Олжас Сулейменов, посвятивший первую поэму «Земля, поклонись человеку!» Ю. Гагарину, гениальному подвигу человечества, особо выделяется мощью природного таланта и величием гражданского облика.
Знаменитая поэма начинается следующими словами:
...Разгадай:
Почему люди тянутся к звездам?
Почему в наших песнях
Герой – это сокол?
Почему все прекрасное,
Что он создал,
Человек, помолчав,
Называет – Высоким?
Эти строки полны мощной взрывной силой, клокочущей неуемной энергией. «Без открытий, без удивления нет искусства», – пишет Георгий Марков. Подтверждением этого является вулканоподобный талант Олжаса Сулейменова и поэма «Земля, поклонись человеку!», рожденная им.
Неповторимых личностей порождает само время. Олжас Сулейменов – Личность, которую явила в жизнь наша эпоха.
В эпоху, когда жизнь настолько разнообразна, ускорена и противоречива, трудно сделать исторические открытия или поразить своих современников ярким произведением. Для этого ты должен быть особо одаренным человеком, всесторонне образованным и тонко чувствующим биение времени. Жизнь, тем не менее, дарит нам таких людей!
Удивительно пророческий и до конца нами не осознанный смысл таят слова Стефана Цвейга, утверждавшего: «Открытие Востока – последний из трех этапов грандиозного расширения европейского кругозора. Первым радостным потрясением для европейского духа было открытие античности, собственного великого прошлого. Вторым событием такого рода – оно почти совпало с первым – явилось открытие будущего – в океане, который дотоле почитался бесконечным, всплыл на поверхность целый континент – Америка. Горизонт отодвинулся в необозримую даль, в неведомые страны, причудливые растения возбуждали проснувшуюся фантазию, наполняя европейский дух новыми замыслами и безграничными дерзаниями. Третье, самое недавнее открытие – трудно даже понять, почему оно свершилось так поздно, – это открытие Востока для Европы».
Восточная культура, уходящая корнями вглубь веков, явила миру великих мыслителей: аль-Фараби, Насими, Фирдоуси, Саади, Рудаки, Махтумкули, Абай. Сегодня среди таких ярких звезд, как Чингиз Айтматов, Расул Гамзатов, Мустай Карим, мы отводим особое место Олжасу Сулейменову. В его стихах, отличающихся глубинным полифоническим звуком, новшества формы используются не ради внешнего эффекта, а порождены особым видением и глубокими раздумьями, которые благодаря его бурному таланту выплескиваются через край.
У поэзии Олжаса есть два крыла. Одно берет начало в русской и западной классике, а другое напоено восточной, самоисконной казахской национальной поэзией. Поэтому творчеству Олжаса Сулейменова присущи мудрость Пушкина, романтизм поэзии Лермонтова, новшество и своеобразие Владимира Маяковского, глубина и сложность, отличающие творчество Андрея Белого, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, глубинное иносказание восточной поэзии, широкий эпический размах казахского фольклора, огненное дыхание стихов Махамбета, глубокая захватывающая мысль поэзии Абая. Редкое явление: когда каждый из этих отдельных миров находит свое новое качество в творчестве одного поэта. Вот почему творчество Олжаса Сулейменова, ставшее «вечной песней жизни под просторным небом», считается ярким явлением мировой литературы.
Масштабность, возвышенность, глубина и всеобъемлемость творчества поэта притягивают и захватывают читателя.
…Нет Востока,
И Запада нет.
Нет у неба конца.
Нет Востока,
И Запада нет,
Два сына есть у отца.
Нет Востока,
И Запада нет.
Есть
Восход и закат,
Есть большое слово –
ЗЕМЛЯ!
Даже читая этот небольшой отрывок, не признать силу таланта поэта невозможно. Поэзию свою он питает из великих гуманистических идеалов, где дума о судьбе человечества выносится на первый план. И неспроста говорит поэт: «Мы кочуем навстречу себе, узнаваясь в другом». Глубокий смысл и в другом мудром высказывании поэта: «Писатели восстанавливают летопись Мира и Любви, чтобы от многообразия лживых вер человечество когда-нибудь пришло к единству сознания».
У гражданина, который не сопереживал в горе вместе со своим народом, нет морального права принимать участие в его радости. Так и невозможно нелюбящему человечество стать певцом планетарного масштаба. Подлинные таланты однажды воспевают надежды и чаяния не только своего, но и других народов, своим творчеством служат гуманизму. Яркие свидетельства тому – произведения англичанина Джорджа Гордона Байрона, венгра Шандора Петефи, испанцев Федерико Гарсиа Лорка, Рафаэля Альберти, поляка Адама Мицкевича, француза Поля Элюара, турка Назыма Хикмета, чилийца Пабло Неруды… Подобно недремлющему соколу, поэт всегда чуток и беспокоен. Наверное, поэтому и писал Виктор Гюго:
Паж, вставайте, – не до сна!
