Как отметил Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Индонезии Асхат Оразбай, нынешние Дни культуры проводились в соответствии с договоренностями двух президентов: Нурсултана Назарбаева, посетившего Индонезию в 2012 году, и Сусило Бамбанга Юдойоно, нанесшего через год ответный визит, в рамках которого свою страну представляли индонезийские мастера искусств. А. Оразбай особо подчеркнул, что в таком широком формате на государственном уровне Дни культуры в Джакарте проводятся впервые, и выразил уверенность, что они будут способствовать взаимопониманию между народами двух стран, установлению связей не только в области культуры, но и в экономике, бизнесе, образовании.
Возглавлявший казахстанскую делегацию вице-министр культуры Аскар Бурибаев в министерстве образования и культуры Индонезии встретился с министром Мухаммадом Нухом и обсудил формы дальнейшего сотрудничества в сфере образования, науки и культуры. Так, например, индонезийские студенты могли бы обучаться в Назарбаев Университете и других вузах, а артисты стажироваться в Astana Opera. М. Нух отметил, что у наших стран много общего: они многонациональные, обе – крупнейшие в своих регионах – Центральной Азии и АСЕАН. Налаживая отношения между собой, они могут успешно сотрудничать и с соседями по региону.
Участвовавший во встрече Асхат Оразбай напомнил, что существует меморандум о взаимопонимании в сфере культуры между Казахстаном и Индонезией, но это всего лишь рамочный документ, поэтому предложил рассмотреть возможность подписания документа более широкого, предусматривающего в том числе обмен студентами. Мухаммад Нух выразил готовность содействовать в выделении стипендий для обучающихся в Индонезии казахстанских студентов и предложил казахстанской стороне так же поддержать их студентов.
Началась программа Дней культуры с показа фильмов в кинотеатре Cinema ХХI. Сотрудник посольства РК Гамзат Хаиров объявил зрителям, что в первый день они увидят трилогию Рустема Абдрашова «Путь Лидера» («Небо моего детства», «Огненная река» и «Железная гора»), которая рассказывает о детстве и юности Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, о становлении его как будущего Лидера нации на фоне важных событий современной истории республики. Г. Хаиров подчеркнул, что фильмы имеют документальную основу – книги самого Главы государства, а также воспоминания о нем друзей и соратников. А в третий день фестиваля казахстанского искусства кинолюбители увидят историческую ленту Акана Сатаева «Жаужурек мын бала» о борьбе казахского народа за независимость против джунгарских завоевателей.
Перед началом сеанса мы спросили у зрителей, чем вызван их интерес к казахстанскому кино. Студентка Деде Ризки сказала, что она – будущий искусствовед, но ни сама, ни ее подруги ничего не знали о кинематографе Казахстана, поэтому очень хотели познакомиться с работами наших мастеров экрана. Она считает, что это ей очень поможет в постижении профессии.
Господин Субанторо – специалист министерства образования и культуры, который занимается продвижением искусства кино в массы, – с нашими фильмами знаком. Ему нравится их национальный колорит. И если большая часть публики в зале о Казахстане и его Президенте знала, может быть, лишь понаслышке, то после просмотра, убежден Субанторо, появится большой интерес к нашей стране. «Думаю, у наших режиссеров этот показ вызовет желание сделать совместные проекты, особенно в документалистике, – говорит он. – Нужен обмен опытом, актерами, режиссерами. Мы с большим интересом встречаем Дни культуры Казахстана и ждем от них укрепления плодотворного сотрудничества».
Вечером того же дня для казахстанской делегации министерством образования и культуры Индонезии был дан прием. Хозяева радушно встречали гостей и дарили каждому входящему в зал предмет национальной гордости – батик (тонкий, почти невесомый шарф с двусторонним рисунком). Артисты в ярких костюмах демонстрировали виртуозное владение национальными инструментами, из которых главное внимание привлек ударный – бонанг, представляющий собой набор бронзовых гонгов, укрепленных в горизонтальном положении на деревянной подставке. Звук извлекается ударом обмотанной тканью деревянной палочки. А поскольку играют на бонанге сразу несколько музыкантов, то стремительный ритм и сила звука напоминают пулеметную очередь. И под этот аккомпанемент спустя какое-то время на сцену врываются мужчины, танец которых больше похож на выступление мастеров боевых искусств. Цвета их костюмов сочетают красный и черный с золотом, а головной убор вполне можно принять за корону.
