Только теплая погода спасает Алматы от транспортного коллапса

1137
Айгуль Турысбекова, Алматы
В конце января 2020 года Глава государства дал поручение – навести порядок в сфере городских пассажирских перевозок.
Срок исполнения важного вопроса был определен в два месяца.

О том, как исполняется это поручение Главы государства, рассмотрим на примере самого крупного города страны, где от стабильной работы общественного транспорта в прямом смыс­ле зависит жизнедеятельность мегаполиса.

Стоит отметить, что пока готовился этот материал, в Алматы сменился аким, вместо Бакытжана Сагинтаева назначен ­Ерболат Досаев.

Алматинцы хорошо помнят, какой коллапс случился в городе несколько лет назад, когда из-за внезапных морозов в конце осени большинство автобусов не вышло на маршруты из-за отсутствия зимнего топлива. Как гласит пословица: готовь сани летом, а телегу – зимой. Ведь подготовка автопарка к зимнему периоду эксплуатации влечет за собой серьезные затраты на все расходные материалы, требует тщательной подготовки.

Как отметил член общественного совета Алматы, директор Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев, исполнительной власти мегаполиса необходимо руководствоваться принципом, что бесперебойная работа об­щественного транспорта – одно из приоритетных социальных направлений жизни города. Однако чиновников в этом приходится постоянно убеждать.

Общеизвестно, что сегодня развитый и доступный общест­венный транспорт, ставший символом и свидетельством процветания мегаполисов, в то же время является «лакмусовой бумажкой», характеризующей работу властей.

Мировой опыт показывает, что около 20–30% бюджета крупных городов расходуется на развитие этой сферы, которая стоит наравне с такими услугами, как медицина и образование. Имеется ли у властей Алматы конкретный план развития городского общественного транспорта? Выработан ли системный подход к развитию транспортной инфраструктуры, когда совокупно решаются вопросы парковочных пространств, развиваются все виды общественного транспорта, каждый из которых выполняет свою роль и способствует улучшению экологии?

Увы, частая смена кураторов сферы общественного транспорта, руководителей управления городской мобильности не способствует тому, чтобы чиновники досконально вникали в суть вопроса.

Наибольший пассажиропоток в Алматы приходится на автобус­ные маршруты. Надо признать, что многочисленные жалобы горожан касаются именно работы автобусов – люди жалуются на большие интервалы движения, нерегулярность, переполненность.

Как известно, данная социальная сфера субсидируется из бюджета города. Сегодня в мегаполисе пассажиров обслуживают 20 частных автобусных парков и один муниципальный. Все 156 маршрутов являются социально значимыми, то есть себестоимость перевозки одного пассажира превышает установленную в 2011 году стоимость в 80 тенге.

В 2022 году, согласно утверж­денному маслихатом Алматы городскому бюджету в размере 1 трлн 40 млрд тенге, на субсидирование социально значимых автобусных маршрутов будет потрачено 56 млрд тенге.

– Тарифной комиссией города утверждены расчетные тарифы на проезд в городских и пригородных маршрутах Алматы, определяющие потребность субсидирования убытков в объе­ме 56,5 миллиарда тенге по 156 маршрутам. Таким образом, в бюджете города заложены дос­таточные суммы на финансирование организации автобусных перевозок, но это не гарантирует того, что субсидии будут выплачиваться своевременно и в необходимом объеме, – говорит Сабит Аманбаев.

По его словам, вызывает обеспокоенность тот факт, что уже прошел январь, но до сих пор нет договоров между автобусными парками и управлением городской мобильности по субсидированию убытков перевозчиков на социально значимых маршрутах мегаполиса. Согласно этому документу, автобусные парки обязуются выставлять определенное количество автобусов, обеспечивать безопасность движения, соблюдение графика и культуры обслуживания.

При выполнении всех этих требований бюджет выплачивает автопаркам разницу между себестоимостью и номинальной стоимостью проезда. Напомним, что, согласно законодательству, субсидии должны выплачиваться в начале каждого месяца, покрывая убытки за прошедший месяц.

– Такой договор определяет обязанности и ответственность сторон. Эти документы должны быть на руках у перевозчиков до начала года. А пока у всех тревожное состояние в связи с тем, что акимат планирует секвестировать бюджет, так как сейчас остро стоит вопрос о восстановлении городской инфраструктуры после январских беспорядков, – отметил член общественного совета.

Отсутствие договоров неминуемо ведет к срывам своевременного выхода транспортных средств на линию и понижению качества обслуживания пассажиров.

Можно сказать, что вновь не учтен опыт 2021 года, когда на выплату субсидий было заложено всего 20 млрд тенге, что значительно ухудшило финансовое положение автопарков, находящихся под бременем кредитов, и привело к срывам графиков движения. Тогда пришлось в спешном порядке корректировать бюджет и выделять дополнительно 25 млрд тенге.

