Неповторимый почерк мастера

1570

Творчество известного графика ХХ века Евгения Сидоркина получило признание при жизни мастера и стало национальным достоянием страны. В советское время не было, пожалуй, столицы союзной респуб­лики, где бы ни выставлялись его творения. Они экспонировались более чем в двадцати странах мира. Работами Сидоркина восторгались немцы и французы, американцы и канадцы, англичане, итальянцы, японцы, голландцы, финны, шведы… Они были отмечены самыми высокими наградами, в том числе золотыми медалями в Лейпциге и Кракове. 

Галерея Art Hall Gazeeff представила уникальные графические работы серий литографий художника – «Казахские национальные игры», «Читая Сакена Сейфуллина», «Казахский эпос», «Аксакалы», «Из мглы веков», вошедшие в золотой фонд казахстанского искусства. Они легко узнаются по неповторимому почерку большого мастера, который сумел точно и емко визуализировать образы казахского эпоса и литературы. Вся мощь его таланта была отдана казахской земле, ее истории, людям. 

«Он настолько глубоко понял и прочувствовал национальную культуру казахского народа, что его творчество стало неотъемлемой частью истории казахстанского изобразительного искусства, – пишет доктор философии Гульмира Шалабаева в выпущенном ею в 2005 году художественном альбоме-монографии «Евгений Сидоркин. Антология художественного метода». – Ему явно присущ романтизм мировосприятия, занимавший значительную часть его универсального мировоззрения. Он оказался предтечей сегодняшнего увлечения древними петроглифами и искусством саков. Его проникновенные, тонкие работы поражают современностью, разнообразием тематики и жанров, широтой творческого диапазона. Благодаря яркому таланту мастера все новые поколения зрителей имеют уникальную возможность оценить богатство и колорит национальной культуры».

Очень точные слова о творчестве Сидоркина сказал в свое время писатель Дмитрий Снегин: ­­­

«…Искусство как явление предполагает понимание тайны времени. Таким, остро чувствующим время, я узнаю Евгения Сидоркина и в его пронзительно-достоверных салтыково-щедринских листах, и в листах казахского периода. Об этих работах, полных экспрессии, нежности и гнева, доброй улыбки и беспощадной сатиры, подкупающего проникновения в душу казахского народа, знатоки писали немало исследований. И еще напишут. Меня в них поражает не только мощь и обаяние самобытного таланта, но и высокая гражданственность художника-интернационалиста. Он, Евгений Сидоркин, стоит в ряду тех, кто проложил пути современному казахскому изобразительному искусству к вершинам мировой культуры, вызвав у людей многих стран жгучий интерес к нашему Отечеству, к его сегодняшней истории и современной созидательной жизни казахов…»

Замечательный художник сделал важные пластические открытия в графике ХХ века. В едином декоративном стиле – выразительными черными силуэтами с белыми линиями контуров – он создает иллюстрации к «Казахскому эпосу». Свой декоративный прием мастер развивает и обогащает в серии станковых литографий «Казахские национальные игры». Работая над этой серией, Сидоркин признавался: «Казахские национальные игры поразили меня своей смелостью и азартом. Причем прежде всего я хотел подчеркнуть их вневременность, то есть то, что игры были двести лет тому 

назад и они будут существовать всегда. Ведь народ любит азартные и смелые состязания. В них наиболее ярко проявляется его душа». 

«Казахские национальные игры» обрели огромную известность. Они завоевали признание как в Советском Союзе, так и за рубежом. 

– Колорит национальной игры менее всего аналогичен просто спорту: это дух земли и все ее страсти и обычаи. А спонтанная энергия движения, прежде всего скачки на лошадях, живописует нрав и степень открытости как в характерах народа, так и в степном пространстве, безграничном и солнечном. Вот эти качества и запечатлел влюбленный автор, в вихре конных состязаний увидев и показав нам энергию жизни, – отметила кандидат искусствоведения Сауле Беккулова. 

Еще один крупный труд художника – не раз удостаивавшаяся международных премий серия монументальных литографий «Читая Сакена Сейфуллина», сюжетно связана с мотивами поэтических произведений классика казахской литературы. Как также отмечают искусствоведы, герои поэзии Сейфуллина, переданные языком графики, воспринимаются как каменные монументы благодаря увеличению масштаба фигур, особой шероховатой фактурности изображения и свое­образно построен­ным компози­циям. Литография, по словам самого автора, являлась его первой и последней любовью. 

На протяжении двух десятков лет создавались автолитографии из цикла «Из мглы веков». Здесь в полную силу проявился пластический язык графика, созвучный традициям народного искусства по ритму, колориту и темпераменту. 

Особое место в наследии мастера занимают иллюстрации к роману-эпопее Мухтара Ауэзова «Путь Абая», за которые Евгений Сидоркин был удостоен Государственной премии республики имени Чокана Валиханова. Среди работ художника в книжной графике наиболее известны иллюстрации к казахским народным сказкам «Веселые обманщики», к роману Салтыкова-Щедрина «История одного города», «Басням» Сергея Михалкова, роману Раб­ле «Гаргантюа и Пантагрюэль». 

Каждый графический лист, созданный великим мастером, – это шедевр. И творчество Евгения Сидоркина, прославившее отечественное искусство в мировом масштабе, останется на века.

Марина МИХАЙЛОВА, Алматы, m.mihaylova@kazpravda.kz

Популярное

Все
В рамках официального визита в Казахстан Президент Финляндии Александр Стубб провел лекцию в Maqsut Narikbayev University (MNU)
Технический колледж: практика и трудоустройство
Инициативы Национального курултая реализуются
Наследие не для «черных копателей»
Возобновляемая энергетика – флагман зеленого перехода
«Цифра» на вооружении районной полиции
В извечном стремлении к свободе
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
В Мангистау на службу заступил новый корабль береговой охраны
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Астане проходят праздничные концерты ко Дню Республики
Выставка «Казахский тазы» стартовала в Алматы
С 24 октября стартует акция «Republic Day»
Мажилис утвердил бюджет на 2026–2028 годы
Шымкентский НПЗ отметил 40-летие рекордными достижениями
Капитальный подход к переработке
Не хватило опыта для победы
Депутаты рассмотрят законопроект о банках и банковской деятельности
Телепортация по-казахски: как повороты судьбы могут привести к счастью
Пенсионерам вход бесплатный
Треть урожая ушла под снег
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Чем может гордиться Темиртау?
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Лювак для бодрости
Синоптики рассказали о погоде в Казахстане на октябрь
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области

Читайте также

Уникальные манускрипты представили в столице
«Казахфильм» принял участие в Международном ТВрынке MIPCOM …
Красота – в многоликости
Казахстан и Эстония расширяют сотрудничество в сфере культу…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]