Мне седлайте скакуна!
Настоящий поэт не может быть привязанным к письменному столу и кабинету, он является настоящим общественным деятелем, ведущим сражение за судьбу мира. Так, в стихотворении «Айналайын», которое по духу близко к вышеназванным строкам Гюго, Олжас Сулейменов говорит:
Кочую по черно-белому свету.
Мне дом двухэтажный построить
советуют,
а я, как удастся какая оказия,
мотаюсь по Африкам, Франциям, Азиям.
В Нью-Йорке с дастанами выступаю,
в Алеппе арабам глаза открываю,
вернусь,
И в кармане опять –
ни копья;
Копье заведется –
опять на коня!
Отчего так обеспокоен поэт? На этот вопрос дают ответ опять же произведения Сулейменова:
Кружись, айналайын, Земля моя!
Как никто,
я сегодня тебя понимаю,
все болезни твои
на себя принимаю,
я кочую, кружусь по дорогам
твоим...
Таково гражданское кредо поэта. А. Пушкин считал: «История народа принадлежит поэту». Свойственное О. Сулейменову чуткое отношение к судьбам мира заключается не только в силе его таланта, но и в умении, как гражданина, любить человечество и осознавать ответственность перед обществом и временем.
«Карьера – высокая скала, ползком на нее может подняться и змея; взмахнув крыльями, и сокол», – говорил Абай. Олжас Сулейменов, взмахом орлиных крыльев поднявшийся до высот всемирной литературы, стал счастливым поэтом, достигшим и высот гражданственности. Он побывал на всех континентах – как поэт и как общественный деятель – с идеями гуманизма и прогресса, сохранения дружбы между народами. Работа эта необходима, очень ответственна, и ее справедливо можно отнести к гражданскому подвигу. Это подтверждают потоки писем, идущие со всех концов света на имя поэта, публициста, общественного деятеля, ученого, мыслителя и гражданина… Почта Олжаса Сулейменова – это вообще отдельная и очень интересная тема.
Олжас Сулейменов – духовный наследник великих. Его, человека особого дарования, Л. Мартынов оценивал как «лингвиста по натуре, инженера-геолога по образованию, поэта милостью божьей»: «И – да не прозвучит это парадоксом – Олжас, щедрый в своих творениях на имена людские, не случайно столь скупо упоминает Чокана Валиханова («Я бываю Чоканом, Конфуцием, Блоком, Тагором!») и Абая («Но жив Абай, разоблачавший тупость и чванство девятнадцатого века»). Это все потому, что близость к ним он рассматривает как нечто само собой разумеющееся, потому что фактически он сам является духовным их продолжением!.. В «Глиняной книге», занимающей большое место в творчестве поэта, сложный, многогранный талант… расширил не только тематические просторы поэзии, но и распахнул горизонт его поэтического мышления. Примером тому могут послужить стихотворения о космосе, красавице Африке, о Париже, об улицах Нью-Йорка, красном и черном гонце, греческом зале, о площади Пушкина...»
Когда-то великий Гейне говорил, что трещина мира проходит через сердце поэта. Эти слова можно увязать с творческой судьбой и гражданским обликом талантливого и крылатого сына нашего народа, одного из ярчайших поэтов нашего времени Олжаса Сулейменова. Поэтому и понятны всему человечеству полные прогрессивных и гуманистических идей мудрые размышления Олжаса Сулейменова, воспринимающего боль мира как свою боль.
В одной из статей Мустай Карим писал: «Всякий истинный художник приносит в искусство свой восьмой, до него не существующий день недели или хотя бы несколько минут того дня в зависимости от величины его дарования». Говоря о творчестве Олжаса Сулейменова, следует добавить, что восьмой день недели поэта, историка, публициста и мыслителя является особенно плодовитым. Свидетельством тому его звездные стихи и научные исследования, ставшие достоянием золотого фонда всемирной литературы. Оставив в стороне десятки научных статей и доклады, которые загоняли в тупик многих эрудитов и знатоков, вспомним только книгу «Аз и Я». Несмотря на некоторые спорные предположения и выводы, вызвавшие в свое время горячие дискуссии, этот труд стал явлением в культурной жизни, научным откровением и гражданским подвигом. А книга «Язык письма», с новым, поистине революционным взглядом на историю человечества и единство всех языков, возможно, будет по достоинству оценена лишь в XXI веке.
