Большая часть сырья завозится из южных регионов страны, в основном из ЮКО. Там овечьей шерсти настригается не так много, зато она намного мягче привозной, и ее используют для улучшения качества исходного материала.
Валенки, пимы... Сколько песен о них сложено, еще больше – шуток, в которых сия древняя обувь служит синонимом простоты. Меж тем процесс ее изготовления далеко не прост. С момента смешивания и расчесывания шерсти до сшивания по парам каждое изделие проходит через руки примерно 45 специалистов: фельзовщиков, заросщиков, валяльщиков, насадчиков, чесальщиков – о таких профессиях мало кому и слышать-то доводилось.
А знаете ли вы, что в самом первом образце обуви никто из нас не признал бы валенка? Против того, каким будет выставлен на прилавок, он раза в 2 больше по размеру, да и привычную форму обретет лишь после обработки паром, когда поступит к огибальщицам. Изделие катают, парят, стирают в горячей воде с добавлением серной кислоты, молотят, сушат на специальных колодках...
Прогресс прогрессом, однако технологический процесс не претерпел существенных изменений по сравнению с дедовскими временами. Предприятия подобного рода искони относились к категории вредных для здоровья – и с той же исконностью заняты на них преимущественно женщины.
Поклонимся огибальщице Самал Укиеновой, заросщице Ляззат Грищунине и их коллегам, выдающим для нас обувь, которая всегда будет востребована. В самом деле, какие бы веяния ни проносились в мире моды, а как грянут наши северные казахстанские морозы... Нынче валенки и расписными делают, и на кисы, на сапожки похожими. Да не в том суть, и самые простецкие надев, любой почувствует: вот она, настоящая мода – на тепло, комфорт, здоровье – на самое главное то есть.
В стужу и горожане в них обуваются, деревенские тем паче, незаменимы валенки для тех, кому особо важны удобство и надежность: рыбакам, охотникам, егерям, наибольшую же часть продукции ТОО «Переработка овечьей шерсти» отгружает военным.