Музыкальная летопись народа

1131
Елена Брусиловская
корреспондент Алматинского корпункта

Несмотря на почтенный возраст – 90 лет, Казахский национальный оркестр народных инструментов имени Курмангазы по-прежнему молод

фото Юрия Беккера

Покоряя сердца

История Казахского национального оркестра народных инструментов уходит далеко вглубь времен. Почти сто лет назад знаменитый собиратель казахских песен и кюев Александр Затаевич, покоренный певческим талантом народа, создал сборники «1000 песен казахского народа» и «500 казахских кюев и песен», в которых не только представлена антология казахского музыкального фольклора с древних времен и до 1930-х годов прошлого столетия, но и впервые появились характеристики творчества таких видных народных композиторов, как Абай Кунанбайулы, Курмангазы, Биржан Сал, Жаяу Муса, Даулеткерей, Балуан Шолак, Мухит, Ибрай, а также видных народных исполнителей Амре Кашаубаева, Габбаса Айтпаева, Кали Байжанова и многих других.

«Случайного пришельца из дальних стран», как называл себя Затаевич, до глубины души тронула музыка степи, он был очарован ее мелодизмом и глубоким внутренним содержанием, что навсегда породнило его с талантливым и благородным казахским народом. Влюбленный в казахскую музыку, он писал: «Чем больше я записываю народные песни, тем больше мне кажется, что я так мало знаю казахскую музыку. Это какой-то необъятный беспредельный океан, в глубине которого таятся еще неизведанные богатства...» И это действительно так, ведь кюи вобрали в себя различные эпические сказания и легенды, они всегда были вместе со своим народом и в горе, и в радости. Не случайно их называли «голосом степных вет­ров», музыкой, рожденной под знойным солнцем на необозримых степных просторах или под сенью старинного шанырака.

«Храните же, изучайте и приумножайте ваши национальные духовные богатства, развивайте и украшайте их достижениями высшей общечеловеческой культуры, к которой стремитесь, и да возрастает из народных недр обновленная и расцветшая казахская национальная музыка!» – эти слова Александра Затаевича стали своеобразным завещанием потомкам.

Как рассказал мне нынешний директор Казахского национального оркестра народных инструментов имени Курмангазы Медет Куанышев, еще во времена Затаевича, в начале 30-х годов прошлого столетия, тогдашний нарком народного просвещения Казахской АССР Темирбек Жургенов дал поручение молодому музыканту, выпускнику Ленинградской консерватории имени Н. Римского-Корсакова Ахмету Жубанову собрать из разных уголков Казахстана талантливых исполнителей кюев и создать народный ансамбль по образцу популярного тогда оркестра русских народных инструментов им. В. В. Андреева.

– Поначалу коллектив, который создал Ахмет Жубанов, состоял всего из 11 исполнителей-домбристов. Но эти самородки, которых ему удалось отыскать в многочисленных поездках, особенно в Западном Казахстане, на родине прославленного кюйши Курмангазы, как правило, не знали нотной грамоты, ведь народные песни и кюи передавались из уст в уста, поэтому первоначально их приходилось обучать в музыкально-драматическом техникуме, – рассказывает Медет Куанышев. – В нашем музее хранятся имена этих зачинателей – Лукпан Мухитов, Кали Жантлеуов, Уахап Кабигожин, Махамбет Букейханов, Науша Букейханов, Габдильман Матов и другие.

Вот они и стали тем ядром, на основе которого был создан первый в республике оркестр народных инструментов. Официально он был оформлен летом 1934 года, и так как времена были политизированные, оркестру было присвое­но почетное тогда имя КазЦИКа – Центрального Исполнительного Комитета Казахской ССР.

И лишь через 10 лет, в 1944 году, в честь 10-летия оркестру присвои­ли имя великого композитора-кюйши, основателя народной домбровой школы Курмангазы. Начав в 18 лет странствующую жизнь кюйши, Курмангазы до конца своих дней смотрел на мир глазами сказителя, его громадная память сохранила для потомков более 60 кюев, и все они – в нынешнем репертуаре, а знаменитый кюй «Сарыарка» стал своеобразной визитной карточкой оркестра.

