В Казахстане сотни сакральных мест, достойных широкой известности

2268
Людмила Макаренко
Обозреватель Алматинского корпункта

Рано или поздно так должно было случиться: человек путешествующий утомится лежачим пляжным отдыхом и осмотром хрестоматийных достопримечательностей и захочет большего – впечатлений не на физическом, а на тонком духовном уровне. А это то, что может дать, пожалуй, только туризм веры. И сейчас это один из наипервейших трендов мировой туриндустрии.

фото автора, Светланы Карягиной

Путешествие души

Паломничество к святым мес­там существует с древних времен. «Мирской» туризм – явление, конечно, другого порядка. Но оно едва ли противоречит высоким идеям странничества истинно верующих. В конце концов, познавательные религиозные путешествия столь же полезны для духовного и культурного просвещения, для знакомства с историческим прошлым, традициями канонической архитектуры и символического искусства. Есть у них и еще один большой плюс: паломники разных вероисповеданий могут изучать святыни друг друга, что сильно облегчает взаимопонимание.

Для многоконфессионального и полиэтнического Казахстана именно такой вид туризма мог бы оказаться особо успешным. Тем более что его потенциал огромен. Сохранившееся до наших дней духовное наследие древнего народа начинается с мистических «мест силы», история которых уходит в язычество, шаманство и тенгрианскую веру, продолжается буддийскими святынями знаменитых парков петроглифов и погостом для поклонения иудеев и, наконец, приходит к богатствам ислама и хрис­тианства.

Только в Южном и Западном Казахстане находится не менее 500 объектов, представляющих культовую ценность. Известна своими уникальными святынями Мангистауская область. Да и у любого другого региона страны соберется не один туристический маршрут по сакральным местам с гарантией их эксклюзивности и уникальности.

Тонкая грань

Совсем недавно путь в мужской православный монастырь на вершине горы Кызылжар в Аксайском ущелье, что в считаных километрах от Алматы, могли преодолеть немногие. Почти два километра крутых горных троп, речка с хлипкой переправой и заросли колючего кустарника... Зато в конце непростого восхождения каждого совершившего его ждала редкая награда: чувство ни с чем не сравнимого благоговейного трепета – то ли от невообразимой красоты девственной природы, то ли от целительной энергии намоленного места.

– Здравствуйте вам и легкой дороги, – в горах по негласному этикету принято здороваться с каждым встречным, и это уже вторая встречная компания, которая спускается с монастырской горы, пока мы только начинаем подъем.

Два года назад под покровительством Митрополичьего округа РПЦ в Казахстане пешеходный маршрут в Аксайский скит реконструирован. На всем его протяжении смонтированы деревянные лестницы и перильные ограждения, отсыпаны гравийные дорожки, перекинут мост через горный ручей, а на самых живописных видовых площадках появились скамейки. Путь стал значительно проще и безопаснее, но и затерянный уголок монахов-отшельников – более доступным и открытым.

Сто с лишним лет назад пять монашествующих священников бежали сюда в поисках уединения от мира. Та история закончилась большой, но вполне типичной для своего времени трагедией.

Намоленное место

Подъем к монастырской оби­тели занимает от одного до двух часов в зависимости от физичес­кой подготовки и настроения. Говорят, отцу Трифану, давнему настоятелю монастыря и человеку уже не молодому, хватает 40 минут, чтобы преодолеть полторы тысячи ступеней новенькой лестницы. Техника в этом случае та же, что при любом горном треккинге: ритмичное дыхание, правильная постановка ноги, много воды и обязательно молитва, неважно какая – главное, искренняя.

– Монастырь расположен на высоте 1 850 метров над уровнем моря, и это самая высокогорная в Казахстане действующая православная обитель, – предваряет наше восхождение к святыне Ольга Хмырова, гид экскурсионного и паломнического отдела Митрополичьего округа.

Тур в Аксайский скит, точнее сказать, в Свято-Серафимо-Феог­ностовскую пустынь – часть проекта «Золотое кольцо Казахстана», объединившего несколько экскурсионных маршрутов по знаковым для Алматы и Семиречья культовым и историческим памятникам. Мужская обитель на горной вершине занимает в нем особое место. Это единственная в своем роде дос­топримечательность не только Казахстана, но и Центральной Азии, а в определенном смыс­ле – всего православного мира.

