В Казахстане продолжают расти цены на бензин, в некоторых регионах даже отмечен его дефицит. За 9 месяцев автомобильное горючее подорожало на 9,7%. Заявления представителей Министерства энергетики РК в очередной раз не отличаются оригинальностью. Из года в год рост цен на ГСМ объясняется приостановлением работы отечественных НПЗ на ремонт и, как результат, увеличением импорта из России. Когда в Минэнерго обещают стабилизировать ситуацию, что сейчас происходит на рынке ГСМ и как на это реагируют казахстанцы, выяснили корреспонденты Кazpravda.kz.
Негодование общественности в социальных сетях не просто дошло до своего апогея, рост стоимости бензина даже вдохновил некоторых автовладельцев не только на порицание происходящего, но и на творческое выражение сарказма и иронии. В Facebook уже появились песни и картины на злобу дня. Мы приведем лишь часть из них.
Понимая, что ситуация накаляется, министр энергетики РК Канат Бозумбаев в ходе заседания Правительства рассказал, почему дорожает бензин в Казахстане и как будут регулироваться цены на внутреннем рынке ГСМ.
"Доля импорта увеличилась с 15 процентов по бензину АИ-92 в период июль – август до 30 процентов в сентябре, что связано с первоочередным выходом на ремонты нефтеперерабатывающих заводов в сентябре – октябре в связи с завершающимися работами по модернизации. Как следствие, ограниченное предложение казахстанских нефтепродуктов на рынке и увеличение доли более дорогого импортного бензина повлияли на рост цен", – сказал он.
Бозумбаев сообщил, что, после того как заводы начнут работать на полную мощность, планируется снизить долю импорта АИ-92 до 30% в ноябре и до 20% в декабре.
"В ноябре и декабре ситуация будет у нас стабильная и войдет в свое русло уже к концу октября", – заявил он.
Глава Минэнерго подчеркнул, что стоимость бензина в Казахстане будет зависеть от цен ГСМ, импортируемых из России.
"Здесь будет зависеть от того, какая цена вот этих 20 процентов – импортируемого объема будет в России. Если будет на внешнем же уровне, на уровне 560 долларов за тонну, то тогда есть возможность на внутреннем рынке к снижению цен. Если цена будет подниматься, даже эти 20 процентов дадут нам какой-то повод к повышению цен", – сказал Бозумбаев.
Он также затронул вопрос подорожания дизельного топлива.
"Цена на АЗС выросла на 13 процентов с января текущего года, увеличилась здесь также оптовая цена на границе на 6 процентов. Кроме того, изменился курс тенге. Мы принимаем необходимые меры", – пояснил глава Минэнерго.
Для справедливости нужно отметить, что дизельное топливо в этом году дорожает менее резко, чем в 2016 году. По данным Finprom.kz, прирост цен с января по сентябрь составил 11,3% против 27,3% годом ранее.
И если по бензину и дизтопливу в Минэнерго есть хоть какое-то видение краткосрочных перспектив и даже озвучиваются какие-то обещания, то по авиакеросину будущее представляется довольно смутно. Национальный авиаперевозчик "Эйр Астана" вообще заявил, что авиасообщение в Казахстане находится под угрозой срыва.
"Из-за прекращения поставок авиакеросина из России и предстоящей приостановки Шымкентского нефтеперерабатывающего завода регулярное авиасообщение в РК находится под угрозой срыва. Такой сценарий событий возможен, несмотря на то, что по поручению Главы государства от 15 мая 2009 года была разработана Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию РК на 2010–2016 годы, одним из приоритетных направлений которой являлось всестороннее развитие нефтеперерабатывающей отрасли. Конечной целью этого было обеспечение в 2016 году внутреннего рынка авиационным керосином, бензином и дизельным топливом отечественного производства", – говорится в сообщении авиаперевозчика.
Вместо четкого ответа на поставленный ребром вопрос в Минэнерго посоветовали руководству "Эйр Астана" не шуметь и почаще выходить на связь.
"От "Эйр Астаны" были заявления, что на Шымкентском заводе будет капитальный ремонт. Мы считаем, "Эйр Астана", перед тем как такие громкие заявления делать, могли бы с нами проконсультироваться, тем более у нас прямой контакт. Любой проблемный вопрос мы с ними всегда обсуждаем. Никаких капремонтов, которые повлияют на остановку завода, не предполагается", – сказал вице-министр энергетики РК Асет Магауов во время очередной пресс-конференции.