Как свидетельствует история, в 1880 году Курмангазы поселился в местечке Сахма под Аст­раханью. Умудренный опытом, уважаемый в народе аксакал собрал вокруг себя своих учеников, которые продолжили дело мастера. В первую очередь, это Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов, Мамен, Кокбала, Сугурали, Торгайбай, Шора и другие. Умер Курмангазы, по одним данным, в 1889 году, по другим – в 1896 году, похоронен в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области России. В 1997 году на месте погребения построили мавзолей, куда перенесли прах кюйши.

Продолжатели традиций

– Мы стараемся сохранять особые приемы игры на домбре Курмангазы, которые во многом определили и развивали музыкальную технику его времени, – продолжает рассказ Медет Куанышев. – Первым художественным руководителем и дирижером оркестра стал Ахмет Жубанов, который сам виртуозно играл на домбре. Он называл домбру «древней летописью кочевого народа».

В июне 1934 года в Алма-Ате состоялся первый Всеказахстанский слет деятелей народного искусства, на который из регионов республики съехались талантливые певцы, танцоры, инструменталисты, акыны, художники, мастера прикладного искусства. На этом слете выступил и только что созданный оркестр народных инструментов.

Причем, как отмечают специалисты, перед Жубановым стояли архисложные задачи, которые заключались не только в том, чтобы обучить нотной грамоте первых исполнителей, но и создать единый коллектив, ведь до этого все кюйши были исполнителями-одиночками. Кроме того, каждый домбрист играл свою версию кюя или народной песни – как известно, в разных регионах их исполняли по-разному.

Но главная задача, которую поставил перед собой Ахмет Жубанов, – создать полноценный репертуар, а для этого надо было переработать народные песни, кюи для исполнения оркестром, что требовало серьезного и квалифицированного подхода.

Современники Жубанова вспоминали, что он был не только талант­ливым композитором, прекрасным организатором, но и превосходным дирижером, хотя специально не обучался этому искусству, дирижировал темпераментно, энергично. Сам занимался оркестровкой и подбором репертуара.

Жубанов настолько глубоко вникал в мельчайшие детали организации оркестра, что стремился найти не только одаренных исполнителей, но и создателей такого уникального музыкального инструмента, как домбра.

Мало кто знает, что специально для этого Ахмет Куанович пригласил в Алма-Ату потомственного мастера музыкальных инструментов Эмануэля Романенко из Тулы, который приехал сюда вместе со своим братом Борисом.

В 1932 году в сотрудничестве с Жубановым он разработал и создал первые образцы домбры и кобыза. Кстати сказать, по его стандарту эти инструменты изготавливаются и сейчас. Как великие Амати и Страдивари создавали свои скрипичные шедевры, так Эмануэль Романенко стал выдающимся мастером казахских национальных музыкальных инструментов.

Его ученик Камар Касымов вспоминал: «Мне было восемь лет, когда я впервые отправился искать «поющее» дерево. С тех пор я занимаюсь изготовлением музыкальных инструментов. Немало сделано мною звонких домбр и кобызов. Когда казахский оркестр имени Курмангазы гастролировал в Китае, лучший из наших инструментов музыканты подарили Мао Цзэдуну».

В 1950-х годах в оркестре насчитывалось 14 видов казахских народных инструментов. К сожалению, сейчас создание штучных, уникальных по звучанию казахских национальных инструментов практически утеряно.

И еще один исторический факт, который стоит запомнить нынешним музыкантам. Оказывается, Ахмет Жубанов мог и сам изготовить домбру. Об этом вспоминал писатель Бауыржан Момышулы: «Во всем мире существуют только две уникальные домбры, особые по звуку, певучести, удивительной звонкости дерева. Они изготовлены самим Аханом Жубановым. Одна из них находится в Канаде, в Монреале, хранится в почетном месте как драгоценная реликвия. Вторая же домбра находилась у акына Ж. Сатибекова (утеряна). Они уникальны по своему звучанию».

