Далеко не каждое село может похвалиться наличием собственного музея и тем более вековыми памятниками истории и архитектуры

6922
Любовь Доброта, Туркестанская область

Жителям села Карнак, расположенного близ Кентау, в этом плане несказанно повезло. В населенном пункте даже воздух пропитан историей, здесь находятся достопримечательности, возраст которых исчисляется не одним столетием. А еще здесь живут неравнодушные люди, чьими стараниями удалось сохранить памятник архитектуры, который более двух веков украшает село и является главной карнакской святыней – это мечеть-медресе Шамет-Ишана.

фото автора

Строительство культового объекта, состоящего из мазара, мечети и медресе, велось в три этапа и растянулось почти на 100 лет. Потомки Шамет-Ишана продолжали начатое их предком дело, считая своим долгом и честью довести его до логичес­кого завершения. Фундамент мечети-медресе на месте мазара у торговой площади древнего населенного пункта, недалеко от бывшей цитадели, заложили в 1789 году. Сначала построили малый купол, внутреннюю часть которого обшили деревом и расписали цветным орнаментом.

В 1876-м здание расширили, пристроив большой купол и айван. Роспись на его потолке и стенах мастера сделали в 1890 году. Стройка велась все это время параллельно с использованием комплекса по назначению.

Здание мечети включает в себя большой зал для молитв, малый зал – хильвет с подземным гаром. Эта постройка связана с религиозными ритуалами суфиев. Исследователи считают, что она служит подтверждением строительства мечети на месте гораздо более древнего культового сооружения.

Разновременность этапов строи­тельства отразилась и в планировочной композиции, и в значительных перепадах высот уровней полов, достигающих полутора метров.

– Мастера, завершающие объект, сумели увязать все помещения в единый объем с общим художественным оформ­лением интерьера, – директор музея Мирза Мирзаев знакомит меня с памятником архитектуры, старше которого на юге разве что мавзолей Ходжи Ахмеда Яс­сауи. – Это четко прослеживается в виде гипсовой лепнины и настенных росписей, отдаленно повторяю­щих убранство ханаки Ахмеда Яссауи. Сталактиты, панели цоколя, голубой тон отделки и рас­тительный характер сюжетов настенных росписей – все это присутствует в отделке туркес­танской святыни.

Мирза Мирзаев по образованию учитель истории, как и его отец Анвар Мирзаев и дед Бекташ Мирзаев. Династия Мирзаевых сделала невозможное, не просто сохранив старинное здание, но и добившись открытия в нем исторического музея, где собрано несколько тысяч экспонатов, включая древние рукописи. И в этом еще одна счастливая звезда Карнака, в котором всегда жили люди, способные подчинить свою жизнь великой идее.

Три поколения семьи прикладывают максимум усилий, чтобы сохранить местную достопримечательность и популяризировать историю села, известного не только тем, что здесь по заданию Амира Тимура был отлит знаменитый Тай-казан, занимающий центральное место в мавзолее Ахмеда Яссауи. Сама крепость Карнак является историей.

– В Карнаке было 25 мечетей и 6 медресе, – утверждает Анвар Мирзаев. – После Бухары он был одним из главных центров просвещения Востока, поэтому и ехали сюда люди учиться. Среди них были предки Абая Кунанбае­ва и Мухтара Ауэзова, бывшего председателя Союза писателей Узбекистана Адыла Якубова и еще многих известных людей. Школ в привычном для нас понимании в то время в Великой степи не было. А здесь несколько веков назад размещался по нынешним меркам «университетский городок» по подготовке священнослужителей.

Это был город, жители которого по вес­не перебирались в рабат и на протяжении всего лета занимались земледелием. Карнак окружал лес, в котором водилось много диких животных. В то время горные реки были многоводными, на них стояли 19 водяных мельниц и с десяток ветряков.

– Реки обмелели, когда открыли шахты, вода ушла под землю в пустоты, – подключается к импровизированной экскурсии сына, организованной специально для меня, Анвар Мирзаев. – Все это отражено на карте поселения. Смотрите, какая плотность мельниц в древнем Карнаке. На карте все обозначено.

Огромная карта древнего Карнака занимает чуть ли не всю стену музея. Она существует в единственном экземпляре. Ее составил после войны Бекташ Мирзаев, понимая, что с каждым годом сделать это будет все сложнее и сложнее.

Он, выпускник Ташкентского пединститута, вернувшись домой с фронта, работал учителем истории в сельской школе, поставив перед собой задачу сохранить оставшееся бесхозным и разрушающееся здание мечети-медресе. После Октябрьской революции культовую постройку приспособили под детский дом, потом переоборудовали под школу. Со временем на волне атеизма здание трансформировали под склад, а потом и вовсе решили ветшающее без должного ухода строение снести.

