«Ван Гог. Тайны гения или безумца» – выставка под таким названием проходит в столичной арт-галерее «Хас Санат».
Здесь представлено более 50 репродукций картин великого мастера – как знаменитых, так и малоизвестных, и по ним можно проследить весь творческий путь художника. Масштабные полотна выполнены в технике «жикле», позволяющей воссоздавать шедевры на натуральном холсте. Особенность этой техники в том, что на картине можно увидеть даже кракелюры (трещины красочного слоя) и волоски кисти художника, которые были на оригинале.
На часовой экскурсии PR- и арт-менеджер, гид галереи «Хас Санат» Алмагуль Маликова знакомит посетителей с творчеством Винсента Ван Гога и рассказывает о неизвестных подробностях его биографии, о знаковых сюжетах художника.
– Из десяти лет творчества самыми яркими, чудесными я бы назвала четыре, потому что в течение этого времени художник написал свои сильнейшие работы, – рассказала Алмагуль Маликова. – Творчество Ван Гога можно разделить на несколько периодов. Так, картины голландского периода 1881–1885 годов выполнены в темных, даже мрачных тонах. И дело не только в том, что в то время в Голландии было принято писать темными красками. Автопортреты, лица крестьян всегда печальны, что, безусловно, характеризует и самого художника, его настроение.
Об этом свидетельствуют, например, солнечные лучи, которые на автопортретах того периода всегда почему-то падали позади Ван Гога, как бы показывая, что он не получал человеческого тепла, его мало кто понимал и поддерживал. Как известно, из всех членов семьи только младший брат Тео на протяжении всей жизни был очень близок с Винсентом: именно с ним художник делился планами и проблемами, ему писал письма. К слову, некоторые из них представлены на выставке.
Среди запоминающихся работ – картина «Деревня на закате», которую называют одним из самых лирических произведений Ван Гога голландского периода. Крестьянской тематике посвящены многие полотна художника, но в этой работе он показывает ее с другой стороны: тяготы сельской жизни, убожество и серость быта уходят на второй план – и перед зрителями открывается сцена, полная тихой красоты, передающая спокойную вечернюю атмосферу. Здесь нет глубокой землистой черноты, характерной для голландских картин автора.
Также на выставке представлены картины «Крестьянка, вяжущая снопы», «Жнец с серпом», созданные художником по работам Жана-Франсуа Милле. В центре композиции последней – молодой крестьянин. И хотя самого солнца на полотне нет, Ван Гог рисует зной с помощью цвета неба: оно и желтое, и красное, словно раскаленное. Естественность сюжета и неповторимость манеры письма Ван Гога делают эффектной даже картину с таким простым сюжетом.
– Начиная с серии работ с крестьянами, уже можно заметить зарождение его профессионального почерка. Именно тогда Тео, видя, что брат находится в творческом поиске, приглашает его в марте 1886 года переехать к себе, в Париж, чтобы из темных тонов он перешел на более светлые и попробовал писать по-новому. Парижский период Ван Гога наглядно показывает, как обстановка круто меняет человека: насыщенные работы, переход из реализма в импрессионизм и постимпрессионизм, мазок становится точечный и открытый, – отмечает гид.
За два года жизни в Париже Ван Гог написал множество натюрмортов, знаменитые картины с подсолнухами. В экспозиции выставлены «Ресторан «Риспаль» в Аньере», «Вид на Париж из номера Винсента на Рю Лепик» и приковывающая взгляд «Куртизанка». Эта картина привлекает внимание не только загадочным изображением гейши, но и рядом деталей. Скрытые подсказки на полотне – журавль и лягушка – намекают на род занятий героини: эти слова во французском – синонимы «куртизанки». Женщина, кстати, нарисована с использованием четких линий, что подтверждает влияние на художника японских гравюр.
Переезд из Парижа в Арль – событие, имевшее огромное значение для становления Ван Гога как яркого живописца. Его произведения приобрели новый колорит, изменения коснулись и самой техники исполнения, он все больше стремился к использованию приемов и методов, отражающих его эмоциональное состояние и отношение к действительности. Интересны работы «Спальня Ван Гога», «Кресло Гогена», а картину «Ночное кафе» можно смело отнести к экспрессионизму, несмотря на то что этот термин был введен в искусствоведение гораздо позже.
Психология цвета – неумолимая вещь, и художник использует ее как один из главных способов передачи основной идеи произведения.
– В арльском периоде мазок превращается в прямую линию, а вот после – уже в Сен-Реми – прямая линия раскручивается в разных направлениях, дает движение и ритмику. Здесь, в психиатрической лечебнице, зародилась работа «Звездная ночь», ставшая символом его творчества. Если в арльском периоде звезды на картинах мелкие, то здесь они большие, яркие: мы наконец-то получили Ван Гога таким, каким он себя ощущает – великим, он раскрыл себя, обрел свой стиль, – рассуждает Алмагуль Маликова.
Искусствоведы считают, что оптимальное восприятие одной из самых удивительных картин Ван Гога – «Звездной ночи» – невозможно на небольшом расстоянии: такова специфическая, завораживающая техника, характерная только для этого художника. Уникальное сочетание цвета, композиция подчеркивают глубину и контраст, и это делает картину невероятно привлекательной для глаз и захватывающей до трепета в груди.
Картина «Цветущие ветви миндаля» – одна из последних работ Ван Гога, написанная в Овере после того, как Тео сообщил ему о рождении племянника. По замыслу автора ветви миндаля обозначают начало новой жизни, и хотя полотно выполнено в несвойственной художнику манере, а цветовое решение достаточно ограничено, в письме к брату Ван Гог отмечал, что это первая работа, которой он по праву гордится.
– Он пытался выплеснуть все свои переживания и эмоции на полотно. Может быть, в этом видел излечение от болезни. На протяжении жизни он писал автопортреты, пытаясь таким образом понять себя, проанализировать и посмотреть со стороны, как изменился, – считает Алмагуль Маликова. – Наверное, Ван Гог чувствовал, что именно искусство может дать прочную почву под ногами. Поэтому мы получили такие яркие работы, такого яркого художника.
Попытаться раскрыть тайны гениального художника, увидеть замечательные репродукции его картин можно до 27 февраля.