Первый успех

Первый большой успех выпал на долю оркестра в Москве в 1936 году, когда в столице СССР проходила Первая декада казахской литературы и искусства. В архиве оркестра хранится и номер газеты «Известия» от 24 мая 1936 года, которая писала: «…Казахи, высоко подняв свою музыкальную культуру обращением к европейскому симфоническому оркестру, не забросили народных инструментов. Наоборот, они собрали много разновидностей народных инструментов и создали стройный, звучный большой оркестр, сумевший под управлением Ахмета Жубанова с честью передать со сцены Большого театра и такие простые вещи, как лирическая народная песня «Красная пшеница», и такие сложные, требующие яркого музыкального выражения произведения, как приглушенная песня Курмангазы «Кобик шашкан».

И даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны оркестр не прекращал свою концертную дея­тельность, выступая с шефскими концертами перед солдатами.

– Ахмет Жубанов проработал главным дирижером оркестра до 1945 года. Я считаю, что как первый дирижер он внес огромный вклад в развитие музыкальной культуры казахского народа, – отмечает Медет Куанышев. – После него в оркестре работали композиторы Латиф Хамиди, Сергей Шабельский, Леонид Шаргородский, Нургиса Тлендиев, дирижер Фуат Мансуров и другие.

В 1950 году дирижером оркестра стал выпускник Алма-Атинской консерватории Шамгон Кажгалиев, который впоследствии стал народным артистом СССР. В 1953 году на IV Всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте коллектив под его руководством получил первую премию и звание лауреата, показав высокий профессиональный уровень исполнения.

Весной 1957 года с огромным успехом прошли гастроли оркестра в Китае, где ценители музыки были поражены тем, что на таких народных инструментах, как домбра и кобыз, можно передать нюансы, которые в состоянии выразить целый симфонический оркестр. Более того, китайцев не только покорила наша национальная музыка, но и богатый музыкальный опыт, который они решили перенять при создании собственных национальных оркестров.

С музыкой сквозь годы

Сейчас в оркестре прекрасную музыку воссоздают более 135 виртуозных музыкантов, в их исполнении можно услышать кюи Курмангазы – «Сары-Арка», «Алатау», «Кішкентай», «Адай», «Қайран шешем», а также кюи Дины Нурпеисовой – «Той бастар», «Кюй о партии», «Асем Қоныр», кюи Таттимбета – «Саржайлау», «Сылқылдақ», «Қос басар», Даулеткерея – «Қос алқа» и многие другие.

Как рассказал Медет Куанышев, оркестр исполняет и классическую казахскую музыку, например, произведение Евгения Брусиловского «Желдірме», «Таджикские танцы» № 2, 3 Ахмета Жубанова, «Родина радости» Сыдыка Мухамеджанова, а также произведения зарубежных композиторов – увертюру к опере Верди «Травиата», «Вальс-фантазию» Михаила Глинки, произведения Моцарта, Брамса…

И если на 1958 год в репертуаре оркестра насчитывалось 400 музыкальных произведений, в 90-х годах – более 1 000, то сейчас – их свыше 4 000.

Многим музыкантам оркестра присвоены звания народных и заслуженных артистов респуб­лики. Прославились в разные годы солисты оркестра – кобызистки Гульнафиз Баязитова и Фатима Балгаева, домбристы Кали Жантлеуов, Бахтияр Кубайжанов, Каршыга Ахмедьяров и многие другие.

На фоне величественных гор еще явственнее ощущается величие казахской народной музыки

Несколько лет работала в оркест­ре народная артистка КазССР, народный композитор-кюйши, непревзойденная Дина Нурпеисова.

Не случайно оркестр народных инструментов имени Курмангазы называют сегодня жемчужиной музыкального инструментального искусства, по сути, он превратился в полноценный симфонический оркестр, широко известный не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Он постоянно выступает на различных музыкальных фестивалях и концертных площадках, радуя своим исполнительским мастерством многочисленную публику.

