Мировые компании-гиганты и собственное производство: какого уровня достигло машиностроение Казахстана за 30 лет

4843
Марина Демченко
За годы независимости в Казахстане сформировался современный машиностроительный комплекс, занимающий ведущее место в структуре обрабатывающей промышленности республики.

Острие индустриализации
Сектор охватывает 37 отраслевых сегментов и обеспечивает экономику республики средствами производства.

Динамика валовой добавленной стоимости казахстанского машиностроения отличалась высокими темпами роста в 2005–2007 годах, за ним последовало резкое двухгодичное падение, а в 2010-м положительный тренд возобновился. Особенный подъем наблюдался в годы индустриализации.

За этот период удалось выйти на освоение новых видов продукции. Были созданы с нуля автопром и железнодорожное машиностроение, значительно обновлены и усилены отрасли сельскохозяйственного, элект­ротехнического, горно-металлургического и нефтегазового машиностроения.

Всего же за годы индустриализации реализовано 128 проектов на 367 млрд тенге, создано около 16 тыс. рабочих мест. Объем производства в отрасли увеличился почти пятикратно: с 376 млрд в 2010-м до 1,8 трлн тенге – в 2020 году.

Вклад отечественных машиностроителей в ВВП вырос в 1,7 раза (с 1,5% – в 2010 году до 2,5% – в 2020-м). За это время вклад отрасли в промышленность вырос в 2,2 раза (с 3 до 7%), а в обрабатывающую промышленность – в 1,4 раза (с 10% до 14% соответственно).

Казахстанские предприятия стали переходить от производства комплектующих и запасных частей к выпуску конечных видов продукции, которых не было ранее. В республику пришли такие компании, как Siemens, General Еlectric, Alstom, Hyundai, Claas и другие. В данное время в стране действует более 3 тыс. машиностроительных предприятий, где трудятся 120 тыс. человек.

Наработав компетенции, отечественные производители начали успешно конкурировать на внешних рынках. Машинострои­тельная продукция Казахстана успешно экс­портируется на рынки таких стран, как Россия, Китай, ОАЭ. Знают ее в странах Центральной Азии и Европы.

В 2020 году республикой экс­портировано продукции машиностроения на 1,3 млрд долларов. В числе востребованных товаров – стрелочные переводы, рельсы, локомотивы и вагоны, легковые автомобили, подшипники, трансформаторы, аккумуляторы, кабели. Их главное преимущество заключается в высокой локализации, которая для отдельных категорий товаров доходит до 80–90%.

Даже во время пандемии машиностроение остается одной из динамично развивающихся отраслей обрабатывающей промышленности. Объем производства в секторе за 10 месяцев 2021 года вырос на 19,5% и составил свыше 1,7 трлн тенге.

Положительные темпы роста отмечаются во всех ключевых сегментах отрасли: в железнодорожном машиностроении – на 84,3%, сельскохозяйственном – на 74,4%, электротехническом – на 45,8%, автомобилестроении – на 17,4%, горно-металлургическом – на 9,5%, нефтегазовом машиностроении – на 3,4%. Ожидается, что по итогам года объем производства в целом по отрасли впервые превысит 2 трлн тенге.

Не зависеть от импорта
Несомненным преимуществом развития машиностроения выступает мультипликативный эффект: одно рабочее место в отрасли способно стимулировать создание до 7–8 рабочих мест в смежных отраслях (металлургии, химии, легкой промышленности).

В октябре 2014 года в приветственном обращении к участникам форума «Машинострое­ние Казахстана в Программе индуст­риализации 2015–2019 годов» Первый Президент – Елбасы

Нурсултан Назарбаев отметил, что машиностроение должно стать локомотивом индустриального развития Казахстана. Поэтому государством уделяется особо пристальное внимание проб­лемам отрасли и ее поддержки.

На сегодня существует не менее ста инструментов государственной поддержки. Правительство разработало для потенциальных инвесторов прог­раммы льготного кредитования и лизинга, поддержки экспорта продукции, одобрило программу кооперации.

Вместе с тем в отрасли остаются нерешенные проблемы: машиностроители по-прежнему зависимы от импортных поставок комплектующих, доступного финансирования, испытывают недостаток в квалифицированных кадрах.

Важность развития отрасли, ее огромный, но пока еще далеко не полностью используемый потенциал подтверждаются большими объемами импорта продукции машиностроения. По итогам 2020 года объем импорта в Казахстан машин и комплектующих составил 17 млрд долларов, или 45% от общего объема импорта.

Республика стремится снизить зависимость от импорта. Для этого в рамках Дорожной карты по развитию машиностроения на 2019–2024 годы предлагается создать базовые производства. Как отмечают в Союзе машиностроителей Казахстана, для формирования конкурентных цен при экспорте очень важно собственное сырье, между тем машиностроительные предприя­тия вынуждены ежегодно закупать за рубежом до 240 тыс. тонн чугуна и литья для производства машинного оборудования, 467 тыс. тонн поковок и заготовок, легированной и нелегированной стали.

