После очередного постановления санитарного врача общественность оказалась взволнованной не на шутку: внезапно разрешили школу. Не вот эту эрзац-школу, что вещает с экранов телевизора и планшета, а нормальную – с учителем у доски, с переменками под заливистый звонок.
Что тут началось! Школьные и родительские чаты буквально вспучило. Вдруг оказалось, что у доброй половины семей не в чем вести детей школу. «Ну, не в спортивном же костюме ему идти!» – взывали мамаши к завучам и классным руководителям. Те в ответ неловко шептали голосовыми сообщениями: «Мамы, прекращайте такое писать. Отправьте в чем есть, главное, чтобы ребенок выглядел аккуратно». Но сетования лились рекой: кому-то оказалась мала вся обувь, у кого-то не было теплой шапки, кто-то не удосужился купить рюкзак в надежде, что весь год ребенок просидит перед компьютером (какие пессимистичные люди). Такое ощущение, что дети все это время, и правда, сидели по домам, не выходя даже погулять во двор или в магазин.
Нашлась и еще одна категория лиц, воспринявших постановление исключительно как рекомендацию. Они так и заявили: а нам неудобно сейчас выходить на учебу, дети привыкли учиться дома, и мы привыкли. И ехать нам далеко, и на улице холодно. И шапки опять-таки нет. Так что, уважаемые учителя, извините, но мы в школу не придем. Во всяком случае, в этой четверти. А в следующей – посмотрим, вдруг нам по-прежнему будет недосуг. Попытки учителя доказать, что выбора нет и в школу должны явиться все, возымели действие не на всех: несколько человек так и не появились в первый день.
Вот не будь меня во всех этих чатах, я бы, наверное, и не поверила, что так бывает и что так можно: торговаться и договариваться. А порой и шантажировать: «Учителя обязаны преподавать онлайн тем, кто не может или не хочет сейчас ходить в школу. А иначе моего ребенка не аттестуют, и упадут показатели успеваемости всего класса».
На этом фоне тем удивительнее звучат возмущения этих же родителей, которыми они раскидывались в начале года: как это так – учиться дома?
Как сказала одна из адекватных мам, по совместительству наша соседка: «Я бы не смогла работать учителем – сорвалась бы после первого подобного сообщения». Я бы, наверное, тоже…
Правда, уже назавтра я готова была присоединиться к сепаратистам – подъем полседьмого утра развеял школьные восторги и у меня, и у детей. Оба моих школьника минут 15 рассеяно хлопали глазами и брали обратно свои слова о том, как они соскучились по настоящей школе (учеба в дежурных классах казалась им некой репетицией).
Но деваться-то некуда, а посему мы всей семьей двинулись навстречу знаниям. И застряли в мощной пробке еще на подъезде к храму оных: вереница автомобилей с полусонными школярами растянулась от самого нашего дома: каждый родитель хотел подвезти свое чадо чуть ли не к крыльцу школы.
Но мы успели. Бегом через двор, под вой ветра и пытаясь удержать равновесие под его напорами, мы ворвались в фойе. И, знаете, сонливость как рукой сняло!
Наверное, мы – и взрослые, и дети, уже напрочь забыли это ощущение школьной суеты. Заполненный ребятней двор, толкотня в вестибюле, радостные возгласы при встрече… В тот день у меня создалось впечатление настоящего Первого сентября, того самого, которого мы недополучили осенью. Не могу говорить за других родителей, но я и сама как будто снова пошла в школу – меня захватила эта атмосфера. Да, чуть припудренная февральским снегом, а не привычным ароматом роз и хризантем; да, не такая торжественная и улыбчивая, а, наоборот, спрятавшая улыбки за масками, но тем не менее ни с чем не сравнимая.
…На следующее утро мы в школу не пошли – непогода. Дети были расстроены: буквально за 3 урока они успели подружиться с теми, кого видели до этого только на экране. И весь день повторяли: весна, приходи быстрее, нам очень нужно тепло, мы очень хотим в школу.