Вышедшая на маршруты первая партия новеньких автобусов радует горожан не только комфортом, но и доступностью проезда: для взрослых – 50 тенге, для детей – 20, вселяя уверенность в том, что вызывающую множество нареканий систему пассажирских перевозок можно реформировать. За два десятилетия, после того как в конце 90-х годов минувшего столетия Кызылорда лишилась погрязшего в долгах и банальном воровстве муниципального автобусного парка, здесь действительно сложилась удручающая картина.
Новый хозяин обанкроченного предприятия сменил профиль деятельности. На городских маршрутах вместо «Икарусов» и ЛиАЗов оказались частные, в большинстве своем изношенные и маловместительные автобусы, в том числе более полутысячи микроавтобусов «газель». Ослабление централизованного контроля породило водительскую вольницу. В погоне за прибылью водители общественного транспорта стали игнорировать не только графики движения, но и нередко ПДД. Иногда, как показывают полицейские рейды, пассажиров возили лица в состоянии алкогольного опьянения.
С приходом ТОО «Автобусный парк Кызылорда», реализующего проект по созданию современного автобусного парка, действительно появился реальный шанс добиться перемен к лучшему. Предприятие, получив доступный кредит Европейского банка реконструкции и развития и АО «НК СПК «Байконур», приступило к строительству парка со всей необходимой инфраструктурой, с ремонтными мастерскими и газозаправочными станциями. Запланирована и покупка новых автобусов, до конца текущего года их количество должно вырасти до сотни.
И конечно же, под самое пристальное внимание в ТОО «Автобусный парк Кызылорда» попали кадровые вопросы. Прежде чем сесть за баранку дорогостоящей техники, все водители прошли жесткий отбор и основательную стажировку. Чтобы обеспечить порядок на маршрутах и безопасность перевозок, налажен контроль за состоянием здоровья водителей, за соблюдением графиков, анализируются и данные установленных в автобусах видеокамер.
Юрий ЛИ,
Кызылорда