– История основания Аксайского скита связана с особым чудом, – продолжает экскурсовод. – Место для новой оби­тели, в поисках которого монах Серафим вместе с двумя послушницами и странником Виктором остановился в Аксайском ущелье, было указано благодатным свечением. Три дня провели они у подножия горы, и каждое утро отец Серафим и Виктор ходили осматривать место, откуда с наступлением сумерек исходило это неземное сияние. И что любопытно, женщины, как ни старались, так и не смогли его разглядеть.

Описанное таким образом событие было признано явлением Богоматери, особо покровительствующей монашествующим. А место чудесного явления уже в наше время стало почитаться первым в Казахстане уделом Пресвятой Богородицы.

Тишь да гладь

Вопреки бытующему заблуж­дению, первые насельники оби­тели на Кызылжаре обращались к затворничеству не из-за гонений на веру, которые к 1913 году еще не случились. К тому времени в городе Верном иноки, в разное время призванные из Свято-Троицкого Иссык-Кульского монастыря, несли служение в разных храмах. Однако суетная мирская жизнь одинаково стесняла всех их.

– В свободное от несения служб и послушаний время они удалялись в урочище Медеу, в свой скит на сопке Мохнатой. Но когда и туда стало приходить много верующих, оставили кельи монахиням Иверско-Серафимовского монастыря и отправились искать более уединенное место, – ведет экскурсию Ольга.

Чем закончились эти поиски, уже известно. Как и то, что к началу жесточайших репрессий богоборчества братская община Аксайского скита жила уединенной и вполне размеренной жизнью. Пятеро отшельников – иеромонахи Серафим, Феогност, Анатолий, Пахомий и монах Ираклий – вели небольшое хозяйство, содержали огородик, достраивали скит, который в основном состоял из вырытых между корнями деревьев пещер, и проводили в них молитвенные бдения.

На вершине монастырской горы и теперь стоит та самая умиротворяющая тишина, которую едва нарушает шелест мачтовых тянь-шаньских елей. А если выйти из пряно пахнущего леса на склон глубокого ущелья, дух захватывает от невероятных видов на могучие горные хребты, покрытые белыми ледовыми шапками вершины и изумрудно-зеленые лоснящиеся от солнца склоны.

В чужой монастырь

Реконструкция пешего марш­рута в Аксайский скит коснулась и внутреннего устройства монашеской обители. Для прихожан сделали новые ступенчатые подходы к храму, для монахов – перенесли подальше на закрытую территорию жилой блок с кельями. И, пожалуй, именно так выражается самый щепетильный вопрос устройства религиозного туризма: как разделить или, наоборот, совместить интересы «мирского» туриста и паломника, путешествующего ради того, чтобы увидеть что-то новое и диковинное, и тех, кто идет в трудный поход ради поиска истины и смысла жизни. И как при этом не нарушить веками сложившийся уклад культовых мест.

Выяснить точное количество насельников обители всегда бывает непросто. К монахам часто присоединяются послушники – те, кто только пробует пойти путем аскезы и жертвенного богослужения, но долго продержаться на нем удается немногим. Следованию обетам и самоограничениям мешают соблазны внешнего мира.

Поэтому паломников и путешественников просят деликатно вести себя в пределах скита. Не говоря уже об элементарных правилах приличия в поведении и одежде: здесь все, как в любом храмовом учреждении – не пьют, не курят, громко не разговаривают, не слушают музыку, женщины покрывают голову и носят юбку.

Случайно встретить монаха за границами приватной зоны общины практически невозможно. Но, если это вдруг случается, не стоит его отвлекать от духовной работы, тем более просить об исполнении каких-то треб или о духовных наставлениях. Даже облаченный правом совершать богослужебные действия, он должен получить на любое из них благословение игумена. В монастырь можно принести пожертвования на общинную жизнь, но, если это продукты, они должны быть исключительно постными и простыми.

