Как отметил вице-премьер – министр финансов Бахыт Султанов, законопроектом определено, что к объектам легализации отнесено имущество в виде денег, ценных бумаг и долей участия в уставном капитале юридического лица, а также строений, соответствующих целевому назначению, принадлежащих на праве собственности субъектам легализации земельных участков, на которых они расположены, и строительным нормам и правилам, строений (сооружений), оформленных на ненадлежащее лицо, а также недвижимого имущества, находящегося за пределами Казахстана.
Не подлежит легализации имущество, полученное в результате отдельных преступлений: преступлений против личности, конституционных и иных прав и свобод человека, основ конституционного строя и безопасности государства, а также в результате совершения коррупционных и иных правонарушений и преступлений против интересов государственной службы.
Определены два ключевых принципа предстоящей легализации: во-первых, легализация проводится в целях вовлечения в экономический оборот страны дополнительных средств и имущества, во-вторых, легализованные деньги и имущество не признаются доходом для целей налогообложения и, соответственно, не облагаются подоходным налогом. Сроком легализации установлен период с 1 сентября 2014 года по 31 декабря 2015 года.
Согласно предлагаемой процедуре легализации деньги должны зачисляться на специальные сберегательные счета, открытые в банках второго уровня. Затем субъект легализации должен определиться с выбором инструмента легализации. Таких инструментов несколько: так, деньги можно держать на этих же специальных счетах, открытых в БВУ, в течение пяти лет, получая при этом вознаграждения по рыночным ставкам. При желании досрочного использования денег можно их инвестировать в экономику – путем приобретения государственных ценных бумаг, облигаций БВУ, национальных управляющих холдингов и компаний, институтов развития и акций, реализуемых в рамках программы «Народное IPO», а также иных ценных бумаг, размещаемых на Казахстанской фондовой бирже. И третий инструмент – можно приобрести объекты в рамках предстоящей «второй волны» приватизации. При этом если гражданин, легализующий деньги, не хочет использовать вышеуказанные механизмы инвестирования, то он вправе распоряжаться своими деньгами на свое усмотрение. При выплате ему таких денег банки второго уровня удержат сбор в размере 10% от легализуемых денег.
Легализация имущества, кроме денег, будет проводиться комиссиями при акиматах после представления субъектами легализации заявления и соответствующих документов. Согласно законопроекту гражданин, легализовавший имущество, самостоятельно несет расходы, связанные с легализацией, включая регистрацию имущества. Кроме того, за легализацию имущества, находящегося за пределами Казахстана, будет взиматься десятипроцентный сбор.
Этот нюанс вызвал вопросы депутатов. Ольга Киколенко заметила, что во всем мире акции по легализации инициируются не для пополнения бюджета, а выведения капиталов из тени, конечно, при условии полной конфиденциальности участников акции. Сбор в 10% депутат расценила именно как попытку пополнить бюджет. Однако Б. Султанов с такой постановкой вопроса не согласился, отметив, что, во-первых, документом также предусматривается конфиденциальность. Этот сбор не носит фискальный характер, и направлен он не на пополнение бюджета, а на стимуляцию граждан держать средства в определенных разработчиком активах. То есть если субъект свои легализованные средства будет держать, например, в облигациях, то в этом случае сбор не будет распространяться.
Законопроект палата одобрила в первом чтении.
Также Мажилис одобрил в первом чтении поправки по вопросам страхования и исламского финансирования. Как отметил в своем содокладе депутат Мажилиса Нуртай Сабильянов, данный законопроект разработан во исполнение Концепции развития финансового сектора РК в посткризисный период, одобренной Указом Президента РК. Основной целью законопроекта является создание полноценной исламской финансовой системы в республике путем внедрения исламского страхования, создания более благоприятных условий деятельности исламских банков, обеспечение стабильности и финансовой устойчивости системы гарантирования страховых выплат, совершенствование системы обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.
Знать наизусть Гимн Казахстана обязаны будут казахстанские спортсмены, если Парламентом будет принят проект Закона «О физической культуре и спорте», одобренный вчера Мажилисом в первом чтении с сопутствующими поправками. Также документ разрешает приобретение услуг, связанных с обеспечением, подготовкой и участием спортсменов в спортивных мероприятиях без применения законодательства о государственных закупках. Законопроектом вводится институт аккредитации спортивных федераций. Кроме того, право на получение пожизненного ежемесячного материального обеспечения получат спортсмены-инвалиды, ставшие чемпионами Паралимпийских и Сурдолимпийских игр. В целом законопроектом создаются условия для устойчивой системы физической культуры и спорта и эффективного государственного управления в данной сфере, установление правовых механизмов по взаимодействию государственного и общественного институтов, противодействию использования допинговых средств и систематизации порядка организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий.
Депутаты документ одобрили, но не преминули высказаться о наличии ряда болевых точек в сфере. Так, Азат Перуашев раскритиковал политику привлечения в казахстанские сборные натурализованных спортсменов, то есть спортсменов, принявших гражданство нашей страны и выступающих за казахстанские команды, естественно, не за маленькие деньги, а наши детские тренеры при этом остаются без должного внимания и поддержки государства, хотя именно эта категория и открывает будущих чемпионов.
– На наше предложение, что тренеров надо обеспечивать жильем, уполномоченные органы ответили, что это накладно для бюджета, – констатировал А. Перуашев.
По его словам, одна квартира обойдется в восемь-десять миллионов тенге, в то время, по данным Счетного комитета, неиспользованными в бюджете остались миллиарды тенге.
– Получается, проще нанимать легионеров, чем воспитывать своих местных спортсменов, – продолжил А. Перуашев. – Я приведу наглядный пример. На чемпионате мира по хоккею выступала сборная Казахстана. Там было много натурализованных игроков, и посмотрите, как они играли? Ни одного матча не выиграли. Рядом играла команда Латвии: средний возраст – 40 лет. Проиграла четыре матча и выиграла три, играла с сильнейшими сборными мира. Они играли за свою страну, а наши – за деньги, – считает А. Перуашев.
Депутат призвал обеспечить доплатой учителей, которые в неурочное время проводят физкультурные занятия, а также усилить работу по доступности спортивных объектов для массового спорта.
Мажилисмен Владислав Косарев сравнил развитие массового спорта с известной поговоркой о стрижке свиньи, когда «визгу много, а шерсти мало». В подтверждение тому он также привел конкретный пример, когда, зайдя в один из районных спортивных залов, обнаружил там суперсовременный боксерский ринг стоимостью, как выяснилось, более 1 миллиона тенге. Все бы ничего, да ринг стоит без дела – заниматься на нем просто некому. Вопрос, для чего в таком случае был закуплен этот инвентарь, остался без ответа.
«Спортивный» законопроект был одобрен в первом чтении, и, судя по дискуссии, ко второму чтению он «придет» со значительными поправками.
Также Мажилисом одобрен законопроект «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 года». Основная цель протокола – завершение исполнения обязательств Казахстана за 2012–2013 годы по встречным поставкам нефти в Российскую Федерацию, загрузка Павлодарского нефтехимического завода российской нефтью, а также бесперебойное обеспечение высокооктановыми бензинами и авиакеросином российского производства внутреннего рынка Республики Казахстан в объемах, необходимых для покрытия потребления.
В этот день палата избрала депутата А. Рахимжанова в состав Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию.
Лаура ТУСУПБЕКОВА