с честью оправдав доверие, оказанное ей Правительством республики. Учась в Москве, она проводит научные исследования и пишет серьезные труды, крайне необходимые для развития музыковедческой науки Казахстана.

Еще в годы учебы в Алма-Атинской консерватории под руководством тогда доцента, а позже – профессора Петра Аравина, Гульжаухар Чумбалова начала заниматься изучением музыкального творчества великого казахского поэта-просветителя Абая Кунанбаева. Песенное наследие Абая стало темой ее дип­ломной работы. Начатые в этом направлении исследования нашли свое продолжение, а Гульжаухар ­Аюповна по праву стала основоположником музыкального абае­ведения в Казахстане.

27 августа 1954 года выходит приказ по Алма-Атинской государственной консерватории о зачислении Гульжаухар Чумбаловой с 1 сентября того же года преподавателем на кафедре истории музыки. Она приступает к занятиям, разрабатывает программу по курсу «Музыкальная культура казахов до 1917 года», экзаменационные вопросы по курсу истории музыки народов СССР, создает полный пакет учебно-методического комплекса.

Большой вклад Гульжаухар Аюповна внесла и в работу консерваторского фольклорного кабинета. Именно ей – ведущему специалисту по казахской народной музыке, окончившей курс очной аспирантуры в Мос­ковской консерватории, поручается работа по налаживанию изучения казахского музыкального фольклора. В 1954 году она разрабатывает «Положение о фольклорном кабинете Алма-Атинской консерватории им. Курмангазы», в котором определены задачи, цели, структура и условия его работы.

Окончив аспирантуру Московской консерватории в 1955 году, она публикует автореферат ­своей кандидатской диссертации на тему «Очерки по истории записи и изучения казахской музыки досоветского периода». Работа носила новаторский характер: в ней содержались богатые материалы, которые вводили в активное научное обращение неизвестные в тот период нотные записи казахской музыки ХIХ – начала ХХ столетия. В диссертации Гульжаухар Чумбалова подробно освещает выдающуюся роль в культурной жизни казахов ученого востоковеда Шокана Уалиханова и поэта-просветителя Абая Кунанбай­улы. В 1957 году в своей большой статье «Песни Абая», вошедшей в сборник «Музыкальная культура Казахстана», она оценивает вклад поэта в казахскую музыку с точки зрения всего национального духовного и культурного наследия. В мае 1958 года при участии крупнейшего знатока казахского народного творчества, академика Алькея Маргулана, выступившего официальным оппонентом, Гульжаухар Чумбалова блестяще защищает кандидатскую диссертацию на заседании ученого совета Московской консерватории и становится одной из первых женщин ученых-музыковедов республики.

Гульжаухар Аюповна до мая 1958 года преподает в Алма-Атинской консерватории, ведя курсы «История музыки народов СССР» и «Музыкальная культура казахов до 1917 года». Параллельно она возглавляет только что открывшийся в консерватории научно-исследовательский фольклорный кабинет, ведет активную общественную работу в Союзе композиторов Казахстана. В это время из-под ее пера выходят научные труды «Творческий путь композитора Мукана Тулебаева», «Музыкально-драматургический анализ оперы «Биржан и Сара». К сожалению, жизнь талантливого ученого, виртуозного пианиста была недолгой. Через несколько месяцев после защиты диссертации 20 сентября 1958 года она скончалась в результате тяжелой болезни в неполные 39 лет.

Гульжаухар Чумбалова – одна из тех деятелей искусства и науки Казахстана 30–60-х годов ХХ века, истинное значение деятельности которых для истории национальной культуры и казахского музыкознания до сих пор не оценено по достоинству.

Аким Западно-Казахстанской области Нариман Турегалиев поддержал инициативу фонда об издании монографии Гульжау­хар Чумбаловой «Судьба – быть в первых», а также предложение о включении ее в перечень исторических лиц Республики Казахстан «Тарихи тұлгалар» и о присвоении ее имени одной из улиц и музыкальных школ в области.

Популярное

Все
Каждому школьнику – безграничные возможности
Событие особой значимости
Музыка, объединившая народы
Господдержка помогла фермерам
Как ИИ помогает педагогам
Мастер-класс мирового уровня
На кортах Китая и США
Энергетический переход – не самоцель, а инструмент
Уроки большого спорта
Шестью победами завершил Казахстан пятый день чемпионата мира по боксу
Цифровизация становится новой национальной идеей
Первый звонок прозвучал не везде
Бронзовый прыжок
«Барыс» побеждает на старте сезона
Наращивая промышленную мощь
Внимание каждому региону
Техническое обновление – не только вызов, но и новые возможности
Созидательный потенциал духовной дипломатии
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане
В Караганде задержали подростка-дроппера за контрабанду наркотиков из Таиланда
35 школ Атырауской области остались без директоров
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Смена графика работы в Астане: что изменится
Завершения долгостроя добились в селе Алматинской области
Съемки международного музыкального проекта Димаша стартуют в Казахстане
Токаев и Сюэсян открыли в онлайн-режиме новый завод в Жамбылской области
Фильм Qaitadan стартует в казахстанском кинопрокате
Какой будет погода в сентябре для казахстанцев
Подсолнечное масло отправили из Казахстана в Китай новым способом перевозки
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Сабина Алтынбекова будет играть за казахстанский клуб
Астана принимает VI Континентальный форум спортсменов ОСА
Токаев выступил на заседании казахско-китайского Делового совета в Пекине
Тяньцзинь – Пекин: как визит Токаева усилил позиции Казахстана в Евразии
В Пекине началось 8-е заседание казахско-китайского Делового совета
Род-Айленд ввел «налог на Тейлор Свифт»
Комплексность и стратегический взгляд: чем отличалась позиция Токаева на саммите ШОС в Китае
Шестилетнего мальчика с ножом сняли на видео в Астане
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
День строителя
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
День спорта отметят в Казахстане
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Сегодня – День спорта

Читайте также

Фильм «QAITADAN» за неделю собрал более 400 млн тенге в кин…
От «Домбыра Party» до «Абая»: как встретят новый театральны…
Копию уникальной карты XI века передали британцы Казахстану
В Актобе прошел конкурс бардовской песни «Сәйгүлік»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]