Бекташ Мирзаев потерял сон и покой, решил сохранить местную достопримечательность. Заручившись поддержкой аксакалов, которые, как и он, понимали ценность культового сооружения, учитель истории занялся составлением карты Карнака, тщательно собирая и фиксируя воспоминания аксакалов, которые помнили рассказы своих предков.

Воссоздать исторические факты помогали и письменные источники. А частично сохранившиеся остатки стен цитадели и древних мазаров позволяли максимально точно обозначить объекты на местности.

А еще Бекташ Мырзамурадович писал письма в Москву, объяс­няя и доказывая необходимость сохранить здание медресе, которое вместе с жителями села он постоянно ремонтировал, покупая на свою зарплату строительные материа­лы, старался не допустить разрушения. Десятки писем в Министерство культуры СССР и КазССР, ЦК КПСС и Президиум Верховного Совета СССР из предгорного Атабая, как переименовали древний Карнак, не оставались без ответов. Часть из них больше напоминала отпис­ки, но нас­тойчивость автора поз­волила добиться результата.

Вся корреспонденция собиралась в отдельную папку, и она тоже стала историей, подчеркивающей роль личности, способной своим напором и энергией если уж не сдвинуть горы, то точно спасти памятник архитектуры.

В конце 70-х годов прошлого столетия Министерство культуры распорядилось отправить в Атабай специалистов, чтобы осмотреть здание и дать зак­лючение о проведении его рес­таврации. Это круто изменило судьбу памятника архитектуры и истории. Глядя на старые фотографии, зафиксировавшие его состояние на тот момент, понимаешь, что мечети-медресе давно уже могло и не быть. Так с территории области исчезли десятки, если не сотни культовых сооружений…

Однако прошло несколько лет, прежде чем специалисты «Казрес­таврации» появились на объекте. Решено было, что финансирование восстановительных и ремонт­ных работ будет из областного бюджета. Изначально денег не хватало, да и тратились они не совсем рационально.

Во всяком случае именно так утверж­дали местные активисты, высту­пившие практически сразу после начала реставрации против демонтажа внешней металличес­кой обшивки купола большого аксарая. Слушать тогда их никто не стал. Реставраторы настояли на своем, сбросив вниз листы нержавеющего металла и отделав купол кирпичной кладкой, заявляя о воссоздании исторической идентичности.

Увы, через считаные годы слой штукатурки потрескался, как и прогнозировали местные жители. Из него выпали куски бетона, местами начались серьезные разрушения. Осадки безжалостно пропитывали кирпичную кладку купола, стекали по стенам, смывая вековой рисунок и оставляя грязные подтеки на орнаментах… Мечеть-медресе, где с весны текущего года располагается филиал Туркестанского областного историко-краеведческого музея, снова требует безотлагательного ремонта.

Идея открыть в родном ауле музей появилась у Бекташа Мирзаева сразу после возвращения с фронта. Каждое лето он организовывал школьный археологический отряд и выводил его на околицу вести раскопки на древнем городище. Здесь буквально каждый метр земли хранит артефакты, ведь в Карнаке еще в древности кипела жизнь, хотя основательные архео­логические раскопки городища пока не проводились. Но даже те немногие экспедиции, которые работали в этой местности, подтверждают, что населенный пункт имеет многовековую историю.

Археологи Г. Пацевич и Е. Агее­ва высказали предположение, что в Х веке это был центр кимакских племен. По заключению исследователя А. Бернштама, непосредственно архитектурные памятники поселения относятся к XIII веку. Еще одним подтверж­дением возраста поселения может служить время отливки Тай-казана, одна из надписей на котором сообщает точную дату: 20 шавваля 801 года, что соответствует 25 июня 1399 года.

Уже одного этого факта дос­таточно, чтобы в Карнак ехали турис­ты, желающие посмотреть, как живут сейчас потомки древних мастеров, отливших чудо-Тай-казан и построивших мечеть-медресе. Но здесь еще много чего интересного.

Взять, к примеру, огромное старое тутовое дерево, сохранившееся на древнем кладбище, считающемся святым местом «Имам Бахил аулие». Местное население называет старую шелковицу не иначе как «Шежире-тут», «Мажратут». Люди утверж­дают, что ей более тысячи лет, хотя, конечно же, точной даты посадки дерева не знает никто. Но учитывая, что диаметр ствола составляет приблизительно 3 м, а обмер в обхвате – более 9 м, тутовнику точно не одна сотня лет, и статус сакрального дерева он получил не зря.