Что происходит в столице и регионах? Пока в Минэнерго ждут завершения ремонтных работ на НПЗ, на некоторых казахстанских АЗС уже наблюдается дефицит топлива. Нехватка бензина зафиксирована в ряде регионов страны, цены на наиболее популярный вид топлива АИ-92 выросли до 150–155 тенге за литр, сообщает Finprom.kz.
За 9 месяцев текущего года эта марка бензина подорожала на 9,4% – за аналогичный период прошлого года цены поднимались всего на 1,5%. Более значительный уровень роста наблюдался в 2014 году, когда за 9 месяцев цены увеличились сразу на 11,4%.
Нынешнее увеличение цен на топливо происходит довольно резко и ощутимее для бюджета казахстанских автолюбителей. За месяц (сентябрь к августу 2017) цены на АИ-92 поднялись на 3,1% – это самый резкий уровень месячного прироста цен с января 2016 года.
В этом году наиболее резко цены на бензин увеличиваются в нефтяной Западно-Казахстанской области – в сентябре по сравнению с декабрем 2016 года автомобильное топливо подорожало на 10,6%, годом ранее прирост цен в регионе составлял всего 0,9%.
Некоторые АЗС Уральска стали реализовывать бензин АИ-92 по цене 159 тенге за литр, сообщает портал "Мой город". На всех остальных заправках цена за литр бензина варьируется от 148 до 157 тенге за литр.
Фото mgorod.kz
Также резкое подорожание бензина наблюдается в Северо-Казахстанской – на 9,8%, Восточно-Казахстанской – на 9,7% и Карагандинской области – на 9,6%.
Например, в городе Экибастузе Павлодарской области цена на бензин марки АИ-92 зафиксирована на уровне 150 тенге, однако двумя днями ранее в городе был настоящий ажиотаж и возникли очереди.
В столице топливо подорожало на 8,7%. В Астане на автозаправках "КазМунайГаз", по данным СМИ, топливо АИ-92 отпускается только по талонам, а стоимость, указанная на табло АЗС, составляет 150 тенге за литр. При этом ограничение не распространяется на марки бензина АИ-95 и АИ-98.
фото today.kz
Рост стоимости бензина в Алматы составил 8,5%. Некоторые новостные агентства сообщают, что 5 октября на нескольких крупных АЗС в Алматы был недоступен бензин марки АИ-92. Владельцы автозаправок объясняют это задержкой по доставке топлива. На других автозаправках бензин самой ходовой марки, как сообщается, выдавался по талонам.
Самый медленный рост на бензин фиксируется в Костанайской области – всего 6%. При этом, по сообщению 24.kz, стоимость бензина марки Аи-92 в Костанае выросла до 155 тенге за литр. За выходные дни топливо подорожало на всех заправках города. Найти бензин по более выгодной цене можно на нескольких АЗС областного центра, но исключительно по талонам.
Фото 24.kz
В Мангистауской области бензин подорожал на 9,1%. Как сообщает Lada.kz, бензин АИ-92 и АИ-95 есть в свободной продаже на частных АЗС. На автозаправках "КазМунайГаз" топливо АИ-92 можно приобрети только по талонам.
Фото Lada.kz
В Южно-Казахстанской области рост составил 8,6% по отношению к такому же периоду 2016 года. Как сообщает Оtyrar.kz, цены на самый ходовой АИ-92 варьируются от 147 до 161 тенге за литр.
Стоит отметить, что в рейтинге стран Европы по уровню цен на бензин, подготовленном Riarating.ru, по состоянию на июнь-июль 2017 года самый дешевый бензин был в странах Таможенного союза. Лидером по дешевизне бензина остался Казахстан. Цена литра 95-го бензина составляла примерно 172 тенге. Второе место сохранила за собой Беларусь – 232 тенге. Россия находится на третьем месте в рейтинге с ценой в 240 тенге за литр.
Самый дорогой бензин из стран Европы продается в Норвегии – 624 тенге за литр. Практически такая же цена бензина в Нидерландах, Италии, Греции и Дании.