Олжас Сулейменов свое сложное, многогранное творчество сочетает с широкомасштабной общественной деятельностью, также получившей международное признание.
«Лишь истинный сын прославляет свою страну», – гласит народная мудрость. Эти слова также – об Олжасе. Так, в 1986 году в городе Бомбее, находясь в составе советской делегации, принявшей участие в V международной встрече «Запад – Восток», в 2007 году в Париже на презентации моей книги, вышедшей на французском языке, и услышав высокие отзывы об Олжасе Сулейменове из уст видных представителей, прибывших из Америки, Англии, Франции, Германии, Японии, я вспомнил строки Евгения Евтушенко: «Талантов у нас много, дайте мне личность!» Таких, как Олжас Сулейменов, – не только настоящих талантов, но и выдающихся личностей – единицы.
В статье «Возвысить степь, не унижая горы» («Правда», 27 января 1989 года) О. Сулейменов заявил: «Обобщенного научного знания о судьбах этого огромного куска Евразии не написано: концепция его не выработана. Наши усилия должны быть направлены на то, чтобы разоблачить ложный догмат, утверждающий, что предки наши всегда только враждовали. Войны – это мгновения, яркие, кровавые, но мгновения в исторических сутках. А сутки состояли и из светлых времен дня, когда люди жили, общались, торговали, обменивались орудиями ремесла, любили друг друга. Но и враждовали тоже. Это нормальная, противоречивая жизнь любых обществ. Нужно восстанавливать летопись Мира в противовес летописи Войн. И тогда мы увидим, что наша встреча в XX веке не случайна, она состоялась не по воле гениев: подготовлена всем нашим прошлым. Словом, возвышаясь – не унижать, расти вместе, подниматься сотворчеством».
28 февраля 1989 года – лишь миг в бесконечности времени, но этот день войдет в перечень золотых дат нашей истории. Переполненный зал Союза писателей Казахстана не смог вместить всех желающих, все людское море, которое бурлило и волновалось у здания союза и внутри него. На трибуне – Гражданин, Поэт и Человек Олжас Сулейменов. Он зачитывает обращение к народам о создании общественного движения «Невада – Семипалатинск», задача которого навсегда запретить тридцатилетние испытания ядерного оружия в Казахстане.
Есть люди, у которых обострено чувство сострадания, сопереживания ближнему. Есть люди, которые, как обнаженный нерв, сразу же реагируют на любое изменение в организме народа, есть люди, сердца которых всегда вместе с народом. О запрещении ядерных испытаний у нас, в республике, мы все говорили давно, много, но... друг другу. И вот движение «Невада – Семипалатинск», во главе которого Олжас. Трудно передать, насколько в унисон бились сердца людей. Вопросы социальной справедливости, контроль над деятельностью министерств и ведомств, экологической обстановкой, содействие развитию отдаленных районов республики и другие вопросы – все самые болевые точки обозначил О. Сулейменов.
Он – поэт, пламенный публицист, настоящий борец. Не только слова, но и каждый мужественный поступок Олжаса Сулейменова вызывают уважение.
Олжас всегда готов откликнуться на просьбы и боль любого человека. Он отдавал свои личные сбережения бедствующим Арала, жертвам декабрьских событий купил квартиры, помогал восстанавливать справедливость несправедливо обиженным. Ибо подлинный гуманизм, доброта души не могут быть безадресны, они направлены на конкретные цели, на конкретных людей. Олжас Сулейменов многомерен. Обладает видением провидца, осознает значение гуманистических основ человеческого бытия и ответственность за грядущее человечества.
Зерно, упавшее в определенную ему природой почву, может дать всходы лишь тогда, когда вберет в себя все необходимые для роста питательные соки. Искра Божья, заложенная в человеке, вспыхивает многокрасочными сполохами, когда тот осознает себя сыном Земли, независимо от вероисповедания, цвета кожи, идеологии.
Каждая эпоха в истории любого народа дает миру выдающихся личностей. Они настолько неразрывно с нею связаны, что через познание этих личностей лучше познаешь и саму эпоху. В казахском народе имена великих Абая, Чокана, Аблая, Толе-би, Казыбек-би, Каныша, Мухтара говорят о минувших днях много яснее, чем сухая констатация фактов. Сегодняшняя история делается нашими руками, нашими делами и нашими помыслами. И такими нашими личностями, как Олжас Сулейменов.
* * *
Известный писатель Сабит Досанов сделал Олжасу Сулейменову замечательный подарок к его 80-летию. Он написал и издал роман «Наркескен» («Меч особой силы»).