За четверть века Казахстан достиг огромных высот на политическом, экономическом, социальном и образовательном уровнях. В 1997 году Президент Нурсултан Назарбаев в своем первом Послании народу провозгласил Стратегию «Казахстан-2030», определившую направления и цели социально-экономического развития страны. 2030 год еще не наступил, а народ уже успел реализовать многие из поставленных задач. Казахстан вошел в список наиболее интенсивно развивающихся стран с переходной экономикой, заняв 51-е место среди крупнейших экономик планеты по объему ВВП. В 2013 году в очередном Послании народу Глава государства провозгласил новую Стратегию «Казахстан-2050», предусматривающую вхождение Казахстана в число 30 наиболее развитых стран мира. Успехи государства в экономике и политике за годы независимости не могли не создать благоприятную почву для развития образования и науки.
23 мая 1996 года был образован Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева. Это событие положило начало качественной подготовке разнопрофильных специалистов высокой квалификации для реализации стратегии развития страны. К своему 20-летию ЕНУ подошел с гордостью. Сегодня это один из ведущих вузов страны, обладающий международным признанием, высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, современной технологической и информационной базой. За короткое время университет преодолел период становления и стал флагманом науки и образования республики. За последние 10 лет закрепилось место ЕНУ в списке 500 самых лучших университетов мира, по данным рейтингового агентства QS World University Rankings. Достижение этих и других успехов за сравнительно короткую историю вуза стало результатом огромных усилий на организационном, учебном и научно-исследовательском уровнях.
ЕНУ ведет работу по таким направлениям, как подготовка конкурентоспособных кадров, проведение научных исследований, трансферт результатов научного поиска в учебный процесс и производство, интеграция в мировое образовательное и научное пространство, развитие человеческого капитала. Остановимся на последних двух направлениях. Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева постоянно работает над повышением своего имиджа как одного из лучших образовательных учреждений как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами. Для интеграции в мировое образовательное пространство за последние 5 лет руководством ЕНУ был предпринят ряд важных шагов. В вузе был открыт доступ к международным базам данных Thomson Reuters, Scopus, Springer, что позволило профессорско-преподавательскому составу и обучающимся ознакомиться с международной литературой и последними научными исследованиями. Это также дало возможность установить связи с международными издательствами и зарубежными научными центрами. Кроме того, отмечается активная работа университета в сфере расширения сотрудничества с ведущими зарубежными вузами, с более 260 университетами различных стран мира. Осуществляется обмен студентами и преподавателями, что, в свою очередь, способствует дальнейшему развитию имиджа университета и наращиванию стажировок студентов в зарубежных университетах.
Как известно, интернационализация образования неразрывно связана с выполнением основных параметров Болонского процесса. Один из важных инструментов практического применения этих стандартов – программы двудипломного образования и академической мобильности, которые предполагают «двойное вхождение знаний» и выдачу совместных дипломов с вузами-партнерами, что обеспечивает признание местного диплома на международном уровне и вовлечение отечественных университетов в международные образовательные проекты. Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева был в числе первых вузов Казахстана, внедривших такие программы.
Функционирование программ двудипломного образования и академической мобильности стало одновременно результатом и стимулом к внедрению полиязычного обучения. Согласно концепции ЮНЕСКО, понятие «полиязычное образование» предполагает использование в образовании, по меньшей мере, трех языков: родного, регионального или национального и международного. Актуальность поликультурного и полиязычного обучения определяется всеобщей мировой тенденцией к интеграции в экономической, культурной и политической сферах. По мнению Президента Нурсултана Назарбаева, «Казахстан уникален и силен своей многонациональностью. На его земле сформировалось уникальное поликультурное пространство... Поликультурность Казахстана – это прогрессивный фактор развития общества. Евразийские корни народов Казахстана позволяют соединить восточные, азиатские, западные, европейские потоки и создать уникальный казахстанский вариант развития поликультурности».
Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева был первым из казахстанских вузов, приступивших к реализации государственной программы трехъязычия. За последние три года открыты полиязычные группы, в которых студенты обучаются на английском языке наряду с группами, в которых обучение проводится на казахском и русском. Интернационализация университета осуществляется и благодаря привлечению приглашенных ученых, число которых в 2012–2015 годах составило около 1 000 профессоров из более чем 50 стран мира. Результатом таких шагов стало мировое признание ЕНУ, которое отражается в оценке деятельности вуза рейтинговыми агентствами и международными аккредитационными органами. Так, в 2014 году по результатам рейтинга QS World University Rankings ЕНУ вошел в топ-50 молодых вузов мира, открытых не более полувека назад, заняв 38-е место. Достижения можно перечислять очень долго. Их множество.
Что касается развития человеческого капитала, то не нуждается в подтверждении то обстоятельство, что образование – это лишь часть формирования личности молодого члена общества. Личностную «картину» дополняют и другие культурно-социальные аспекты, в том числе воспитание, жизненный опыт, окружающая социальная среда. В наши дни общество как никогда нуждается в молодежи, сознательно мыслящей и рассуждающей. Вызовы, связанные с распространением разрушительных идей и экстремистских настроений, заставляют всех, прежде всего учебные заведения, думать о надлежащем воспитании подрастающего поколения.
Как участнику учебного процесса, мне представилась возможность наблюдать огромные усилия, которые предпринимает ЕНУ для развития интеллектуальных и культурных компетенций студентов. Тот факт, что в университете создан специальный проректорат по социально-культурному развитию, этому свидетельство. Учащаяся молодежь вовлечена в жизнедеятельность университета, участвует в различных культурных, общественных и научных мероприятиях как в стенах вуза, так и за его пределами. Для студентов создаются все необходимые условия, чтобы они могли реализовать свои творческие возможности, идеи. Все это, безусловно, способствует формированию позитивной и социально активной молодежи и ее воспитанию в духе патриотизма.
Успех университета – это результат совместного труда преподавателей и студентов, каждодневного, порой тяжелого, но приносящего удовлетворение и необходимые результаты. Работа в таком передовом вузе налагает на сотрудника определенную ответственность. Он постоянно должен совершенствовать свои знания, повышать свою квалификацию. Нет сомнения в том, что высокий профессионализм, огромный опыт и творческий потенциал коллектива ЕНУ позволяют ему реализовать стоящие перед ним задачи и добиваться наивысших результатов.