Среди местных кладбищ сохранилось даже специальное – для потомков пророка Мухаммеда, имама Али и Ахмеда Яссауи. Предания утверждают, что здесь также похоронен Кутейба, внед­рявший ислам еще в VIII веке и погибший при столкновении с тюркскими племенами. В 20 км от Карнака находится мазар Укаш-ата, прославившийся чудодейственным колодцем. Близость Карнака к Туркестану позволяет привлечь сюда не только паломников, среди которых эти места были почитаемы всегда, но и туристов.

Незабываемые эмоции и открытия сулит также знакомство с коллекцией музея, в котором собрано более 3,5 тыс. экспонатов. Многие из них могли бы украсить любой столичный музей. Чего стоит, например, коллекция кумганов, насчитывающая несколько сот разнообразных по форме и размеру сосудов, выполненных древними мастерами из меди, бронзы, олова и прочих сплавов металлов!

Это предвидел, а может, и знал наверняка Бекташ Мирзаев, давая своему сыну, тоже выбравшему профессию учителя истории, наказ хранить собранную коллекцию и добиваться создания в Карнаке полноценного музея.

Но Бекташ Мырзамурадович и представить не мог, что после его ухода здание мечети-медресе опечатают, в очередной раз сославшись на его ветхость. Карнакцы не согласились с таким исходом, посчитав это предательством по отношению к своему земляку-сподвижнику и продолжали опекать исторический памятник. Они организовывали субботники по очистке прилегающей территории и ремонту здания, чтобы не допустить его разрушения.

Дело отца продолжил его сын Анвар Мирзаев, взвалив на себя переписку с госорганами, сбор древних вещей, их систематизацию и описание. Он неустанно доказывал необходимость создания в Карнаке музея, как это делал в свое время его отец. Предлагал взять за основу фондов главное богатство, которое оставил ему в наследство отец, – более полутора тысяч предметов старины, собранных фронтовиком на протяжении полувека.

– Ратуя за сохранение здания медресе, отец параллельно собирал экспонаты об истории села, – вспоминает Анвар Мирзаев. – Он мне неоднократно повторял, чтобы я приумножал коллекцию и ничего никогда никому не отдавал. Он так и говорил: «Это история нашего села, и она должна остаться в Карнаке». В какой-то момент меня осенило: а почему бы не объединить мечеть-медресе и музей, разместив экспонаты в учебных комнатах? Так и медресе сохраним, и музей получим без дополнительных затрат на строи­тельство нового здания.

Анвару Мирзаеву удалось добиться реализации своей задумки. В карнакском медресе сначала открыли филиал Кентауского музея горного дела, а совсем недавно его передали в подчинение Туркестанскому областному историко-краеведческому музею. Тем самым создан единый историко-архитектурный комплекс, а Карнак включен в туристический марш­рут, следуя по которому тысячи путешественников знакомятся с удивительной историей древнего села.

Популярное

Все
Оптимизировать работу по ключевым направлениям
От элиты до трущоб
В Алматы вырос поток иностранных туристов
Способность противостоять коррупции должна стать нормой
Государственную страховую организацию создадут в Казахстане
Многосторонний подход к безопасности
«Дәрігер Talks»: партия «Amanat» собрала медицинских работников со всей страны
Эти стены хранят вековую историю
Поворотная точка в строительной отрасли Казахстана
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Минторговли разъяснило введение минимального уровня цен на муку, яйца, масло
Новые технологии повышают ценность человеческого капитала
Переписывая карту глобального грузового транзита
Олжас Бектенов поручил создать региональные штабы по управлению водными рисками
В Петропавловске чествовали журналистов, популяризирующих государственный язык
Виртуальный помощник
Успех окрыляет
В колыбели степных ветров и первых всадников
Великолепная четверка
Малайзийский электромобиль едет в Казахстан
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Под сенью Вечно Синего Неба
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Молочный флагман республики
В Актобе празднуют 100-летие Алии Молдагуловой
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Зов предков: башкирская группа Ay Yola выпустила новый клип
Действенная система защиты прав и безопасности женщин и детей
Вблизи Атырау с вертолета тушат пожар
В Казахстане растут объемы производства легкой промышленности
Мынжылкы Бердиходжаев: Профессия врача требует человечности и самопожертвования
Саранча угрожает посевам
Листая страницы старинных книг
Гендиректор Института ядерной физики: "Партнёрство с Росатомом открывает возможность сразу применять единую систему образовательных стандартов"
Функции тарифного регулятора переданы Минводы
Алматинка впала в кому после укола антибиотика
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Тайны городского парка
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Цифровая трансформация транспорта – путь к экономическому росту
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
Новые правила регистрации мобильных телефонов
В Уральске реконструируют набережную

Читайте также

В Казахстане будет издаваться локальная версия глобального …
Новый сезон проекта «ЖҰЛДЫЗДЫ ЖОЛ 2025» стартует в Казахста…
Великолепная четверка
Завершился прием заявок на конкурс «Мерейлі отбасы - 2025»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]