С одной стороны, деревня, да и город, плачут о нехватке рабочих кадров, например, механизаторов, строителей, сварщиков, электриков, коммунальщиков, животноводов. С другой, судя по числу выпускников учебных заведений профтехобразования, их, должно быть, уже перебор. Об этом мы беседуем с руководителем управления образования Акмолинской области Балым Избасаровой.
– Балым Собетовна, вы согласны с тем, что на рынке труда сложилась ситуация, лишенная всякой логики: безработица ищет рабочих.
– Давайте не будем торопиться с ответом. Вначале расскажу, что мы делаем, а вывод придет сам собой. Подготовку квалифицированных рабочих кадров, специалистов среднего звена осуществляют 38 учреждений технического и профессионального образования (ТиПО), в том числе 29 государственных и девять частных с общим контингентом 20 970 студентов, среди них на условиях госзаказа обучаются 13 255. Подготовка рабочих ведется по 94 специальностям, 139 квалификациям. Сельское хозяйство, металлургия и машиностроение, транспорт, строительство и коммунальное хозяйство, энергетика, связь, телекоммуникации, информационные технологии, педагогика, медицина, сфера обслуживания, искусство и культура – вот неполный перечень профильных отраслей, куда мы после обучения направляем своих выпускников.
– Извините, но раньше СПТУ готовили в основном водителей, механизаторов широкого профиля, строителей, поваров, сварщиков и, пожалуй, на том местное профтехобразование заканчивалось, зато с трудоустройством учащихся не было никаких проблем.
– Современный рынок труда диктует свои условия, среди которых главное – обеспечить его потребности качественной рабочей силой. Перечень специальностей, считай, каждый год обновляется. В учреждениях ТиПО появились такие дисциплины, как «Геодезия и картография», «Архитектура», «Проектирование», «Технология машиностроения», специальности – «техник-геодезист», «техник-проектировщик», «техник-механик», «техник-технолог»… Кроме того, в рамках Плана нации «100 конкретных шагов» Главой государства поставлена задача по подготовке кадров для шести ключевых отраслей экономики. Они начинают обучение в лучших десяти колледжах и десяти вузах. Высшая техническая школа города Кокшетау (ВТШ) вошла в состав десяти ведущих партнерских колледжей страны для реализации двух экспериментальных образовательных программ нового поколения. Среди них специальность «механическая обработка», квалификация «техник-механик», «программирование», «техник-программист».
Названные образовательные программы позволяют организовать учебный процесс с использованием кредитной технологии обучения, предусматривают возможность модернизации и введения дополнительных модулей с учетом региональных особенностей и требований работодателей. Уже намечены предприятия для использования труда наших специалистов: АО «Тыныс», АО «КамазИнжиниринг», ТОО «Комбайновый завод «Вектор», ТОО «Кокшетау жолдары», Степногорский подшипниковый завод, Степногорский трубный завод «Аристан», ТОО «Ново ПЭК».
– Невероятно большое количество специальностей не потянет ли вниз качество обучения?
– Могу уверенно сказать – нет, такого не будет. Приведу такой факт. Для обучения студентов по наладке и управлению автоматов и станков с числовым программным управлением (ЧПУ) в высшей технической школе Кокшетау создан учебно-производственный ресурсный центр на базе фрезерного и токарного оборудования американской фирмы. В его составе фрезерный обрабатывающий центр, токарный центр, плюс тринадцать учебных мест, каждое из которых включает в себя симулятор стойки станков, произведенных в США, обучающее программное обеспечение из Германии, профессиональную схему разработки управляющих программ предоставляют также США. Весь комплекс связан в единую логическую цепочку. Важный фактор – то, что новейшее оборудование, реальные производственные центры дают студентам возможность своими руками почувствовать реальные процессы обработки, с которыми им придется столкнуться в будущем. Между прочим, сейчас в ВТШ производят шланги для рукавов высокого давления и пресс-формы для предприятий машиностроения. Так что учеба и практика, вплоть до производства продукции, идут рядом, позволяя в итоге получить современный и качественный кадровый продукт.
– А есть ли знаковые достижения отдельных ваших выпускников?
– Сколько угодно. Наш студент Адлет Танешев на международном конкурсе в Бразилии занял первое место по токарному мастерству, студентка сервисно-технического колледжа Надежда Лебедева стала чемпионом республиканского конкурса среди парикмахеров, военно-патриотический клуб «Айбын» казахского педколледжа признан одним из лучших в СНГ. По итогам конкурсов «Научный потенциал молодежи в XXI веке», «Энергоэффективность и энергосбережание», «Взгляд в EXPO 2017» пять наших проектов получили гранты программ развития ООН, три проекта были представлены на международной конференции. На местном уровне победителей и призеров различных конкурсов, в том числе по профессиям, в десятки раз больше.
– Любопытно, какая последняя новая специальность появилась в вашем «кадровом портфеле»?
– «Мехатроник сельскохозяйственных машин и оборудования». Молодых людей такой профессии будет готовить колледж экологии и лесного хозяйства города Щучинска. В мае 2015 года перезаключено соглашение между Германским обществом по международному сотрудничеству с Министерством образования и науки РК на новую фазу до марта 2018 года. Востребованную специальность «механик» в чистом виде познать каждый может, а вот ее электронные аналоги требуют дополнительных качественных знаний.
– На слуху во многих учреждениях профтехобразования дуальная система обучения…
– Дуальная система внедряется в ТиПО с целью опять же качественной подготовки кадров и повышения показателя трудоустройства наших выпускников. Количество колледжей, успешно освоивших эту технологию, за последние три года увеличилось до шестнадцати по семи отраслям экономики: металлургия, машиностроение, сервис, транспорт, строительство, горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, медицина. В общем объеме государственного профтехобразования дуальная система занимает 59%. Между учреждениями ТиПО, предпринимателями и региональной палатой предпринимателей в рамках дуального обучения заключено 44 трехсторонних договора и 2 – о шефстве.
Связь с производством для нас равнозначна кислородной подушке для больного. Основными социальными партнерами ТиПО выступают 42 предприятия области, в том числе такие крупные, как АО «Европейская подшипниковая корпорация Степногорск», АО «Тыныс», АО «Горно-металлургический комбинат «Казахалтын», ТОО «Есиль-Агро». Совместно с ними разработаны экспериментальные учебные планы, где доля производственного обучения превышает объем теоретического. Скажу больше, сегодня экономически выгодно инвестировать в дуальное обучение, поскольку «на выходе» работодатель получает готового специалиста, досконально знакомого с производственными особенностями.
Профподготовка наших студентов приятно удивляет зарубежных партнеров, они ее признают как одну из лучших, в то же время отечественный работодатель не ценит то, что имеет. Причин тому много, назову основные. Это сезонная работа на селе, отсутствие какого-либо соцпакета, низкая заработная плата, не соответствующая квалификации, жилищная проблема. Попробуй с таким «джентльменским набором» строить или содержать семью! Предприниматели на всех совещаниях только и жалуются на нехватку рабочих рук, хотя для улучшения ситуации и пальцем не пошевельнут.
Социальная политика руководства страны направлена не на уменьшение запросов населения, наоборот – на увеличение. Работодатели, будьте добры следовать этому курсу, тогда у вас не будет кадрового голода. Его можно утолить, только создав нормальные условия для молодых специалистов. Хочу добавить: кадровая работа затратная. Государство на подготовку квалифицированных специалистов денег не жалеет. Почти половина бюджета областного образования в 2015 году ушла на нужды ТиПО. Имея такую колоссальную господдержку, стыдно говорить о кадровых проблемах или кивать на слабую учебную базу.