В мероприятии, организованном общественным фондом Jas Qadam и Палатой предпринимателей «Атамекен», участвовали около 100 предприятий города. Как и ожидали организаторы, ярмарку посетило большое количество студентов, выпускников вузов и безработных – было заполнено более 3 000 анкет. На один день самая популярная пешеходная улица мегаполиса – Арбат стала диалоговой площадкой для работодателей и соискателей. Для предприятий это стало уникальной возможностью подобрать для себя перспективных специалистов из числа лучших представителей трудоспособного населения. Для студентов – исключительный шанс представить себя потенциальным работодателям. Как отметил директор Палаты предпринимателей Алматы Багдат Телебай, акцент был сделан на трудоустройстве и развитии молодых людей. Учитывая, что вузы и колледжи города ежегодно выпускают большое количество квалифицированных специалистов, у работодателей есть хороший выбор.
Для молодых людей было предоставлено большое количество вакансий в самых разных сферах. Среди тех, кто заинтересован в молодых специалистах – ТОО «КазТОЦ Групп», филиал ЕНПФ Алматы, Центральная клиническая больница, ТОО «Нефтетехника», ТОО «Хлебозавод № 7», Республиканский центр помощи предпринимателям, Казахский национальный аграрный университет, Евразийский аграрный колледж, ТОО «Интер мульти сервис», ТОО «Титан Алматы» и многие другие организации. В ходе ярмарки более 200 выпускников вузов и ссузов получили возможность прохождения стажировки в упомянутых компаниях. Также была проведена серия мастер-классов, тренингов, бизнес-игр для повышения навыков трудоустройства у целевой аудитории. Представители государственных и квазигосударственных органов предложили поддержку в решении жилищных вопросов, оказали юридическую помощь.
Заместитель руководителя управления социального благосостояния Алматы Сайран Сайфеденов отметил, что на рынке труда мегаполиса постоянно проводится мониторинг. Исходя из потребностей рынка, определен перечень из 68 специальностей, по которым проводится обучение в 28 учебных центрах. Один из таких, ТОО «КазТоцГрупп», уже в течение трех лет удовлетворяет спрос на подготовку квалифицированных гидов и экскурсоводов для туристической отрасли Алматы. Рынок труда всегда чутко реагирует на спрос и предложения. К примеру, возросший интерес к внутреннему туризму, повышение качества туристской инфраструктуры положительно отразились и на рынке труда. Профессиональных экскурсоводов готовят на казахском, русском, английском, китайском языках. Как сообщила администратор центра Ирина Кащенко, за три года существования подготовлено более 300 сертифицированных экскурсоводов и гидов.
– Спрос высокий, в основном заявки поступают от турагентств. Наша задача – как можно качественно обучить будущих турагентов и гидов-экскурсоводов. Какая-то часть курсантов обучается по программе городского Центра занятости. В основном приходят люди в возрасте от 29 до 50 лет, чтобы приобрести новую профессию. На платные курсы записываются турагенты, желающие пополнить свои знания, – подчеркнула она.
Напомним, что в стране реализуется государственная программа продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы «Еңбек». В нынешнем году 2 500 юношей и девушек из числа выпускников 9–11-х классов, не набравших пороговый балл ЕНТ, а также члены малообеспеченных семей могут пойти на двухгодичные курсы. Государство оплачивает учебу, выплачивает стипендию и предоставляет один раз в день горячее питание.
Нам удалось переговорить с работодателями и узнать, каких именно специалистов они ищут, какие требования предъявляют. По словам помощника директора по кадрам Натальи Финагеновой, ТОО «Титан сервис» занимается поставкой и производством оборудования для пунктов общественного питания. Кадры они ищут через объявления на сайтах, участвуют в подобных ярмарках вакансий, отправляют запросы в вузы. Она опровергла бытущее мнение, что работодатели не читают многочисленные резюме, которыми заполнены сайты агентств по поиску персонала.
– Мы внимательно отбираем все резюме и приглашаем всех соискателей на собеседование, чтобы у всех были равные шансы. Для нас это наиболее удобный метод поиска персонала, – отметила она.
Есть и такие работодатели, которые не могут найти на этом большом рынке труда подходящие кадры. Как рассказал «КП» директор ТОО «Нефтетехника» Алексей Казаковцев, они испытывают постоянный дефицит сварщиков и электросварщиков, хотя регулярно дают объявления на различные сайты.
– Для нас также большой проблемой стал поиск токарей. Вот уже несколько лет мы не можем найти молодые кадры, из которых готовы вырастить квалифицированных специалистов, пока есть наставники, готовые передавать свой опыт. Более того, компания остро нуждается в инженерах-конструкторах, инженерах-технологах, – говорит Алексей Казаковцев. – Вузы и колледжи должны более точечно работать на рынке труда, отслеживать его, быть заинтересованными трудоустроить своих выпускников.
Как отметила координатор проекта Selfmade общественного фонда Jas Qadam Айгуль Нисупова, все анкеты, заполненные молодежью и работодателями, будут тщательно проанализированы, чтобы понять запросы работодателей и предпочтения молодых специалистов.
– Мы считаем, что встреча работодателей и потенциальных работников на одной площадке – это уже шаг для решения вопроса трудоустройства молодежи, – говорит представитель общественного фонда.