Актуальность повестки пленарных заседаний Мажилиса, как правило, формируется не только важными законопроектами, но и депутатскими запросами. Прошедшее вчера заседание под председательством спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина не стало исключением. Депутаты озвучили запросы, решение которых потребует от исполнительных органов незамедлительных решений.
Согласно повестке депутаты одобрили ратификационный законопроект – Протокол, содержащий изменения в Соглашение о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении Евразийской экономической комиссией полномочий по контролю над соблюдением единых правил конкуренции. Как отметил председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан Серик Жумангарин, с момента формирования Евразийской экономической комиссии как постоянно действующего регулирующего органа ЕАЭС прошло почти 10 лет. За этот период для государств – членов ЕАЭС обеспечены благоприятные условия для функционирования единой политики в части совершенствования антимонопольного законодательства.
Глава агентства отметил, что комиссия в рамках реализации своих полномочий по контролю над соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках запрашивает и получает необходимую информацию, в том числе конфиденциальную, от органов государственной власти, юридических и физических лиц.
– Соглашение регулирует порядок обращения с конфиденциальной информацией и регламентирует ответственность сотрудников комиссии за ее разглашение при получении конфиденциальной информации, – пояснил он.
Он отметил, что ратификация и принятие протокола позволят обеспечить полную реализацию полномочий Евразийской экономической комиссии по контролю над соблюдением общих правил конкуренции в соответствии с положениями Договора о ЕАЭС.
В ходе обсуждения депутаты задали ряд вопросов. Так, Жанна Тельпекбаева, отметив, что, согласно документу, должностные лица ЕЭК будут иметь доступ к конфиденциальной информации в объеме, необходимом для исполнения ими должностных обязанностей, констатировала, что выражение «объем, необходимый для исполнения» является абстрактным. «Как этот объем будет измеряться?» – спросила она.
По словам Серика Жумангарина, соглашение о доступе к конфиденциальной информации и ее неразглашении подписывается одновременно с приемом на работу.
– То есть круг должностных обязанностей и ограничивает доступ к конкретной информации. От этого, кстати, и ответственность зависит. Самый большой доступ – у члена коллегии, то есть министра. Ну и соответственно за разглашение он рискует потерей иммунитета и дальнейшим наказанием. В каждом расследовании есть блок конфиденциальной информации. Кому-то министр дает доступ – скажем, директору департамента расследований, кому-то дается ограниченная версия без конфиденциальных сведений, – пояснил он.
Мажилисмен Анатолий Бойчин поинтересовался, имелись ли факты привлечения к ответственности за разглашение конфиденциальной информации. По словам Серика Жумангарина, таких фактов не было.
На пленарном заседании парламентарии сделали ряд депутатских запросов в адрес государственных органов. В частности, депутат Мажилиса Аманжан Жамалов считает необходимым провести комплексный аудит активов фонда «Самрук-Казына».
Отметив, что при создании фонда ставилась цель – через профессиональное корпоративное управление нацкомпаниями увеличить эффективность их деятельности, депутат подчеркнул, что суммы дивидендов в госбюджет от «Самрук-Казына» все это время были значительно меньше, чем средства, направляемые из бюджета на их инвестиционные проекты.
– В каком бы формате граждане ни получили право на владение долей в фонде, без такой оценки и ее опубликования в открытом доступе они не будут знать, что им предлагают – реальные инвестдоходы или огромные долги. Если не дать точный и конкретный ответ на этот вопрос, в неведении будут также находиться как нынешние, так и будущие потенциальные инвесторы, – уверен Аманжан Жамалов.
По словам мажилисмена, долг «Самрук-Казына» превышает 7,5 трлн тенге.
– Сейчас нам очень важно принять такие решения, которые бы способствовали укреплению нашей экономики, – подчеркнул Аманжан Жамалов.
А депутат Екатерина Смышляева подняла вопросы социальной ответственности отечественных и иностранных инвесторов. По мнению депутата, социальный аспект должен стать одной из важных частей концепции новой инвестиционной политики, которая разрабатывается по поручению Президента страны. Для этого мажилисмены предлагают закрепить в инвестдоговорах специальный раздел по социальным обязательствам. А для социально ответственных компаний считают возможным предоставление дополнительных льгот.
– Сегодня ни одно из трех существующих типов инвестиционных соглашений не содержит раздела по социальным обязательствам инвесторов в отношении работников предприятий. И если отечественные компании, как правило, выполняют эти обязательства без формальных договоров, то этого нельзя сказать об иностранных инвесторах. Работники должны иметь социальный пакет, безопасное рабочее место, возможность повышать квалификацию и развиваться, – отметила Екатерина Смышляева.
Мажилисмен Азат Перуашев поднял вопрос о частной монополии на подъездные железнодорожные пути.
Депутат, глава фракции Народной партии Казахстана Айкын Конуров призывает новый Кабмин принципиально перезагрузить антиинфляционную политику в стране.
Депутат констатировал, что по итогам 2021 года государственные органы заявили о том, что над продовольственной инфляцией в стране удалось одержать серьезную победу.
– Обращаем внимание нового состава Правительства на то, что чрезмерная политизация инфляционной проблемы не только не способствует, но и осложняет ее решение. Общий уровень цен на продовольствие поднялся. Рост за 2021 год достиг 9,9%. В структуре потребительских расходов населения 56,7% приходится на продовольствие. В ряде регионов – свыше 60%. При этом две основные статьи расходов – это хлеб и крупы, мясо и мясопродукты. За январь – ноябрь 2021 года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, хлебобулочные изделия и крупы подорожали на 9,1%, из них крупы – на 20,2%, макаронные изделия – на 11,5%. Мясо выросло в цене на 8,7%, в том числе баранина – на 15,1%, конина – на 10%. Таким образом, подорожание важнейших для простых людей продуктов исчисляется двузначными цифрами. Так что победу над ростом цен можно назвать чисто тактической, – считает депутат.
При этом, привел данные он, на начало 2022 года фиксируется новый виток цен.
– Призываем новое Правительство принципиально перезагрузить подходы к антиинфляционной работе. Нужна глубокая, научно обоснованная, слаженная работа, прежде всего аналитическая. Казахстану нужна национальная антиинфляционная стратегия с ориентирами на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. Особо обращаем внимание на то, что инфляция в Казахстане не монетарная, а мы ее импортируем, значит бороться с инфляцией, применяя методы ужесточения денежно-кредитной политики, категорически нельзя, – сказал Айкын Конуров.
Он отметил, что важно найти баланс и обеспечить реальный рост доходов населения, не допустить, чтобы повышение зарплат и социальных выплат отставало от роста потребительских цен.