Но вскоре экзотику сменяет эстрада, привычная и понятная всем, поэтому индонезийскому шоумену не составило труда вовлечь в действо талантливых гостей. А композитор и певец, народный артист РК Ескендир Хасангалиев даже сымпровизировал песню, в которой рефреном звучали слова «Астана – Джакарта», поэтому она не нуждалась в переводе.
С индонезийской стороны собравшихся тепло и сердечно приветствовала вице-министр образования и культуры, профессор, очаровательная Виенду Нуриянти. Ответное слово держал ее коллега Аскар Бурибаев, поблагодаривший хозяев за дружелюбие и гостеприимство. Он выразил уверенность, что дружба между нашими странами и культурами сегодня как никогда важна. Вдохновленный только что увиденным представлением, он вспомнил и то яркое впечатление, которое оставили индонезийские артисты, выступавшие в Астане год назад, поэтому с удовольствием снова пригласил их в Казахстан.
Самым ответственным в программе Дней культуры для казахстанцев стал гала-концерт в зале «Таман Исмаил Марзуки». Пришедших на него в фойе ждала фотовыставка, рассказывающая о нашей огромной стране, где есть снежные горы и горячие пустыни, безбрежные степи и море, горные речки и леса… О многонациональности и многоконфессиональности Казахстана, толерантности его граждан красноречиво свидетельствовали снимки, запечатлевшие купола мечети, изящные башни минаретов, увенчанный крестами храм, синагогу… Зрители рассматривали сцены из классических опер и балетов, лица известных отечественных музыкантов и увлеченных искусством ребят, портрет беркутчи с могучей птицей и знаменитую реконструкцию Золотого человека, ставшего одним из символов независимого Казахстана.
Рассчитанный на 1 200 зрителей концертный зал не вместил всех желающих, хотя были заняты все балконы и проходы между рядами. Почетными гостями стали представители дипкорпуса ряда стран СНГ. Открыли вечер Виенду Нуриянти и Аскар Бурибаев. Торжественность мероприятия подчеркнуло исполнение государственных гимнов Казахстана и Индонезии академическим фольклорно-этнографическим оркестром «Отырар сазы» им. Нургисы Тлендиева, которым руководит дочь основателя коллектива – заслуженный деятель РК Динзухра Тлендиева.
Думаю, у наших артистов давно не было такой отзывчивой и благодарной публики. Индонезийцы по-детски открыто выражали эмоции, не дожидаясь окончания номера. Как только грянул кюй Туркеша «Көңіл ашар» или появились из-за кулис первые солистки государственого ансамбля танца «Салтанат», зрители радостно захлопали. Квартет жетыгенисток (Корлан Картенбаева, Айгерим Дайрабаева, Нургуль Куандык и Аяулым Мукабелкызы) сначала озадачил публику: вряд ли она сразу поняла, что шум реки и пение птиц – не фонограмма, а звуки удивительных инструментов сусылдыра и кус-сайрау. А имеющий варианты у разных народов шан-кобыз сначала вызвал веселье в зале, потом дружные аплодисменты. Но уж когда под переборы струн жетыгена зазвучали нежные женские голоса, тут индонезийцы и заслушались.