Когда-то в оркестре звучали также арии, романсы и народные песни казахов, русских, румын, армян, чехов, поляков в исполнении Куляш Байсеитовой, Байгали Досымжанова, Бекена Жилисбае­ва, Бибигуль Тулегеновой, но со временем было принято решение исключить исполнителей, сделав оркестр чисто инструментальным.

За свое исполнительское мастерство в 1967 году оркестру было присвоено почетное звание «Заслуженный коллектив Казахской ССР», в 1978 году он стал академическим, а в 1984 году оркестр был награжден орденом Дружбы народов. В 2020 году Указом Президента Касым-Жомарта Токаева ему присвоен статус национального.

Казахский национальный оркестр народных инструментов имени Курмангазы – один из самых известных и узнаваемых музыкальных коллективов в Казахстане и за его пределами, за многие годы своего существования он стал настоящей национальной гордостью.

– Наша основная цель – сохранение и популяризация культурного наследия Казахстана, – убежден Медет Куанышев. – Коллектив покорил сердца слушателей на престижных музыкальных площадках мира, таких как Концертгебау в Амстердаме, Золотой зал Венского музыкального общества, Карнеги-холл в Нью-Йорке и Большой театр в Москве. Он также участвовал в многочисленных международных фестивалях и конкурсах, где завое­вал множество наград. Оркестр также принимал участие в записи музыки для фильмов, телевизионных шоу и других проектов.

В числе наших оркестрантов есть заслуженные деятели культуры, кавалеры ордена «Құрмет», лауреаты Государственной премии, победители и конкурсанты многих республиканских и международных конкурсов.

Несмотря на свою богатую историю и достижения, мы продолжаем активно развиваться, стремимся радовать своих поклонников новыми, интересными проектами. Например, вот уже несколько лет по типу «Ночь в музее» мы реализуем свою программу «Ночь с оркестром», которая очень нравится алматинцам.

При этом оркестр не ограничивается только концертной и фестивальной деятельностью, мы активно занимаемся просветительской работой и развитием музыкальной культуры в Казахстане, регулярно проводим мастер-классы для молодых музыкантов, организуем музыкальные конкурсы и фестивали. В год мы даем примерно 100 концертов, собирая свыше 35 000 зрителей...

Популярное

Все
Завершился 22-й раунд переговоров по Сирии
Будем здесь учиться на хорошо и отлично
Увеличить объем подачи питьевой воды в Актау обещают до конца ноября
Дорогу и возможности – молодым
Будущее детей родители связывают с новой школой
Ни закупочных цен, ни субсидий
В Петропавловске состоялась международная выставка голубей
В Алматы прошел творческий вечер поэтессы и певицы Аксункар Акынбаба
Инновации и инклюзивность
Музыкальная машина времени
«Казаханимация» запустила серию международных мастер-классов
Точки духовного притяжения
Урок мужества провели в Нацгвардии
Пришел в кино, а там...
Легенда купеческой эпохи оживает в Петропавловске
Доля шутки
Музейный уголок
Молодое пополнение принимает присягу
Ироническая сказка для взрослых
Итоговая проверка
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Больничный теперь не подделаешь
До золота рукой подать
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Нацбанк сообщил о переходе на международный стандарт ISO 20022
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Кто и как охотится за нашими детьми?
Димаш Кудайберген выступил в Елисейском дворце
Движение ограничили на трассе в Карагандинской области
Осмысливая «Средний коридор»
Казахстанский борец возглавил мировой рейтинг UWW
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Строительство завода будет возобновлено
Макпал Жунусова пожаловалась на FlyArystan
Успешные педагоги вдохновляют на успех
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Реконструкция близится к завершению
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Чеченка с казахской душой
Этот день изменил судьбу
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Засоряют Большой Алматинский канал
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань
Редкие породы собак представили на международной выставке «Созвездии псовых» в Алматы
Шатры и юрты Великой степи
В Алматы будут выпускать лекарство от рака молочной железы

Читайте также

Объявлены победители Премии MTV
Бибигуль Тулегенова отметит 95-летие на сцене «Астана Опера»
«Я встретил тебя...»
Артисты «Қазақконцерта» выступили в Чехии

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]