Крестный путь

В трагическую ночь конца июля 1921 года в Аксайском скиту оставались трое из пяти монахов. Отец Ираклий и отец Пахомий не вернулись в горы из Алма-Аты после храмовой службы. Троих конников, нагрянувших в скит глубоким вечером, в своем доме принимал отец Серафим.

Под утро началась расправа: Феогноста убили спящим выст­релом в сердце, Серафима заст­релили рядом с кельей, когда тот читал молитву. Скрыться удалось иеромонаху Анатолию, он-то и рассказал о ночных визитерах, искавших в скромных обиталищах скита ценности. Убийц нашли и даже судили военным трибуналом, ибо были они красноармейцами. Но приговор оказался поистине иезуитским: судить не за что, потому что монахов убивать можно.

Хоронили священников там же и после надолго забыли святое место. Официально обитель вновь открылась в 1996 году, а четыре года спустя монахов Серафима и Феогноста причислили к лику святых для общецерковного почитания. Еще через год была построена деревянная церковь, которую разрушил горный обвал.

Сейчас о событиях далекой поры свидетельствует погост, где нашли упокоение преподобномученники, и великолепный бревенчатый храм из сибирской лиственницы, выполненный в форме креста, куда перенесены мощи святых. При желании можно участвовать в литургиях, которые служат в церкви монахи, но предварительно это нужно обсудить с настоятелем монастыря. В день памяти монахов-священников каждый год 11 августа (по новому стилю) на самую вершину горы Кызылжар поднимаются сотни верующих. Говорят, на священной земле до сих пор происходят чудеса...

Популярное

Все
Два жилых массива полностью обеспечены газом
Нашим палуанам не было равных
Лучшие мергены континента собрались в Шымкенте
Заблокировали 600 сайтов
В поселке открылась новая школа
Важная часть жизни общества
При поддержке фонда
Киберпреступления – как вирус: меняют форму, но сохраняют суть
Завершается хлебоуборочная страда
В аэропорту Караганды построят заправочный комплекс
За гибель шахтеров – реальные сроки
Отрасль нуждается в стратегии
Перспективы развития параспорта
Создано спецподразделение по внедрению ИИ
Ботай покоряет мир
Мыслить смело, действовать достойно
Как Казахстан готовится к революции в производстве авиатоплива
Фундамент идеологии «Закон и Порядок»
Новый рубеж развития
Руководствуясь наказами избирателей
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Уборку зерновых завершили аграрии Шымкента
Карагандинский академический театр музкомедии приедет на гастроли в Астану
Среднемесячная зарплата выросла в Казахстане
Определены 100 популярных казахстанских книг
Как будет расти Караганда
Производство китайских грузовиков локализуют в Сарани
День спорта отметят в Казахстане
Мертвые души и трудоустройство
Шапан Танеке Досетулы передан Национальному музею
Встреча Путина и Трампа пройдет в Анкоридже
И цвет окрашивает слово...
Условно-досрочное освобождение стало доступным для новой категории осужденных в РК
Достучаться до сердец
По принципу единой образовательной среды
EXPO-2025: туристический потенциал Астаны представили на всемирной выставке
В Семее состоялся айтыс «Адамзаттың Абайы»
Сегодня – День спорта
В Алматы отметили юбилей великого поэта и мыслителя
Уборка началась на севере страны
До конца 2025 года в Казахстане введут обязательную маркировку моторных масел
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Сильные дожди накроют Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Гвардеец завоевал бронзу на ЧМ по пляжному самбо в Сингапуре
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Нацбанк начал валютные интервенции
Где и когда посмотреть результаты конкурса грантов?
Гвардеец стал призёром конкурса по популяризации наследия Абая
В Туркестане построят восточную объездную дорогу
В Астане 125 новобранцев дали клятву Родине
Незаконные постройки снесут в Уральске
Найдены личные вещи членов экипажа пропавшего на Сорбулаке вертолета
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»

Читайте также

Всемирный библиотечный и информационный конгресс проходит в…
Гостей и делегации из 12 стран принимает СКО
В Бишкеке уберут советские названия улиц
EXPO-2025: туристический потенциал Астаны представили на вс…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]