Только рост цен на металлы до 50% влечет за собой увеличение цены на готовую машиностроительную продукцию как минимум на 25%. Поэтому Президент РК Касым-Жомарт Токаев поручил «внедрить прос­тое правило: цена сырьевых товаров для отечественной промышленности должна быть доступной, а объем – дос­таточным».

Таким образом, отрасль ощущает личную поддержку Президента Казахстана. По его поручению разработан проект Закона «О промышленной политике», создан Фонд развития промышленности, решается проблема обеспечения сырьем отечественных производителей.



Помочь обрести уверенность
В Казахстане есть предприя­тия, обладающие опытом в производстве литых и кованых заготовок, а также заинтересованные в его развитии и модернизации. Однако на эти цели у них отсутствуют необходимые средства.

Машиностроение нуждается в опережающем финансировании. Из-за нехватки средств предприя­тия обрабатывающего сектора в среднем загружены лишь наполовину. При этом в рамках нацпроекта «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосос­тояния казахстанцев» на технологическую модернизацию предприятий выделено всего 9 млрд из 264 млрд тенге (3,4%).

Недостаток инвестиций обер­нется тем, что спрос на машины, оборудование, приборы и запчасти будет и впредь удовлетворяться в основном за счет импорта.
Если поставлена задача удвоить или утроить объемы производства, то и объемы инвестиций следует увеличить в разы. Отсюда следует, что предприятия нуждаются в длинных, дешевых деньгах, и получить их поможет созданный в сентябре 2020 года Фонд развития промышленности.

В Союзе машиностроителей Казахстана надеются, что наряду с другими инструментами финансовой поддержки обрабатывающей промышленности работа фонда будет сфокусирована на обеспечении доступного финансирования.

На фоне посткризисного восстановления и новых вызовов в мировой экономике уже сегодня необходимо вырабатывать конкретные решения по поддержке и стимулированию развития казахстанских производителей. Союз машиностроителей Казахстана совместно с Правительством, Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК актуализировали Дорожную карту по развитию машинострое­ния на 2019–2024 годы.

В обновленном документе предусмотрены практические механизмы поддержки машиностроителей: обеспечение исходными материалами заводов, меры экономического и налогового стимулирования.

Другой важной инициативой по развитию местного содержания стало открытие в прошлом году Международного центра развития нефтегазового машиностроения. Создан он в рамках исполнения поручения Главы государства по развитию машиностроительной отрасли.

Не секрет, что именно нефтегазовые компании испытывают особенно высокую потребность в продукции машиностроения. Они зависят не только от поставок машин и оборудования, но и запчастей для ремонта. В итоге в секторе нефтегазового машиностроения на один доллар отечест­венной продукции приходится 6 долларов импорта. Ежегодно Казахстан вынужден закупать нефтегазового оборудования на 3,4 млрд долларов.

Привлекая в страну современные технологии, центр будет способствовать созданию как минимум 10 новых крупных производств по выпуску нефтегазового оборудования.

В Союзе машиностроителей полагают, что все меры, принимаемые совместно с Правительством, позволят вдвое нарастить объемы производства в отрасли в среднесрочной перспективе, привлечь инвестиции на сумму около 840 млрд тенге, снизить зависимость от импорта и увеличить долю экспорта и налогооблагаемой базы.

Популярное

Все
Обеспечить законодательную основу реализации Послания
Политические реформы и цифровой суверенитет
Контуры будущего определены
А лаборатория-то зеленая!
Там, где готовят востребованных специалистов
Реабилитационный центр открылся в Сауране
Ждут сельчане новоселья
Чтобы не попасться «черным финансистам»
Это где-то рядом с юртой: мед, кумыс, перепела
Запущено производство автоаксессуаров
Обнять родителей спустя четверть века
Прочти 15 книг – получи миллион
Фальшивый конструктор
На крыльях духа
Указ Президента Республики Казахстан О Желдибае Р. С.
Приглядывают за временем
Распоряжение Главы государства о назначении
35 школ Атырауской области остались без директоров
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Смена графика работы в Астане: что изменится
Подсолнечное масло отправили из Казахстана в Китай новым способом перевозки
Стратегия отрасли: от добычи сырья - к высоким переделам
Тяньцзинь – Пекин: как визит Токаева усилил позиции Казахстана в Евразии
Учение с увлечением
Бой Алмахан — Топурия решит судьбу лучшего бойца UFC
Мост обрушился после ремонта
Караганда отпраздновала 30-летие Конституции
Глава государства направил телеграмму соболезнования президенту Португалии
По лучшим мировым стандартам
Токаев направил телеграмму Си Цзиньпину
В Кызылординской области началась уборка риса
«День сурка» по-казахски: как прошла закрытая премьера фильма Qaitadan в Астане
Свыше миллиарда тенге составили незаконные соцвыплаты в Казахстане за год
В Кокшетау запустили водоочистные сооружения
На пути к е-экономике будущего
Касым-Жомарт Токаев посетил военный парад в Пекине
В Аккайын пришел природный газ
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
День спорта отметят в Казахстане
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Сегодня – День спорта
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области

Читайте также

Запущено производство автоаксессуаров
Производство галлия и графита налаживают в Казахстане
За счёт чего Казахстан собирается удвоить экономику к 2029 …
Цена золота обновила новый рекорд

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]