Как признаются руководители автопарков, из-за этих финансовых проблем автотранспорт не был в должной мере подготовлен к нынешней зиме. И только теплая погода спасает город от коллапса.

Напомним, общественный совет Алматы в течение прошлого года провел несколько заседаний, посвященных проблемам общественного транспорта, чтобы обратить внимание акима города на эту сферу. На встречах отмечалось, что управление городской мобильности не имеет утвержденного плана работы по организации общественного транспорта и, в частности, автобусных перевозок. Однако каких-то позитивных сдвигов в работе уполномоченного органа не произошло.

Судя по бюрократическим проволочкам, чиновники не только не соблюдают законодательство, но и де-факто игнорируют распоряжение Президента РК от 24 января 2020 года. Комплекс мер по улучшению организации работы пассажирских перевозок, утвержденный Правительством, также не выполняется.

– В прошлом году акимат полгода задерживал выплаты субсидий, потом начал секвестировать субсидии, нарушая нормы Закона РК «О пассажирских перевозках», не проявляя никакой ответственности за свой участок работы. Дошло до того, что перевозчики были вынуждены подавать иски в суд на акимат. Отношение уполномоченного органа к организации работы общественного транспорта можно охарактеризовать двумя словами «хуже некуда», – сетует мой собеседник.

Разделяя озабоченность члена общественного совета, напомним, что в Алматы провозглашена программа «Город без окраин», предполагающая равные возможности для всех жителей мегаполиса, а значит и мобильности каждого алматинца, которая зависит от качественной работы общественного транспорта.

Понимают ли власти города, что качество пассажирских перевозок зависит от слаженной работы бизнеса и государства в лице акимата? Вопрос остается до сих пор открытым.

Популярное

Все
Список погибших в авиакатастрофе казахстанцев опубликовало МЧС
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Найден черный ящик потерпевшего крушение самолета вблизи Актау
Актауского блогера арестовали на 10 суток после съемки с места крушения самолета
Для пострадавших в авиакатастрофе организуют спецрейс в Азербайджан
Трамп обещал Канаде вдвое уменьшить налоги при присоединении к США
В преддверии Нового года индустрия красоты снова подняла цены
Место крушения самолёта в Актау взяли под усиленную охрану
Более 2 млрд тенге заработала астанчанка на сводничестве
В Казахстан вылетели представители производителя Embraer и CENIPA из Бразилии
«Никаких неврологических дефицитов нет»: врач рассказал о самочувствии учителя из Семея
В Греции электромобили встали на дороге из-за холода
Опубликован список обладателей стипендии «Болашак»
Акимат незаконно лишил выпускника детдома участка земли
«Детектору лжи» и психологической экспертизе подвергнут кандидатов на руководство в органах
В ожидании чуда: новогоднюю сказку показали в старейшем театре Астаны
Пострадавшие при крушении самолета близ Актау россияне отправились на родину
Спикер Сената выразил соболезнование близким погибших в авиакатастрофе над Актау
Министр обороны обсудил приоритетные направления с руководителями отечественных предприятий
Конференция на тему аутоиммунных заболеваний нервной системы прошла в Алматы
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
В Алматы завершился XII МКФ Bastau
Прокурор Аймаганова высказалась по делу Шерзата
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Интерактивные уроки ведут в... театре кукол
«Языковой караван» сплачивает
В Атырау выявили частную школу без лицензии
В Казахстане установили требования к автовокзалам и автостанциям и по пассажирским перевозкам
В Казахмысе сделали заявление по ситуации на предприятиях корпорации
В Казахстане хотят ужесточить требования к кандидатам на усыновление детей
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
Президент принял главу совета директоров Euronews Педро Варгаса Давида
Новые скрепы духовной столицы
«Казахмыс» объявил о завершении переговоров с бастовавшими работниками
Казахстан начал строить школу в пострадавшем от землетрясения Газиантепе
Минздрав призывает обсудить нововведения в системе ОСМС
Учредители детсада осуждены за содержание «мертвых душ»
Объединить усилия власти, бизнеса и общества
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Трудов высокая оценка
Прорыв в дорожной сфере
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Владимир Путин прилетел в Астану
Казахстан – Россия: стратегическое партнерство, обращенное в будущее
«Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине
В Тбилиси спецназ разогнал протестующих водометами
Пять представительниц Казахстана по боксу пробились в финал чемпионата Азии

Читайте также

Единую систему учета игорного бизнеса создадут в Казахстане
Должников по алиментам трудоустроили в колониях СКО
К распространению наркотиков в РК стали привлекаться дети д…
Верховного муфтия переизбрали в Казахстане

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]