Музыка не нуждается в переводе, что еще раз продемонстрировали три домбриста (Данияр Байжуманов, Айдын Жунисов, Абай Койшибаев), исполнившие «Кюй шашу». Юмор виртуозов, весело «перебрасывающих» друг другу мелодию, использующих корпус домбры как ударный инструмент, добавляя к нему еще прищелкивание пальцев, зрители понимали и принимали сразу. Красиво представила свой инструмент – кобыз – и Балжан Жунусова, сыгравшая кюй Ыкыласа «Жезкиик». Этнофолк группа «Белес» предлагает традиционную музыку в современной эстрадной обработке – это тоже своего рода представление, в котором важны и костюмы, и движения артистов. Вот тут публика не только могла, но даже должна была хлопать в такт, что с удовольствием и делала.
Оперная классика она и в Индонезии – классика, поэтому в сопровождении оркестра под руководством лауреата международных конкурсов Ерболата Ахмедьярова блеск классического вокала явили народная артистка РК Нуржамал Усенбаева в «Испанской песне» Л. Делиба и лауреат международных конкурсов Медет Чотабаев, в образе легкомысленного Герцога изящно исполнивший его знаменитую песенку из «Риголетто» Дж. Верди. Впрочем, оба артиста с таким же успехом отдали дань классике отечественной: индонезийцы услышали проникновенную «Айттым сәлем, Қаламқас» Абая и лукаво-игривую «Гәкку» У. Ыбырая.
Ескендир Хасангалиев, как и положено мэтру, завершал концерт своими знаковыми композициями – «Туған жер» и «Атамекен» (последнюю исполнил вместе с сыном Биржаном). Торжественная приподнятость мелодии ставила эффектную финальную точку в концерте. Но самым большим успехом у публики (и это естественно) пользовались индонезийские песни, которые приготовили наши артисты: оркестр сыграл Indonesia Pusaka, Untik Dumi Kita спел лауреат международных конкурсов Биржан Хасангалиев, а самые громкие аплодисменты сорвала заслуженный деятель РК Алтынай Жорабаева с Si Jali Jali.
После концерта зрители расходиться не спешили – активно общались, обсуждали увиденное. Наша переводчица Инда, не сумев подобрать нужное слово, жестом показала, как у нее от восторга по телу «бегали мурашки». «Когда девушка пела по-индонезийски, это было очень-очень красиво. Песня традиционная, и она сумела ее очень хорошо исполнить, всем понравилось», – сказала она.
Анна Шапошникова, заместитель директора Российского центра науки и культуры, дала развернутую рецензию на выступление наших артистов.
– Успех грандиозный! Вы привезли почти сто артистов, и уровень у них – мировой, не случайно пришло так много народа. Подготовка музыкантов – консерваторская, балетная труппа – прекрасная: танцовщицы такие изящные, молоденькие, улыбающиеся и все делают синхронно – прямо моисеевская школа! Я – специалист по Индонезии, поэтому могу оценить исполнение здешних песен вашими артистами. Они сохранили все акценты, нюансы, но добавили свою аранжировку, поэтому у зала и была такая восторженная реакция: это не переделанная песня, а бережно сохраненная и украшенная лишь тем, что найден другой тембр, используются другие инструменты, выбрана другая подача. Сидевший со мной рядом индонезиец сказал, что девушка (Алтынай Жорабаева. – Е. К.) поет без акцента. И конечно, голоса у ваших артистов богатейшие! Я это и раньше знала, но собрать таких мастеров вместе не так просто, и это означает, что для Казахстана Индонезия – один из приоритетов, концерт это показал.
Американский дипломат Эндрю Чилкоат пять лет проработал в посольстве США в Казахстане, уехал из нашей страны в 2008 году и здесь, в далекой Джакарте, с удовольствием использовал шанс, чтобы снова услышать казахскую музыку. Эндрю сказал, что концерт был на таком высоком уровне, что он получил сердечное удовольствие и благодарен всем артистам и организаторам (в качестве последних выступило АО «Қазақ әуендері»).
Японской пианистке Мике, сотруднику японской компании по имени Патрия и украинской студентке Анне очень понравились казахские танцы и великолепные костюмы, а индонезийская студентка Фитри, изучающая менеджмент, призналась, что помимо полученного удовольствия концерт позволил ей узнать много нового о Казахстане и его культуре.
Тут в скобках надо заметить (а журналисты обычно забывают), что высокий уровень концертных выступлений зависит не только от таланта исполнителей. Любой музыкант скажет, как нужен ему опытный звукорежиссер (и таковым в Джакарте был Сергей Лобанов), как важно правильно выставить свет (за это отвечал Андрей Лазарчук), и есть, наконец, главный человек, которому подчиняются все, – режиссер концерта (Алмабек Рахметов).
Но, пожалуй, больше всех радовалась Дням культуры дружная казахская диаспора Джакарты, ведь это и праздник родного искусства, и еще одна возможность встретиться.
Роза Иманкуловна Нишатпаева родом из Балхаша, школу окончила в Джамбуле (до сих пор помнит этот прекрасный город и журчание его арыков), училась с 1962 по 1968 год на индонезийском отделении в МГУ, где и встретила свою любовь. Ее мужем стал Султан Аманула, за которым в 1972 году она приехала на его родину. У их сына казахское имя Акбар, а дочь зовут по-индонезийски – Путирамасари, но дома она просто Мира. Роза Иманкуловна всю жизнь проработала переводчиком, два года назад принимала участие во встрече с Президентом Казахстана, имеет подарок от него – картину на коже. Муж Султан преподавал физику и математику, ему уже 80 лет, но он всегда рядом, активно участвует в делах диаспоры. Сама Роза-апа начала учить родной язык два года назад с открытием посольства Казахстана. Она с гордостью говорит о той большой работе, которую проводят его сотрудники, отмечает их особую интеллигентность, доброжелательность, общительность. Радуется тому прекрасному впечатлению, которое создали о себе казахи.
Лидия Владимировна Мищенко (Юсфа) тоже родилась в Казахстане, в Темире, жила в Актюбинске... С мужем Мухтаром Юсфа познакомились в Москве, где в середине 60-х он учился в мединституте. Приехали в 1969-м в Индонезию, долго жили на Калимантане, потом в Джакарте. Муж умер 7 лет назад, но здесь два сына – Эдуард и Андрей – и три внука. «Индонезийцы – народ открытый, гостеприимный, родители мужа приняли меня хорошо, мы жили дружно, – говорит она. – Сейчас сложились хорошие отношения с диаспорой, мы общаемся, помогаем друг другу. Вот и на концерт собрались, чтобы послушать любимую музыку».
Инкар Бейсенбаева пришла на концерт с мужем Сунарио. В 1968 году Москва связала навеки жениха из Текстильного института и невесту из МГУ. С тех пор вместе. Муж работал в японской компании, сейчас преподает русский язык на курсах. Сын Нуржан и две внучки живут в Алматы, но старшие члены семьи бывали и в новой столице – Астане, понравилось.
Глядя на этих бодрых, деятельных, красивых людей, по праву гордишься земляками, которые и на краю земли «работают» на имидж Казахстана. Сотрудница Российского центра науки и культуры Екатерина Тучнина рассказывала, как дружно отмечали недавно День Победы посольства стран СНГ. И среди самых активных были казахстанцы.
О том же говорила и россиянка Марина Южакова, живущая в Индонезии уже 17 лет. С Казахстаном у нее связаны самые теплые воспоминания детства, когда на лето приезжала погостить в Шевченко (теперь Актау). «Посольство Казахстана маленькое, но очень активное, и люди там доброжелательные, участвуют во всех мероприятиях, ведь у нас остаются крепкие связи между бывшими союзными республиками, и это радует», – говорит она.
И мы, участники Дней культуры Казахстана в Индонезии, тоже рады, что на другом конце земли встретили друзей и земляков, что выставка, фильмы, концерт вызвали такой огромный интерес к нашей стране и ее культуре. А это, несомненно, станет новым шагом на пути развития казахстанско-индонезийских отношений.
Елена КУЗНЕЦОВА,
наш специальный корреспондент,
Астана – Джакарта – Астана